Согласно украинской пословице, месяц "лютий, питає: "Як взутий?" Тем не менее народ в это время уже начинал готовиться к встрече приближающейся весны, точкой отсчета чему в середине месяца служит христианский двунадесятый праздник Сретения. И, дополняя его церковное значение, говорили, что: "у цей день зима весну зустрічає, заморозити її хоче".
С последними потугами зимы соотносится Власьев день, отмечаемый 24 числа, поскольку наступают власьевские морозы. Однако сильно переживать по этому поводу не стоит: святой Власий собьет рог с зимы! Этот, живший в IV веке, великомученик благодаря своим особым взаимоотношениям с лесными зверями стал христианским покровителем домашних животных, заменив у славян на этом посту скотьего бога Велеса, второго в языческой иерархии. В древнем Киеве идол Перуна стоял на Старокиевской горе, а Велеса — на Подоле. Последний при этом покровительствовал не только животным, но и воспринимался как распределитель богатства вообще, ассоциируясь с золотом.
6 февраля — день памяти Блаженной Ксении Петербургской, святой XVIII века, принявшей на себя подвиг юродства ради спасения души мужа, умершего внезапно, без покаяния. К Ксении обращаются девушки, чтобы та помогла им найти настоящую любовь в жизни.
7 февраля — митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), жестоко замученного в этот день в 1918 году представителями новой, безбожной власти возле стен Киево-Печерской лавры. Счет жертв с того момента пошел на многие тысячи, поэтому в ближайшее воскресенье, 10 февраля, отмечается Собор мучеников и исповедников в Земле Руси в ХХ веке за Христа пострадавших. Поминают всех, кто пострадал в гонениях на веру.
8 февраля — Неделя о мытаре и фарисее, начинается подготовительный период к вступлению в Великий Пост. В храмах читается глава из Евангелия о мнимом благочестии хвалившего самого себя лицемерного фарисея и истинной праведности сокрушенно каявшегося мытаря.
12 февраля празднуют трех вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
13 февраля вспоминают Никиту, затворника Печерского, который, в юности, стремясь к подвижничеству, переусердствовал и попал под влияние бесов. Пришлось его вымаливать всей братии монастыря. В дальнейшем преподобный Никита стал епископом Новгородским.
15 февраля — Сретение Господа нашего Иисуса Христа, как полностью именуются этот праздник. Он посвящен, образно выражаясь, встрече Старого и Нового Заветов. Первый был представлен старцем Симеоном, по преданию одним из 72-х еврейских переводчиков Библии на греческий язык, которому было обещано ангелом, что не умрет, прежде чем увидит Спасителя мира. Случилось это на ступенях Иерусалимского храма, куда пришла Богородица с Иисусом. Сретение — это еще и символ той встречи с Богом, которая, рано или поздно, должна произойти в сердце каждого человека. В этот же день — Неделя (воскресенье) о блудном сыне, священники читают на службе соответствующий Евангельский отрывок. А миряне задумываются над тем, что и для них пришел момент перестать транжирить свое духовное наследство и обратиться с покаянием к Источнику всех благ.
Масленичная неделя, за которой последует Великий Пост, в 2009 году начнется с 23 февраля.
25 февраля чествуют Иверскую афонскую икону Божьей Матери, а 27-го — двенадцать греков строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры.
Редакция благодарит за информационную поддержку: митрополию Украинской Православной Церкви, Католический медиацентр в Украине, Духовное управление мусульман Украины, Главную синагогу города Киева.
ПРОЩАНИЕ С МЯСОМ
21 февраля — Вселенская родительская мясопустная суббота, а следующий воскресный день, 22 февраля, носит название Недели мясопустной, о Страшном суде. Церковные проповеди посвящают событию, должному произойти в Конце времен, когда каждый получит воздаяние за все содеянное в течение жизни. Возвратившись домой, совершают заговение — последнее, перед постом, употребление мяса, которое, как бы «отпускают». Меню наступающей, Масляной седмицы допускает употребление яиц и рыбы, но в основном будет молочно-сырным.
23 февраля вспоминают преподобного Прохора-лободника Печерского. Постился он настолько строго, что вместо хлеба питался лебедой. Когда же наступил голод, святой стал выпекать из нее для народа хлеб, по вкусу не уступающий настоящему.
НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ
9 февраля (15 швата) 5769 года от сотворения мира по иудейскому календарю наступает еврейский Новый год деревьев — Ту би-шват. Праздник этот, строго говоря, не является религиозным: не произносят особые молитвы, не зажигают свечи и не прекращают повседневные работы. Ту би-шват стал тем днем, в который, как считается, рождаются деревья. Обычно в эту пору в Израиле заканчивается сезон дождей и возрождается природа. У людей с деревьями много общего, так же, как и они, человек силен своими корнями — предками. Хотя их и не видно, они дают нам силу. Крона же дерева подобна жизни человеческой, а его плоды — детям. Праздничная трапеза на Ту би-шват состоит из злаков и фруктов, которыми прославлена в Писании Земля обетованная. На первом месте: пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат. По традиции, к трапезе подаются пшеничные лепешки и выпиваются четыре бокала вина.
У КАТОЛИКОВ ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА
14 февраля католическая церковь отмечает память святого Валентина, день которого в современной традиции считается праздником влюбленных. Валентин был епископом итальянского города Интерамна и обладал даром врачевать болезни. Его особо почитают как наставника молодежи: среди обращенных им в христианство было много знатных юношей. Это особенно прогневало власти, и в 273 году священномученика предали казни. Православная Церковь, в свою очередь, отмечает память святого Валентина 12 августа по новому стилю. Но, как православные, так и католические священники выступают против празднования "дня святого Валентина", как это сейчас происходит — с поцелуями и спиртным. И проводя 14 февраля мессу, католическая церковь, прежде всего, прославляет святых просветителей славян — Кирилла и Мефодия, чья память также празднуется в этот день.
25 февраля — Пепельная среда, с которой у католиков начинается Великий пост. На церковных службах проводят специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом, или наносят золой на лоб знак креста, что знаменует сокрушение, которому предаются христиане во время поста. При этом священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Золу, по традиции, получают от сожжения ветвей, хранившихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.
Автор: Косма Демиевский
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |