Новые строки на полюбившуюся мелодию
Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале, набросал несколько строк в своем блокноте, слушая нежную мелодию вальса: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…» После концерта композитор и поэт встретились. Песня очень понравилась Ежи Петерсбурскому. И уже через несколько дней полный ее текст, которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау.
Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. Ее стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был только однажды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбурский, исполнительница — популярная в те годы певица Е. Юровская. Песенку подхватили различные оркестры, она зазвучала на танцплощадках, где под нее в модном тогда вальсе кружились пары, и стала одной из самых популярных песен предвоенной поры.
В первых числах войны поэт Борис Ковынёв сложил такие строчки на полюбившуюся мелодию:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора.
Я уезжаю,
Быть обещаю
Верным тебе до конца.
И ты смотри,
С чувством моим не шути!
Выйди, подруга,
К поезду друга,
Друга на фронт проводи.
Дрогнут колеса вагона,
Поезд помчится стрелой.
Ты мне с перрона,
Я — с эшелона
Грустно помашем рукой.
Пройдут года,
Снова я встречу тебя.
Ты улыбнешься,
К сердцу прижмешься
И поцелуешь, любя.
С той поры появилось несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка», но простые строчки «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» навсегда сохранились в народной памяти.
Песня в исполнении Лидии Руслановой
С началом войны многие популярные актеры выступали на фронтах перед бойцами. Специально для исполнения песни «Синий платочек» (в стихах Якова Галицкого) на фронте Лидией Руслановой было изменено окончание песни, прозвучавшее так:
Ты уезжаешь далёко.
Вот беспощадный звонок.
И у вагона
Ночью бессонной
Ты уже странно далек.
Ночной порой
Мы распрощались с тобой.
Пиши, мой дружочек,
Хоть несколько строчек,
Милый, хороший, родной…
В августе 1942 года Лидия Андреевна Русланова записала этот вариант «Синего платочка» на грампластинку с другими военными песнями. Но в связи с ее арестом в 1948 году все записи подлежали уничтожению.
«Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих»
А тем временем молодая певица Клавдия Шульженко и Владимир Коралли вместе с созданным ими джаз-оркестром, как и многие другие актеры, тоже давали концерты во фронтовых частях. В феврале 1942 года они выступали на Волховском фронте. Артисты знакомились с бойцами. Отчет о концерте должен был написать лейтенант, сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского фронта Михаил Максимов.
Вот так описывается история возникновения популярной песни в заметке «Как родилась песня «Синий платочек»:
«Как-то артистка со своим ансамблем выступала в гвардейской части на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, — вспоминал Максимов, — Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, — сказала она, — у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом».
Михаил Максимов взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!», №101 от 8 июня 1942 года, на второй странице, с подписью «Лейтенант М. Максимов».
В таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко. Ее задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив.
Простые слова стали символом жизни
Это было время, когда советская армия отступала под напором немецких войск, обстановка накалилась до предела, руководство страной предпринимало жёсткие меры, чтобы остановить отступление.
Еще страшнее стало после выхода сталинского Приказа №227 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!», по которому, среди прочего, требовалось: «сформировать в пределах армии 3—5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов».
Обвинить в трусости на войне можно было кого угодно. Отступать и спасать людей было категорически запрещено. Репрессии и расстрелы в армии приобретали чудовищные размеры: с одной стороны фронта стреляли враги, с другой — расстреливали свои.
И вдруг среди патриотических призывов «за Родину, за Сталина, за победу!» и военных бравурных маршей появились простые лиричные слова песенки-вальса, которые попали к людям, оказавшимся лицом к лицу со смертью. Песня стала символом живого слова, да и просто жизни. Вскоре, еще во время войны, она была записана на грампластинки, что сделало ее популярной. Считается, что с записи этой песни в 1942 году было возобновлено производство грампластинок, прерванное войной.
«В книге «Когда вы спросите меня» Шульженко вспоминала, что граммофонная запись «Платочка» делалась зимой 1943 года в холодном здании студии. Шульженко пела не раздеваясь. Оператор Галя Журавлева положила на станок восковой диск, и запись пошла. Артистка пела, а Галя вспоминала проводы своего мужа, который оставил ее с маленьким сынишкой на руках. Оператор слушала и не замечала, что ее слезы падают на воск и растапливают его. Запись оказалась негодной, но таким «браком» Шульженко гордилась всю жизнь.
В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм «Концерт фронту», поставленный на Центральной студии кинохроники режиссером М. Слуцким. В съемках участвовали многие артисты, среди них и Клавдия Шульженко с исполнением «Синего платочка».
Эта песня стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала ее с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 , открывая свой юбилейный концерт, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал аплодировал певице стоя. Эти аплодисменты предназначались не только ей, но и песне, прошедшей вместе с солдатами тяжелейшую войну.
Певица, чей голос поднимал бойцов в атаку
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 11 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера Главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко.
Исполнять народные песни Клавдия начала с конца 1920-х годов. В 1923 году она становится артисткой Харьковского драматического театра. Тогда же она дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати. В январе 1929 года — дебют в Московском мюзик-холле. В 1930 году Клавдия Шульженко вышла замуж за Владимира Коралли, в мае 1932 года у них родился сын Игорь.
В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первых дней Великой Отечественной войны джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. За время блокады Ленинграда она дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Ивановна получила всесоюзное признание.
С джаз-ансамблем певица гастролировала в действующий войсках на протяжении всей войны. 9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена наивысшей советской воинской наградой — орденом Красной Звезды.
После войны Шульженко продолжила свою концертную деятельность. В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы.
В октябре 1965 года Клавдия Ивановна приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в московском Государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля. В мае 1971 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» солистке Москонцерта К. И. Шульженко Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается почётное звание народной артистки СССР, а в июне 1976-го ей был вручён орден Ленина.
В 1980 году Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко», премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.
Ушла из жизни Клавдия Ивановна Шульженко 17 июня 1984 года в 79 лет.
Автор: Дмитрий Кравченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |