Приходите! В этот вечер состоится Закрытие концертного сезона Академического симфонического оркестра Днепропетровской филармонии. В программе концерта – бессмертная мировая классика:
Мне пришлось присутствовать на нескольких репетициях оркестровых групп, когда артисты разучивали Увертюру-фантазию П. Чайковского «Гамлет». Кропотливая работа с отдельными фрагментами произведения время от времени прерывалась лаконичными, иногда ироничными замечаниями дирижера, легкой, необидной шуткой. Обычная рабочая обстановка. Невзирая на все гримасы экономического кризиса и связанные с ним неприятности и катаклизмы, артисты держат удары судьбы,им не привыкать. Они закалены борьбой за жизнь оркестра в 1997-1998 годах, за его существование. Тогда борьба окончилась блестящей победой, и за последние полтора десятилетия оркестр доказал свою жизнеспособность, мужественный оптимизм и высокое исполнительское мастерство. Свидетельством тому успешные выступления коллектива по всей Украине, в странах СНГ и за рубежом - в Италии, Испании, Португалии.
На репетиции артисты оркестра собраны и сосредоточены на главном - воспроизведении единственно правильного, тонкого и чистого звучания.
- Шикарная музыка, - роняет пани Наталия Пономарчук, - ее можно играть и играть.
С этим невозможно не согласиться, потому что музыка Чайковского прекрасна даже во время репетиции, когда слушаешь ее «рваными кусками». Но вот звуки утихают, и артисты в своих будничных одеждах, изрядно уставшие, прячут инструменты в футляры и отправляются, кто в Консерваторию, кто домой, репетировать.
На смену им приходит другая оркестровая группа и все начинается заново – настройка инструментов, закрепление трудных мест партитуры.
- Завтра репетируем Дворжака, - говорит дирижер. – А сейчас по домам – учить нотки!
- А где можно сделать дубликат партии? – спрашивает кто-то.
- Это не ко мне, - весело и строго парирует Наталья Борисовна. – Я - не библиотека! Обращайтесь туда!
И никакого ажиотажа, чрезвычайной штурмовщины, обычная работа, связанная с чувством ответственности и профессионального долга, длящаяся целый год. И, конечно же, любовь, «святая к музыке любовь». Это сегодня они обычные люди, улыбчивые и не очень, кому-то нездоровится, кто-то подавлен, быть может, семейными проблемами, и только кожаные футляры за спиной отличают их от обычных прохожих.А в среду, 20 июня, они взойдут на сцену в своих концертных фраках, и сыграют финальный концерт на таком творческом подъеме и с таким блеском в глазах, что зритель в который раз почувствует: наш симфонический – гордость и сокровище не только Днепропетровской филармонии, но и всей Украины.
Вспомним вехи биографии Александра Князева. Родился в Москве в 1961 году. Заниматься музыкой начал с шести лет. Окончил Московскую Государственную Консерваторию имени П.И.Чайковского (класс профессора А.Федорченко). Стажировался в Нижегородской консерватории по специальности "орган" (класс профессора Г.Козловой). А.Князев - лауреат нескольких конкурсов, среди которых Всесоюзный конкурс в Вильнюсе (1977, 1 премия), Международный конкурс им.Г.Кассадо во Флоренции (1979, 1 премия), Международный конкурс камерной музыки в Трапани, Италия (1987, 1 премия - в дуэте с Екатериной Воскресенской), Международный конкурс им.П.И.Чайковского в Москве (1990, 2 премия), Международный конкурс в Претории (UNISA), Южная Африка (1992, 1 премия).
С 1978 года А.Князев ведет активную концертную деятельность в России, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, США, Японии, Корее. Его партнерами в разное время были М.Воскресенский, С.Мильштейн, В.Спиваков, В.Третьяков, Л.Амбарцумян, И.Монигетти, Ю.Башмет, Г.Гюйю (Франция), А.Николе (Швейцария) и др. А.Князев выступал с такими выдающимися дирижерами как М.Ростропович, Ю.Темирканов, Е.Светланов, Д.Китаенко, М.Шостакович, Р.Хофман. Вместе с женой, пианисткой Екатериной Воскресенской, трагически погибшей в марте 1994 года, Александр Князев принимал участие в крупных международных музыкальных фестивалях "Памяти Жаклин дю Пре" (Кольмар, Франция), Дж.Энеску (Бухарест, Румыния), "Московские Звезды" и "Декабрьские вечера". В репертуаре А.Князева практически все сочинения, написанные для виолончели, а также множество органных произведений.
Князева называют одним из самых харизматичных музыкантов своего поколения. И дело не только в его исключительно артистичной «богемной» внешности, завораживающей манере исполнения. Есть несколько изюминок, которые влекут к нему, словно магнитом, умы и сердца миллионов меломанов мира. Первая изюминка - Александр Князев успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста.
В качестве солиста он выступал со всеми ведущими оркестрами мира, сотрудничал со многими именитыми музыкантами. Концерты А.Князева с успехом проходят в Германии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Италии, Испании, Португалии, Франции, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Нидерландах, Бельгии, Японии, Корее, ЮАР, Бразилии, Австралии, США и других странах.
В 1995-2004 гг. Александр Князев преподавал в Московской консерватории. Многие его ученики - лауреаты международных конкурсов. Сейчас музыкант регулярно проводит мастер-классы во Франции, Германии, Испании, Южной Корее, на Филиппинах.
Как органист Александр Князев много и успешно выступает как в России, так и за рубежом, исполняя как сольные программы, так и произведения для органа с оркестром.
Репертуар виолончелиста включает практически полную антологию произведений для виолончели и многие произведения для органа. Виолончелист Александр Князев сегодня входит в десятку самых востребованных классических музыкантов Европы. По статистике Московской филармонии, Князев один из немногих, кто способен собрать аншлаги. Надеюсь, что днепропетровская публика, жадная до впечатления изящного, встретит достойно великого Артиста.
Вторая изюминка Князева: музыкант играет на виолончели Карло Бергонци, предоставленной Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов.
Это все официальные данные и вехи биографии, которые можно прочесть об артисте в Википедии. А какой он – человек? О нем пишут в газетах, его имя овеяно легендами и не сходит с журналов и страниц Интернета. Александр Князев - личность назаурядная, в судьбе которой случались и фантастические профессиональные взлеты, и болезнь в юности, такая, что о виолончели можно было забыть. Случилась авария во время гастролей в ЮАР, в которой погибла его любимая жена, пианистка Екатерина Воскресенская и смертельное «ранение» получила его виолончель. Впадал в депрессии, случались и запои, и здоровье пошатнулось во второй раз. Пришлось «ремонтировать», «лечить» и виолончель, и себя. Ему тогда помог Мстислав Ростропович, посоветовав обратиться к парижскому мастеру Ватло, одному из лучших мастеров в мире. Отремонтированный инструмент зазвучал не сразу и артисту показалось, что его звук навсегда потерян. Это повергло Князева в отчаяние и только через девять месяцев спутница его жизни-виолончель как будто родилась заново и вдруг снова подала свой божественный голос, подобный прежнему. Только очень мужественный человек мог не сломаться после стольких бед, выбраться из душевного кризиса. А. Князев считает, что ему тогда помогли музыка и Йоганн Себастьян Бах.
Он относится к виолончели как к живому существу. Так в интервью газете «Частный корреспондент» от 20 апреля 2009 года Артист назвал свой инструмент «Виолончель - любовница моя». А в интервью газете «АиФ» от 19 января 2011 Маэстро говорит уже строже: «К виолончели отношусь не как к девушке, а как к спутнице жизни».
Александр Князев обладает оригинальным мировоозрением, он - автор интересных мыслей, которые следовало бы воплотить в жизнь, скажем, в средней школе - ввести минимальный курс музыкальной классики, подобно тому, как введены уроки богословия. А еще Князев называет Россию «страной с непонятной, дикой, безумной судьбой», и он «не всегда в восторге» от того, что в его родной стране происходит. Тем не менее считает, что в области литературы, музыки, живописи она оставила далеко позади, скажем, благополучную Швецию, потому что национальный талант парадоксальным образом рождается не от сытости, а вследствие преодоления тяжелейших исторических лишений и преград. Все сказанное Князевым в равной мере может отнести к себе и Украина, наша с вами милая родина, которой так трудно выкарабкаться на ровную, счастливую и светлую дорогу, а таланты в ней рождаются необыкновенные во всех сферах искусства. За примерами далеко ходить не надо, возьмем наш симфонический академический оркестр, это созвездие ярких талантов под руководством требовательной, виртуозной Феи-дирижера с волшебной палочкой – Наталии Пономарчук.
Нет, все таки невозможно отделить Князева-музыканта от Князева-человека. А его приезд и участие в столь важном культурном событии как Закрытие музыкального сезона в крупнейшем мегаполисе Украины, в Днепропетровской филармонии свидетельствует о том, что артистическая деятельность нашего оркестра творчески близка и органична для Маэстро. Впрочем, Князев гастролировал в нашем городе неоднократно. За несколько дней до прибытия Александра Князева и начала необыкновенного концерта я обратилась к дирижеру оркестра, пани Наталии Пономарчук:
- Наталия Борисовна, Вы лично знакомы с Маэстро и несколько раз встречались в концертах. Где и когда? Что Вы играли?
- Да, конечно. В Киеве года три тому назад мы играли два концерта Шостаковича. В Днепропетровске мы играли Дворжака, Шостаковича, Элгара, Шумана.
- Кто пригласил Князева на заключительный концерт Симфонического оркестра в Днепропетровск? Как это вообще происходит?
- Пригласила его я, а администрация Филармонии поддержала идею. Без этой поддержки ничего бы не было. Потом мы согласовали программу выступления с Александром Князевым, и вот он скоро будет здесь.
- Что для Вас лично приезд Маэстро, которого Вы считаете преемником Ростроповича?
- Разве это только мое мнение? Весь мир почитает Александра Князева как преемника Мстислава Ростроповича, как великого музыканта, который продолжает высочайшие традиции русского исполнительского искусства. Его приезд в Днепропетровск - это возможность для днепропетровской публики услышать чистый музыкальный Гений - явление редкое на нашей планете... Это редчайшая возможность прикоснуться к поразительной тайне - проявленной в мире Божественной сути, прикоснуться, услышать человека, на которого при рождении сошел Святой Дух. Суть его дара отлична от нашей человеческой сути... В мире есть понятие Чуда. Объяснение этого явления лежит за гранью человеческого познания: и хотя мы не можем объяснить, понять его природу, для нас возможно, если судьбой будет даровано, стать свидетелями Божественного откровения или Чуда, коим и является Александр Князев.
- Спасибо за беседу, пани Наталия! Желаю оркестру и Вам лично блистать, как всегда. Уверена, концерту гарантирован успех.
Автор: Александра Шуманн, зав. литературной частью Днепропетровской филармонии, заслуженный работник культуры Украины
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Статья нового лит.обозревателя выдает человека в музыкознании неопытного. Стиль почти районной газеты.Вспомните хотя бы Светлану Виноградову. Да и наша Татьяна Трофименко крепкий профи. Спасибо за сезон. Успехов.
"Строго и весело" проживем лето. Ответить | С цитатой
А что касается Князева - это прекрасно, что Днепропетровск получит возможность услышать этого талантливого человека. Остаётся надеяться, что днепропетровцы эту возможность не упустят... Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1