Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 18 ноября 2024
23:23

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Новая жилищная структура – шанс для Днепродзержинска

Новая жилищная структура – шанс для Днепродзержинска
Появление на рынке коммунальных услуг Днепродзержинска «Компании по управлению коммунальным жильем» («КУКЖ») воспринято в городе неоднозначно.

Часть горожан (таких – большинство), наученных переменами за 20 лет независимости, относятся весьма настороженно, и их можно понять. Ведь с 1991 года им много рассказывают о важности коммунальных реформ, и каждая такая «реформа» ограничивается лишь ростом тарифов и дальнейшим ухудшением состояния дел в жилищном хозяйстве.

Еще одна часть наших сограждан (и таких – меньшинство) тут же принялась привычно кричать о «незаконности», об «отмывании денег», о «коррупционных схемах» и так далее.

Скажем сразу – эта статья не для тех, которых меньше, о них – чуть позже.
Просто попытаемся понять, зачем нужна такая управляющая компания в Днепродзержинске.

О том, что мы потеряли или «неэффективная», но действенная система

Конечно, очень часто звучат голоса людей старшего и среднего поколений – мол, при СССР и платили гораздо меньше, и услуги были качественные, и жилье было более-менее в порядке. Хочу сразу сказать таким людям – Вы совершенно правы, платили мы тогда по 11-15 рублей в месяц за двухкомнатную квартиру и были вполне счастливы. Но при этом мало кто знает, почему так было.

Дело в том, что кардинальное отличие советской экономики от нынешней рыночной в том, что перед ней были поставлены совсем другие цели! В СССР народное хозяйство работало не на получение прибыли, а на удовлетворение нужд общества.
И еще – как бы это парадоксально не звучало – Советский Союз свято соблюдал требования своей Конституции, гарантирующей право граждан на жилье, труд, бесплатные медицину и образование. Думаю, люди старшего поколения это подтвердят. Так вот, согласно праву на жилье, власти СССР старались обеспечить всех своих граждан более-менее сносным жильем с обязательными удобствами – горячей и холодной водой, отоплением, электричеством, газоснабжением и обслуживанием жилого фонда. И, выдавая людям квартиры, государство тут же брало на себя заботу о содержании жилья.
По данным экспертов, при «совке» на 1 рубль квартплаты и коммунальных платежей, уплаченных гражданином, приходилось как минимум 6 рублей, уплаченных на эти же цели государством.
То есть, если мы платили за двухкомнатную квартиру 15 рублей ежемесячно, то государство доплачивало как минимум 90 рублей. И реальная плата за жилье была все-таки не 15, а 105 рублей ежемесячно, но власти фактически платили львиную долю из этой суммы. Правда, при этом государство взяло на себя и роль заказчика и контролирующего органа: финансируя те же ЖЭКи, представители местной власти всегда могли жестко спросить у начальника, почему не ведутся или ведутся плохо те или иные работы по благоустройству и ремонту жилья? И, если начальник ЖЭК действительно работал нерадиво, то он мог и выговор получить с лишением премии, и «на коврике» в райкоме партии оправдываться, а то и с работы слететь. Государство не только платило за нас квартплату, но выступало гарантом того, что наше жилье будет обслуживаться на нормальном уровне.

Вся эта более-менее стройная система жилищного хозяйства начала разрушаться в конце 80-х годов прошлого столетия, когда вся советская экономика была названа «неэффективной», «нерыночной» и «затратной».

Стало ясно – слабеющее государство намерено «сбросить» с себя груз коммунальных затрат. Гром грянул весной 1990 года. С подачи Михаила Горбачева Верховный Совет тогдашнего СССР принял Закон о разделении собственности на государственную и муниципальную, то есть находящуюся в ведении и на балансе местных органов власти. Жилищно-коммунальные предприятия, как и следовало ожидать, оказались в муниципальной собственности. Государство отказалось содержать эту сферу, а у местных властей таких денег отродясь не водилось.

Процесс «дефинансирования» жилищной отрасли продолжился уже после развала СССР. Крупные промышленные предприятия вроде ДМК, «Азота» и «Вагонмаша» в 90-х-2000-х годах пережили приватизацию. Понятно, что новые собственники покупали эти гиганты для извлечения прибыли, а не для содержания социальной сферы. Поэтому и ДМК, и «Азот», и «Вагонмаш» быстренько избавились от непрофильных активов, в первую очередь – от жилого фонда и подразделений, которые этот фонд обслуживали. Все дома перешли в ведение местного совета.
С еще одним государственным предприятием – Приднепровским химзаводом – ситуация была много сложнее. После развала СССР ПХЗ остался без заказов, без работы и без денег, поэтому его жилой фонд пришлось спешно передать в ведение города.
Так жилищная отрасль осталась без финансовой поддержки что государства, что промышленных гигантов. А в местном бюджете, повторим, денег на содержание этой сферы не было.

О том, что мы приобрели или труба для Президента

Оставшись без финансовой подпитки, ЖЭКи начали «жить по-новому». Эти структуры получили полную самостоятельность и стали коммунальными предприятиями. Все это проходило под крики о «коммунальной реформе» и о «рыночных преобразованиях». И рынок тут же сказался на жилищной сфере – быстро пошли вверх тарифы на обслуживание жилья. Делалось это, в первую очередь, по указанию Международного Валютного Фонда – того самого, который и сегодня требует от Украины удорожания газа и повышения пенсионного возраста. Но, кроме регулярного повышения тарифов, ничего общего с рынком работа обновленных ЖЭКов не имела.

Главная «нерыночность» заключалась в отсутствии конкуренции существующим ЖЭКам. Ведь рынок предполагает конкуренцию – если потребителю не понравились цена и качество оказываемых ему услуг, он в любой момент может найти другого исполнителя, качественнее и дешевле. В нашем случае такой возможности у получателя услуг нет – если мне не нравится мой ЖЭК, я не смогу найти другой, разве что перееду на территорию другого ЖЭКа. В экономике такое явление называется «монополизм», а это напрямую противоречит законам рыночной экономики: где есть монополия, нет конкуренции.

Второй фактор «нерыночности» ЖЭКов заключался в нарушении основного закона экономики – у каждой услуги должен быть заказчик и исполнитель. Заказчик определяет, в какой услуге он нуждается и нанимает исполнителя этой услуги. Исполнитель, в свою очередь, согласовывает цену своей работы и обязуется выполнить ее качественно и в оговоренные сроки. Если услуга предоставлена некачественно или не выдержаны сроки, заказчик оставляет за собой право не оплачивать исполнителю такую работу или оплачивать частично. Это – аксиома договорных отношений в экономике. В случае же с нашими ЖЭКами и этот закон не выполнялся. Собрав деньги с жильцов, ЖЭКи сами определяли, что и как надо сделать, сами себе оплачивали выполненную работу и сами контролировали ее качество.
То есть, ЖЭК был и заказчиком, и исполнителем, и контролирующей инстанцией. Понятно, что при таком раскладе все работы и принимались, и оплачивались – не станет же ЖЭК-заказчик отнимать деньги у ЖЭКа-исполнителя, то есть у самого себя.

Все это привело к фактической бесконтрольности работы ЖЭКов, к низкому качеству предоставляемых услуг и справедливым нареканиям жителей.

Городские власти слабо контролировали работу ЖЭКов – последние ведь были коммунальными предприятиями, юридическими лицами, вмешательство в хозяйственно-финансовую деятельность которых ограничивается законодательством Украины. А грозного контролера в лице государства уже не было, он канул в Лету вместе с развалом СССР в 1991 году.

Излишняя самостоятельность ЖЭКов постепенно превращалась в бесконтрольность, что привело к самым нежелательным последствиям. Прикрываясь слабыми платежами населения за жилье, руководители ЖЭКов начали допускать откровенное безделие и невыполнение своих прямых обязанностей. Зато такие руководители преуспели в раздувании штатов: днепродзержинцы хорошо видели, как много в ЖЭКах так называемого «офисного планктона» - людей, которые не убирали территорию, не чинили коммуникации, не ремонтировали дома, зато четко «работали с документами».

Под разговоры о «рыночных реформах» жилищная сфера быстро бюрократизировалась, и содержание громадного аппарата бюрократов легло на плечи жильцов – оплачивались-то они из наших платежей за квартиру.

Да и сами руководители ЖЭКов жили «на широкую ногу» - недавно бывший вице-мэр Киева Ирэна Кильчинская рассказала о том, что некоторые такие начальники могут даже позволить себе чартерный авиарейс «на отдых». Насчет авиарейсов не знаю, не видел, зато видел, как в 90-е годы, в пору всеобщих неплатежей и долгов, один из наших, городских начальников ЖЭКа ездил на шикарной иномарке и показывал кошелек с толстым «прессом» купюр, как украинских, так и американских.

Кстати, об американских купюрах. В самом начале «рыночных реформ» их инициаторы свято верили, что в жилищную сферу придет частный бизнес и сюда массово хлынут инвестиции. Увы, частный бизнес массово не пошел в эту сферу – понятно, что куда как выгоднее торговать металлом и водкой, чем вкладывать колоссальные средства в восстановление разваленного жилого фонда и неизвестно когда получить полноценную отдачу. Тем более, что финансовая деятельность ЖЭКов никогда не отличалась прозрачностью.

Понятно, что страдали, в первую очередь, от такого «рыночного подхода» ЖЭКов жильцы.
Опять-таки, сошлюсь на личный опыт. Оторвалась как-то возле моего окна водосточная труба, дождевые воды тут же «размочили» межпанельные швы, потолок и стена стали угрожающе быстро мокнуть. Несколько раз обратился в свой ЖЭК, но – безрезультатно. В ответ на мое очередное обращение ЖЭКовский клерк порекомендовал мне обратиться либо … к губернатору области, либо к Президенту Украины. Ну, до Президента я не дошел, пошел в Днепровский райисполком. Его тогдашний председатель Николай Суббот с третьей попытки все же принял меня, внимательно выслушал и посоветовал… обратиться в суд, повлиять на нерадивый ЖЭК он то ли не мог, то ли не хотел. В итоге трубу вместе с соседями мне пришлось восстанавливать самому. Когда она уже висела на месте, пришло письмо из Днепровского райисполкома за подписью того же Суббота, в котором сообщалось, что «по Вашей заявке ЖЭК навесил трубу».

В этом случае – все пороки жилищной сферы, которая сложилась после развала СССР: бесконтрольность, невыполнение прямых обязанностей и откровенно наплевательское отношение к нуждам плательщиков. И все это – под аккомпанемент регулярного повышения тарифов из-за «требований рыночной экономики».

И где же выход?

Как видим, развалив жилищную систему советского образца, мы так и не смогли создать эффективную ей замену. И городские власти Днепродзержинска столкнулись с проблемой – что делать с жилищной сферой? Оставлять все как есть нельзя – отрасль постепенно деградирует, и если ничего не изменить, жилой фонд рухнет. Возвращаться к советской системе тоже не получится – нет денег на дотации ни в городском, ни в государственном бюджете. Да и невозможно «построить социализм» ни в отдельно взятом городе, ни даже в отдельно взятой Украине.
Примеры Белоруссии и Ливии ясно показывают – социалистические модели сегодня не в состоянии противостоять США и Западу.

Может, шире внедрять практику создания Обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД)? Но и здесь есть масса «подводных камней».
Во-первых, при передаче дома с баланса местного совета на баланс ОСМД он должен быть капитально отремонтирован. Опять же, денег на ремонт тысяч домов одновременно ни в городском, ни в государственном бюджете нет.
Во-вторых, даже после создания ОСМД жильцы снова наткнутся на тех же монополистов в лице ЖЭКа и других жилищно-коммунальных предприятий, то есть главная задача – создать в этой сфере по-настоящему рыночные условия выполнена не будет.
И, в-третьих, абсолютное большинство людей по-прежнему с недоверием относятся к ОСМД и не намерены создавать такие объединения. А из «добровольно-принудительного» создания ничего хорошего не получится.

Остается только один путь – привнести в работу жилищной сферы Днепродзержинска элементы экономической целесообразности и настоящего рынка. То есть определить, кто будет заказчиком, а кто – исполнителем работ по обслуживанию жилого фонда, решить, как создать конкурентную среду среди предприятий-исполнителей, как добиться от ЖЭКов качественной работы, а не «раздувания» бюрократического аппарата. И создание компании по управлению коммунальным жильем – это не что иное, как попытка ответить на вызовы времени.

Во-первых, управляющая компания получает право самостоятельно выбирать исполнителя тех или иных работ по обслуживанию жилья. То есть, если ЖЭК делает свою работу плохо, КУКЖ может выбрать другого, более надежного и в то же время недорогого исполнителя.
Во-вторых, КУКЖ выступает заказчиком работ и всегда проверяет их качество, в случае ненадлежащего их исполнения финансово наказывает нерадивого исполнителя.
В-третьих, КУКЖ будет четко определять, сколько какая работа стоит, и руководители ЖЭКов лишатся возможности не только завышать смету, но и «раздувать» штат, оставляя только тех людей, которые действительно заняты в производственном процессе. Таким образом, приход управляющей компании позволит удалить те недостатки, что накопились в жилищной сфере за годы независимости и начать потихоньку поворачивать отрасль на путь по-настоящему рыночных преобразований.
Да, уже не будет финансирования этой сферы на 90% за счет государства, но зато собранные жильцами деньги за квартплату пойдут действительно на ремонтные работы, на вывоз мусора и покос карантинных трав, а не на содержание немыслимо распухшего штата «офисного планктона» и на лимузины для начальства.

И, что самое главное, КУКЖ официально заявила, что готова постоянно отчитываться - сколько денег получено от горожан и куда, на какие цели они пошли. А это, кроме всего, возможность привлечь инвестора в эту сферу – если бизнесмен видит, какие деньги поступают на счет и куда они тратятся, при этом все происходит прозрачно, он может рискнуть вложить свои деньги даже в жилищную отрасль.

Конечно, не хотелось бы высоких фраз, но появление такой компании в Днепродзержинске – это действительно шанс как-то исправить ситуацию в жилищной отрасли. И не зря и Днепропетровск, и Полтава уже живо интересуются нашим опытом: мы, похоже, нашли выход из того коммунального тупика, в который сама себя загнала Украина за 20 лет независимости.
Получится ли? Хотелось, чтобы получилось.

О тех, которых меньше

А теперь – обещанный в начале статьи рассказ о том, кто же громче всего протестует против появления КУКЖ на рынке коммунальных услуг.

Во-первых, как и следовало ожидать, это – местная оппозиция. «Пролетев» на выборах 31 октября прошлого года мимо мэрского и депутатских кресел, эти люди теперь в штыки воспринимают любые начинания нынешней власти и придумывают самые нелепые обвинения, лишь бы вылить на оппонентов побольше грязи. Понятно, протестовать против всего и вся, безо всякого разбору – это удел оппозиции. Жаль только, что и в Днепродзержинске, и в Украине в целом, оппозиция умеет только критиковать и поливать грязью, но ничего реального – как выводить то же жилищно-коммунальное хозяйство из кризиса – предложить не может. Так что их критика лишена всякого конструктива, пользы от нее – никакой, ни городу, ни жилищной сфере.

Есть и вторая категория «протестантов», совсем уж небольшая. Это – люди, которые непонятно почему вдруг решили, что нынешняя городская власть им что-то должна. То ли на престижное место в горисполком устроить, то ли медиа-проект в пользование дать, то ли позволить коммунальным предприятием поруководить. С чего такие люди взяли, что они смогут справиться с этой работой – известно лишь только им самим, ибо ни опыта, ни образования у них нет, есть только непомерные амбиции и болезненно завышенная самооценка. Вот и шумят эти «вечно неудовлетворенные», ждут – авось власть их послушает и возьмет на руководящую работу в ту же КУКЖ. А раз не берет – тогда можно поливать грязью от всей души только из-за того, что их никуда не берут.

Впрочем, таких «протестантов» - меньшинство. Большинство же горожан пока настороженно ожидают – не станет ли хуже от прихода новой структуры? В «КУКЖ» полны решимости доказать: станет не хуже, а наоборот – лучше! Во всяком случае, реальные предпосылки для этого есть.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Лаврентий  (26.07.11 01:33): 29.06.2011 р. відбулося засідання профспілкового комітету. Циркония
ПОРЯДОК ДЕННИЙ:
Про реформи у ЖКГ міста

З другого питання порядку денного слухали начальника управління ЖКГ міста Підгурського М. І.. Представник міськвиконкому надав профактиву інформацію про реформу у ЖКГ міста , та дав роз`яснення щодо введення приватної фірми ООО КУКЖ в ЖКГ міста. Підгурський М. І. відповів на числені запитання учасників зібрання. Нажаль, реформи, які проводить міськвиконком не отримали підтримки в учасників засідання.


Ухвалили:
Інформацію міськвиконкому прийняти до відома.
http://profzr.at.ua/..._rishennja/0-69
Ответить | С цитатой
Wiki  (25.07.11 10:46): http://sobitie.com.ua/dneprodzerzhinsk/korruptsionnaya-shema -dneprodzerzhinskih-chinovnikov Ответить | С цитатой
Любопытный  (25.07.11 10:42): В Днепродзержинске в очередной раз разворачивается реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Впрочем, отметившие 11-ю годовщину отсутствия горячего водоснабжения и привыкшие ничему не удивляться горожане, наверное, не обратили бы на это особого внимания, если бы не ряд странных обстоятельств.

Как запустался механизм...

На 28 октября 2009 года была назначена очередная сессия городского совета. 7 октября, (на следующий день!!! после государственной регистрации ООО «Компания по управлению коммунальным жильем» (ООО «КУКЖ»), его генеральный директор г-н Бурчак, не имея ни единого человека в подчинении и с полным отсутствием материальной базы, обращается с письмом к городскому голове Ярославу Корчевскому с предложением своих услуг. «Управитель» клятвенно заверяет, что его высококлассные специалисты готовы взвалить на себя ношу по обслуживанию более 2 млн.кв.м. жилого фонда правобережной части города.

Бюрократическая машина согласований запустилась на полный ход. Спешка более ч
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
житель  (25.07.11 10:39): В Днепродзержинске незаконно взимается плата за коммунальные услуги

Копия данного договора поступила в распоряжение общественности 9 июля, когда появилась на страницах форума газеты «Событие».

С первого взгляда – обыкновенный письменный договор. Есть подписи как Пидгурского, так и Кваса, печати УЖХ и ООО «КУКЖ».

Но не прошло и минуты, как при первом знакомстве с этим договором выявилось, что он недействителен, а говоря просторечием – липовый.

Дело в том, что статьей 1031 Гражданского кодекса Украины (ГКУ) установлено, что договор управления недвижимым имуществом подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Однако, указанный договор между УЖХ и ООО «КУКЖ» – не удостоверен нотариально и не осуществлена его государственная регистрация.

Согласно ст. 220 ГКУ в случае несоблюдения сторонами требования закона о нотариальном удостоверении договора, такой договор является ничтожным (недействительным).

http://sobitie.com.ua/dneprodzerzhinsk/v-dneprodze
Ответить | С цитатой
Гречневый  (25.07.11 10:29): письмо Министерства юстиции Украины №19-9-2040 от 31.03.2006 г. «О разъяснениях законодательства», в котором указывается следующее:
«Согласно статье 19 Закона Украины «О жилищно-коммунальные услуги» отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах.
Частью второй статьи 23 настоящего Закона определено, что владелец имеет право поручать полностью или частично распоряжаться и управлять принадлежащим ему имуществом в соответствии с законом и договором балансодержателю или управляющему.
Балансодержатель дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса зданий и сооружений (далее - балансодержатель) - это владелец или юридическое лицо, которое по договору с собственником содержит на балансе соответствующее имущество, а также ведет бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность, осуществляет расчеты средств, необходимых для своевременного проведения капитального и текущег
Ответить | С цитатой
ирис  (23.07.11 07:43): Совершенно соглана с предедущим комментарием. Что - то подобное уже было, сколько раз меняли это ДЖО... И предыдущие заработали около 200 тыс.долларов в карман.Не надо нас дурить. Уже результаты вижу по своему двору. Опять грязь, мусор. Не вижу в этом преобразовании "шанса"... Ответить | С цитатой
КРИТИК  (20.07.11 13:27): Есть противоречия в статье: с одной стороны автор утверждает, что после создания ОСМД жильцы по-прежнему будут сталкиваться с ЖЭКами - исполнителями, монополистами, а КУКЖ, если ЖЭКи плохо выполняют работу, может найти лучшего и менее дорогого исполнителя работ. Почему же ОСМД не сможет их найти? Или их просто нет. Что с КУКЖ, что без него - жильцы все-равно не участвуют в процессе заказа-приемки работ. КУКЖ находит исполнителя, принимает работы, расплачивается за них деньгами жильцов - поле для коррупции, "откатов" более чем достаточное.
КУКЖ - это просто дополнительная посредническая организация между жильцами и исполнителями работ по содержанию жилищного фонда. Это попытка перенаправить финансовые потоки в другие карманы. Вопрос может быть решен только тогда, когда жильцы сами, через свои организации, будь-то ОСМД или что-то другое, будут заказывать работы, контролировать и принимать их по акту приема-передачи (как в любых договорных отношениях) и только после этого - оплач
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте