Сегодня о личности Александра Дольника мы беседуем с человеком, знавшим его без малого 40 лет, главным архитектором проектов мастерской «Дольник и К⁰» — Татьяной Свирежевой.
— Татьяна Александровна, пожалуйста, несколько слов об истории вашего знакомства с Александром Дольником.
— В 70-е годы мы вместе учились в Днепропетровском инженерно-строительном институте (сегодня — ПГАСА. — Авт.) на архитектурном факультете. Я была на курс старше, и как было принято, младших мы не замечали, чего нельзя сказать о Дольнике: его проекты украшали коридоры факультета, и сам он был очень интересен.
В 80-е годы мы вместе работали в одном отделе ДПИ «Днепрогражданпроект». Тогда его проекты также поражали новизной, а работа по застройке улицы Литейной была отмечена дипломом среди творчества молодых архитекторов СССР. Позднее, уже в 2000-м я пришла в фирму «Дольник и К⁰», реорганизованную тремя годами ранее из прежнего предприятия Дольника — архитектурной мастерской «Среда».
— Александра Дольника иногда называют монополистом в области коммерческого строительства в Днепропетровске…
— Если мы и стали монополистами, то именно благодаря личному авторитету Александра Теодоровича, его добросовестности и ответственности. Он всегда лично занимался проектом от момента получения заказа до последней точки в проектной документации. Сейчас мы работаем над 302-м объектом, и половина из них уже реализованы.
В советские времена в «Днепрогражданпроекте» многие наши проекты попадали в корзину, а с 2001 года в стране начался строительный бум, и заказы на нас просто посыпались.
— А каким был Дольник как человек? Как вел себя на работе, на корпоративных вечеринках?
— В первую очередь, он был высоким профессионалом. Архитектура казалась воздухом, которым он дышал. По натуре — человек открытый, но «болтать лишнего» не любил. У него все было конкретно, по существу. Просмотрев вновь поступивший проект, сразу обсуждал его с ГАПом (главный архитектор проекта. — Авт.). Потом подключалась бригада, но Дольник всегда держал руку на пульсе, был в курсе всего процесса. А когда шло строительство, часто заезжал на строительную площадку и замечал недостатки раньше ГАПов. Очень болел душой за архитектуру, если что-то не получалось, стремился исправить ошибки в процессе строительства.
На фирме положение обязывало. На корпоративных праздниках долго не засиживался, но зачастую говорил первые тосты. Все его очень любили, уважали, прислушивались к нему. Строг, но справедлив — это как раз про него.
— Что можете сказать о семье Александра Теодоровича, его друзьях? Кто они?
— Единственный ребенок появился у него с женой Людмилой поздно. Леве сейчас пять с половиной лет.
Если говорить о друзьях, то обязательно стоит упомянуть Игоря Валентиновича Богданова — заслуженного архитектора Украины, бывшего главного архитектора города. Они были соучредителями фирмы «Дольник и К⁰».
Среди друзей стоит назвать архитектурного мэтра из Харькова — Олега Дроздова, члена Академии архитектуры — Бориса Ерофалова из Киева, одногруппников-архитекторов Сергея Ильина и Виктора Романчикова из Донецка, и конечно Клауса-Петера Вурбса — немецкого архитектора.
Были друзья и среди заказчиков. Очень теплые отношения сложились у Дольника с Вадимом Ермолаевым. Хорошо понимали друг друга и с покойным Геннадием Аксельродом. Кстати, работать с Геннадием Ильичем нам всем было очень легко. Он часто забегал к нам в фирму узнать, как обстоят дела с его объектами.
— А были ли враги? Те, кого Дольник считал принципиальными конкурентами?
— Александр Теодорович всегда с большим уважением относился к коллегам по архитектурному цеху, даже если учитывать, что формально это были его соперники. Мы, архитекторы, вообще стараемся не враждовать и уважительно относиться к чужому творчеству. И если при разборе проекта в чей-то адрес звучит критика, то она имеет характер делового совета. Все понимают: у каждого свой стиль, свой почерк в архитектуре, и это — святое. Кроме того, он обладал умением убедить и переубедить оппонента, да так, что ни у кого не оставалось сомнений в его правоте.
Не любил ленивых, неумных людей, презирал ложь, фальшь.
— Александр Теодорович долго болел. Возможно, он предчувствовал, что его скоро не станет. Не оставил ли что-то вроде творческого завещания?
— Напротив, он, кажется, совершенно не ожидал трагического исхода. Считал, что хотя болеет, но когда-то это пройдет. Никакого увлечения, кроме архитектуры, у него не было, старался вести здоровый образ жизни, ходил в бассейн, бегал. Как и многие, был футбольным болельщиком, но без фанатизма. Три дня выходных было для него уже много, а 24 дня отпуска — вообще нонсенс. Его можно назвать трудоголиком в лучшем смысле этого слова.
Правда, незадолго до смерти Дольник сказал жене, чтобы та сохранила фирму. Он считал, что его детище, компания, которую он создал, должна жить, работать и без него.
— Татьяна Александровна, какова судьба незавершенных проектов Александра Теодоровича? Что планируется сдать в ближайшее время?
— Ни один из объектов, находящихся у нас в работе, сегодня не отложен. Это касается и многофункционального комплекса «Брама» (заказчик «Алеф Истейт»). Первая очередь — ДЦ «Клин» уже введена в эксплуатацию. На углу улицы Миронова и Глинки построено своеобразное клиновидное здание, где обосновался «АктаБанк». Заказчики прошли экспертизу нашего проекта и осенью намерены приступить ко второй очереди под названием «Перекресток».
Еще одно строительство того же заказчика — многофункциональный комплекс «Каскад Плаза» на Екатеринославском бульваре. Там уже сданы первая и вторая очереди — торговый комплекс с паркингами, выходящий непосредственно на бульвар. А третья, четвертая и пятая — три жилых дома над кровлей платформы — сейчас достраиваются. Мы продолжаем вести авторский надзор.
Заказ от фирмы «Перспектива» — огромный жилой массив «Крутогорный», спускающийся от улицы Дзержинского к Фестивальному причалу, — также продолжает расти. Недавно была сдана в эксплуатацию часть комплекса жилых домов «Каменья» (сейчас популярно новое название — «Фестивальный») —разноцветные здания в нижней части склона. В целом проект застройки там сегодня несколько видоизменяется с учетом раскрытия панорамы Днепра со стороны склона.
В работе у нас и проект реконструкции ЦУМа, заказанный компаньонами Аксельрода. Инвесторы хотят расширить торговые площади в сторону улицы Центральной, в створе с ТЦ «Пассаж», а линия променада, проходящая через «Пассаж» будет протянута через ЦУМ. Трамвайные пути при этом придется переносить к оси улицы Центральной. Планируется также добавить на верхний этаж ЦУМа развлекательную зону с кинозалами, «игролендом». При этом исторические фасады нынешнего здания останутся без изменений, а новая пристройка вглубь будет иметь стеклянные медиафасады — светодиодные экраны.
10 знаковых объектов Днепропетровска, спроектированных в мастерской «Дольник и К⁰»
(только объекты, сданные в эксплуатацию).
1) Офисный комплекс «Цитадель», ул. Чкалова, 12 (1998 г.).
2) Хоральная синагога «Золотая роза», ул. Шолома Алейхема, 4 (2000 г.).
3) Торгово-деловой центр «Босфор», ул. Исполкомовская, 2 (2004 г.).
4) Торгово-деловой центр «Атриум», пр. Карла Маркса, 22 (2005 г.).
5) Жилой комплекс «Башни», ул. Дзержинского 35 б (2005 г.).
5) Дом Крейнина, ул. Рогалева, 33 (2006 г.).
6) Торговый центр «Вавилон», ул. Малиновского, 1 (2006 г.).
7) Торговый центр «Европа», ул. Центральная, 10 (2006 г.).
8) Жилой комплекс «Амстердам», ул. Шаумяна, 15 (2007 г.).
9) Торговый центр «Приозерный», ул. Шмидта, 2 (2010 г.).
10) Торговый комплекс «Пассаж», пр. Карла Маркса (2011 г.).
В 2005 году Александр Дольник был удостоен премии «Архитектурный триумф» за проект многофункционального комплекса «Брама», находящегося сейчас в стадии строительства.
МФК Брама
МФК Каскад-Плаза
Автор: Игорь Гусаров
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |