Каждый день проходя по лесной тропинке до школы и обратно домой, Саша открывал для себя новую страницу зеленой поэмы, слушал язык кудрявых ясеней, развесистых кленов, стройных, изящных березок, говорил с ними, лелея в сердце мечту непременно стать лесником. И стал! Окончив Великоанадольский техникум, Александр Манько был направлен в Днепродзержинский лесхоз, начав там свою трудовую деятельность в должности мастера леса Шульговского лесничества. Вот так и попал человек на Приорелье, которое стало ему родным и близким, ведь пустил здесь крепкие, будто молодой зеленый дуб, корни.
Взявшись за выношенное и изученное дело, не сторонился никакой работы. Его можно было увидеть и с пилой, и с топором, и за рулем. На косогорах, неугодьях, в балках вместе с другими работниками лесничества высаживал деревья, кусты, которые шумят сегодня свою вечную песню лесов, очаровывают людей своей красотой.
Позднее, когда уже бы женат и имел семью, успешно кончил Киевскую сельхозакадемию. Работал помощником лесничего, потом — лесником в Царичанском лесничестве, а с 2001-го — директором государственного предприятия «Днепродзержинский лесхоз», которому подчинены Царичанский, Криничанский и Петриковський районы. Под руководством Александра Ивановича лесники и другие работники леса каждый день беспокоятся о сохранении зеленого друга от пожаров, вредителей, обновляют, лелеють-растят насаждения… Лес для него — это судьба…
— Я бы сказал больше — это жизнь, — искренне сознается Александр Иванович. —И я рад и горд тем, что и наши оба сына продолжают династию Манько-лесничих.
Какой отец, такой сын…
Какое дерево — такой клин, какой отец — такой сын. Точнее, двое сыновей. Вопросов относительно того, кем быть, у Манько-младших не было: оба пошли по отцовской стезе. Старший, Владислав, инженер лесных культур, работает в Днепродзержинском лесхозе, младший, Ярослав, — лесник Царичанского лесничества.
— А наши обе, нет, не невестки, дочери, как и я, — педагоги, — прибавляет, тоже не без гордости, Любовь Петровна. — Инна, жена Владислава, физик-математик, работает в школе в Днепродзержинске. А вот Алена, жена сына Ярослава, по специальности экономист, но тоже решила приобщиться к нашей уже педагогической династии Манько и получает второе высшее образование в университете, будет филологом. А пока учится (на 2-м курсе), еще и работает в Могилевской СОШ I—III степеней. Теперь убеждена: учитель — это именно ее призвание. Впрочем, считает: специальность экономиста отнюдь не лишняя, особенно в семейной экономике…
Сама же Любовь Петровна тридцать лет отдала педагогической работе, начиная когда-то свой трудовой путь молоденькой выпускницей Никопольского педучилища в Цибульковской школе. Затем учительствовала в Китайгородской и Могилевской десятилетках, была председателем райкома профсоюза работников образования.
Тридцать шесть лет идут они с Александром Ивановичем по жизни вместе. Лелеяли леса и свое семейное счастье, растили в любви сыновей, уча их тому, чем сами богаты: доброте, искренности, душевной красоте. Кажется, совсем недавно сыновья на лесных лужайках играли, а уже милые внучата тешат дедушку Сашу и бабушку Любу: первоклассник (точнее, второклассник) Сашуня (дедушкина гордость, потому и назван в его честь, а может, еще и дело его продолжит — растить лес) и Софийка, которой в мае исполнилось пять. Разумница растет! Все ей интересно, когда приедет из города в гости к дедушке и бабушке, где гнутся от плодов в роскошном саду, взлелеянном заботливыми руками, яблони и груши, где пахнет кленами, березами, хвоей, дубами, где воздух такой, что дышишь — не надышишься… Не то, что в загазованном городе.
С огоньком, но без пожаров
Так можно сказать о работе сотрудников Царичанского лесничества, которое возглавляет Ярослав Манько, сын Александра Ивановича. Чем вообще можно объяснить самоотверженный труд работников леса? В нем хватает рутины, недостатка средств и стихийных бедствий. К счастью, пожары, губительные для наших лесов, Царичанское лесничество обошли (и обходят) стороной. В чем, между прочим, заслуга самого коллектива, возглавляемого Ярославом Александровичем.
— Наши лесники постоянно настороже. Ведем разъяснительную работу с людьми, в оздоровительных лагерях. Знаете, на протяжении многих веков лес доказывал нам, что может обойтись и без человека. Но понадобилось немало времени для доказательства обратной теоремы…
К счастью, были и есть люди, такие, например, как лесники Манько, которые понимают, что лес не просто нам нужен. Не будет леса — не будет и нас… Сравнить его зеленую красоту можно только с музыкой Баха. Лес кажется таким же вечным. Только увлечение вызывает не фантастика нот, а песня, которую шумят дубы и клены, сосны и березы в могилевскому лесу уже полтора века…
Автор: Людмила Титарева
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |