8 июня в Сумах состоится чемпионат Украины по спортивной ходьбе. Открывать его будет наш земляк, в прошлом архитектор, ныне композитор и певец, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Ярцев песней собственного сочинения «Ходьба – ну просто благодать».
В судьбе Владимира Ивановича как нельзя лучше нашла отражение поговорка о пророке, которого нет в родном отечестве. Песни уроженца Пермской области, спланировавшего в Днепропетровске сотни объектов, звучали на множестве стадионов мира, на международных песенных фестивалях в Париже, Москве, Балкарии. В музее «Русские рекорды» в Измайловском парке в Москве одна секция отведена нашему земляку как автору более ста песен о спорте. Но вот в самом Днепропетровске широкая публика лишена возможности слушать песни талантливого певца.
У Владимира Ивановича необыкновенный баритональный тенор, данный ему поистине от Бога. По словам певца, ему не нужны ни распевки, ни репетиции. Он может петь всегда, всюду и все - от шлягеров до самой сложной оперной арии. Песни же собственного сочинения настолько лиричны и певучи, что многие (как «Знову цвіте матіола», «Ой, напoї коня”) уже незаметно перешли в категорию народных. И знаменитые певцы и ансамбли исполняют их, не подозревая, что автор лирических строк жив и вполне здоров.
В Днепропетровск Ярцев приехал в 1971 году по просьбе тетушки – она жила в Киеве и страдала болезнью Паркинсона. Но в Киеве жильем архитектора сразу не обеспечили, а вот в Днепропетровске выделили квартиру. Владимир Иванович взялся за работу: планировал массивы Тополя и центр города, летний театр в парке Шевченко, а заодно пел, где только можно, бесплатно сочинял песни для строительных отрядов области. Архитектура и музыка были его равнозначными страстями, так что друзья в шутку называли его «архизитор – компотектор».
Почему же, спрашивается, Днепропетровск отплатил земляку черной неблагодарностью? В недавно написанной, но еще не изданной книге «Моменты жизни» Владимир Иванович дает пояснение подобного забвения, и оно достойно внимания, ибо касается эпохальных событий нашего города.
- В 1976 году Днепропетровск отмечал 200-летие, - рассказывает композитор, - готовился грандиозный праздник на стадионе “Метеор”, и к этому событию был объявлен конкурс на лучшую песню о городе. Я решил участвовать. Конкурс проходил в Доме техники в концертном зале, обладающем уникальной акустикой. Аккомпанировал авторам симфонический оркестр под управлением Гургена Карапетяна. Конкурс взволновал весь город. Песню я спел сам и стал с волнением ждать результатов. И вот возле главпочтамта встречаю двух известных в городе поэтов - Сергея Бурлакова и Костю Чернышова, которые были в составе жюри. Они сообщают мне радостную весть, что первое место никому не присуждали, второе присудили мне, а третье - Игорю Тищенко. За добрую весть я, как принято, пригласил их в “Эхо” - кафе, бывшее на месте нынешнего магазина “Астория”, где мы отметили это дело коньячком у Флоры Владимировны! Спустя два дня снова встречаю Костю Чернышёва, и он с грустью сообщает, что собирают новое заседание жюри, на которое они с Сергеем принципиально не пойдут, так как свое мнение уже высказали. Но партия решила, что победителем конкурса должен быть, так сказать, “первый секретарь” Днепропетровского отделения Союза композиторов Валентин Сапелкин, хотя он даже не участвовал в конкурсе. Сказано - сделано! “Победителем” конкурса песен о городе стала песня “По земле Приднепровья коммунисты идут”, написанная на стихи Игоря Пуппо. А меня, видимо, чтобы подсластить пилюлю, посылают в Москву к Михаилу Давыдовичу Сигалу, режиссеру-постановщику праздника 200-летия, автору песни “Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!”. Он предложил мне поехать к вдове композитора Рубана и по дороге говорит: “Ты знаешь, мне прислали записи всех песен о Днепропетровске, и я уже выбрал песню для открытия праздника!”. Ни на что не надеясь, я прямо в троллейбусе начинаю петь:
Над городом нашим алеют рассветы,
И улицы словно сбегают к Днепру,
Расправили плечи красавцы проспекты,
И город, как песня, звучит поутру.
Он с удивлением смотрит на меня и говорит, что это та самая выбранная им песня, написанная на стихи моего друга Вилена Каневского, прославившего город своими стихами и передачами на ЦТ.
Перед началом празднеств приехавшего в Днепропетровск Сигала пригласили на банкет с выездом за город. С собой он позвал Владимира Ярцева.
- Во время застолья Сигал спрашивает: “Володенька, скажи, а кто в записи исполняет эту песню?”, - продолжает повествование Владимир Иванович. - Отвечаю, что я сам. “Ну, тогда - говорит он, - вставай в самом начале праздника на авиатрап и открывай 200-летие города!”. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Но возразить никто не решился. Так я открывал это знаменательное событие на стадионе «Метеор». С трудом мне удалось достать два билета для жены и сына. Не получил я ни значка, ни гонорара за новую песню, хотя деньги там текли рекой. Да и саму фотографию мне случайно подарил один знакомый.
С тех пор на Владимира Ивановича чиновники и затаили обиду.
- В 1981 году в Днепропетровске проходил Всесоюзный конкурс молодых исполнителей советской песни, - продолжает он. - На нём впервые ярко заявили о себе Эрна Юзбашан (великолепная армянская певица), Тамара Гвердцители, Ольга Пирагс и другие. Участвовал в том конкурсе и курсант днепропетровской средней школы милиции Коля Молодцов. Он позвонил мне и сообщил, что прошёл во второй тур. Но есть проблемы. Для выступления ему нужна была «шлягерная» песня, а ему настойчиво предлагали тяжеловесные песни “нужных” композиторов. Второй тур должен был проходить в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения под руководством великого Силантьева. И конкурсантам необходимо было иметь аранжировки песен на состав этого оркестра. Я сказал Коле, что у меня есть песня «Аннушка”, оркестровка полностью готова, так как я только что с ней записывался в Москве. Песня Коле понравилась, и он с удовольствием начал её разучивать. И вдруг звонит и с горечью говорит, что заведующий отделом культуры обкома партии Валентин Дидек запрещает ему петь мою песню, вынуждая взять “Мать матроса” Сапелкина. Делать нечего – он стал учить новую песню, но не забывал и мою. Ну а я попросил Михаила Некрича, официального аранжировщика конкурса, передать в оркестр партитуру “Аннушки”. Всё решила чистая случайность. Репетицию в летнем театре парка Шевченко неожиданно перенесли с 10 часов на 12, о чем авторы не знали. Выступление Коли Молодцова стояло вторым счёту. Силантьев пригласил его на сцену, а у музыкантов на пюпитрах оказались разложены партии песни “Аннушка”. Оркестр начал вступление, и Коля был вынужден спеть песню Ярцева. Силантьев сказал, что всё в порядке, песня хорошая, нужно готовиться к вечернему выступлению. Вопрос с “Аннушкой” был решён окончательно и бесповоротно. Коля Молодцов получил приз зрительских симпатий.
Автор: Любовь Романчук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
совершенно малой значимости!!! А вот то, что В.Ярцев открывал 200-летие города, автор
гимна Днепра, с которым команда завоевала два золота СССР, открывал своими песнями
чемпионат СССР по штанге, чемпионат Украины по волейболу, Дни города и многое, многое другое, делая всё бесплатно. Он был популярен не от действия властей, а от того, писал хорошую музыку. Его песни звучали в исполнении известных российских и украинских певцов и ансамблей - это факт!!! Им написана музыка для ВСЕХ профессиональных театров города, не говоря уже о других городах. В выступлених по украинскому телевидению он всегда достойно представлял город Днепропетровск!!! Об архитектуре я не говорю, так как я не архитектор, но знаю,что он работал вместе с Ниринбергом, так что вы видимо сами не знаете о чём пишете!!! Кстати, посмотрите сайт:
http://uaestrada.org/kompozitori/yartsev-volodymyr, где КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР ЯРЦЕВ
являетс Ответить | С цитатой