Есть в Новомосковском районе живописное село Васильевка. Там и находится родовое гнездо днепропетровского инженера Павла Олейника, который, несмотря на свои 83 года, уезжает туда в марте и возвращается в город в октябре.
Правда, сейчас не очень принято говорить «родовое гнездо», чаще говорят «батьківська хата». А если быть точным, то это дом его деда Степана Волконского, купившего жилье в Васильевке в 1906 году.
Хороший был дед у Павла Ивановича - трудяга, добряк и просто порядочный человек. Умер он в преклонном возрасте в 1961 году, но до сих пор в селе его помнят. Звали какое-то время деда Почтарем, а потом Шариком за его телосложение. Теперь улицу, где стоит дедов дом, называют проспектом Шарика.
Но в семье деда, его детей и внуков, среди которых и Павел Иванович, живет легенда, в которую они и верят, и немножко сомневаются, - ведь никаких документов нет. А суть этой легенды в том, что семья их принадлежит к роду князей Волконских.
Фамилия эта очень известна. Еще бы! Род Волконских происходит от Рюрика через князя Олега Святославовича и его потомков - черниговских Ольговичей. Родоначальником Волконских является святой князь Михаил Черниговский, казненный в 1246 году. Его младший сын Юрий получил в удел Тарусу, а уже его правнуки приобрели вотчины на берегах Волхони (Волконки). Существует три ветви одного большого и знатного дворянского рода, который переплетался с другими, не менее знатными. И теперь уже, наверное, трудно найти какую-то четкую схему родословной, тем более, что многие Волконские уехали за границу.
Как же, в таком случае, занесло их в Васильевку, где дед Степан и его дети пахали землю? По словам Степана Даниловича, его отец - Даниил Андреевич Волконский - был родственником Софьи Андреевны и Льва Николаевича Толстых. У него было имение где-то в Крыму. Может, и рассказывал что-то еще внуку, но Павел Иванович о прадеде ничего не помнит. Зато запомнилось, как дед, окончивший кадетское училище (ведь дворянин обязан был быть защитником Отечества), будучи в чине штабс-капитана, командовавший батареей в русско-японской войне и дважды награжденный Георгием, в 1905 году поехал в Москву за наградой. А по дороге заехал в Ясную Поляну, чтобы рассказать родне, какой он герой.
Толстые его хорошо приняли, а когда узнали, что имение отца сожгли, Лев Николаевич, сторонник простой деревенской жизни, посоветовал уйти в отставку и купить где-то в селе дом, заняться пчелами, так как «скоро будет революция». Обещал при этом помощь. После чего ушел к себе в кабинет писать. Когда Степан после беседы с Софьей Андреевной шел отдыхать, то заметил, что в кабинете писателя горела свеча.
В следующем году Степан действительно ушел в отставку. В его батальоне были двое солдат из Васильевки, которые очень тепло отзывались о своем крае. Там и нашел он подходящий дом, купил лошадь, телегу, пчел, развозил почту, что неплохо оплачивалось. Вскоре женился на красивой крестьянке, у них родились четверо детей. Сын стал врачом, три дочки остались в селе. Старшая из них, Евдокия Волконская, и была матерью Павла Ивановича.
К деду в гости приезжал Родзянко, но имени его внук Павел, конечно же, не запомнил. Да и вообще рассказы деда он не записывал – это было вроде ни к чему. Внук уже жил в такое время, когда прошлое не почиталось, а все устремились мыслями в светлое будущее. Родзянко очень нравилась вода из родника недалеко от дома Степана. Родник так и назвали Графским. После революции Родзянко эмигрировал в Америку.
Рассказывал дед еще об одной встрече с Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне, уже после покупки дома в Васильевке. И тот дал ему еще один совет:
- Вон видишь метлу, - сказал Степану. - Если она будет без древка, то я ее быстро сломаю, по прутику. А если прутья связать, то метла неодолима. Так и семья - все в ней должны держаться друг друга, поддерживать и помогать.
Этот совет дед передал своим детям, внукам, а те - своим детям.
- А еще дед Степан учил всех быть порядочными и трудолюбивыми. Так и получилось. Ведь пример брали с деда. У бабушки Марии Васильевны, к примеру, было пятеро сестер, которые после Первой мировой войны остались без мужей. Семья Степана Даниловича им всячески помогала.
Сам Павел Иванович молодым пареньком приехал в Днепропетровск, здесь закончил техникум, потом заочно - Киевский институт водного хозяйства. Уже 60 лет он женат. Вместе с женой, тоже Марией Васильевной, они воспитали дочь и сына. У них четверо внуков и трое правнуков. У всех крепкие семьи.
- Наверное, можно по-разному отнестись к рассказу Павла Ивановича. Документов-то нет. Да и какие могли быть в советское время бумаги, подтверждающие родство с князьями Волконскими и графьями Толстыми? Тогда, значит, эти рассказы - красивая легенда? Но даже если и так, то она тоже объединяет несколько поколений одной семьи.
Хотя в этой истории есть и другие вопросы. Например, откуда могла взяться у штабс-капитана в начале века такая звучная фамилия? Просто так ее не получить. Это гораздо позже можно было менять фамилии, брать, какую хочешь. И другое. А ведь у матери Льва Николаевича Марии Николаевны девичья фамилия - Волконская. Дед писателя – генерал Николай Сергеевич Волконский. Так, может, вполне вероятно, что где-то родственные линии Степана Даниловича и Льва Николаевича пересекались? Да и совет - быть ближе к земле, идти в народ - граф, который тяготился своим происхождением и ратовал за социальную справедливость, вполне мог дать.
Все это требует, конечно, тщательных архивных поисков. А пока тайна фамилии Волконских нашего края существует. Но сами ее представители, по крайней мере, потомки Павла Олейника относятся к этому спокойно. Другой дед Павла Ивановича – казак. И это тоже здорово.
- Я не гордился и не скрывал эту семейную историю. Только в этой жизни надо каждому состояться самому, независимо от фамилии, - так он считает.
И это тоже правильно.
Автор: Людмила Пашук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |