Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Дніпро » Новини міста і регіону
Нд, 08 червня 2025
19:27

НОВИНИ МІСТА І РЕГІОНУ

Хроники Малой Приднепровской железной дороги

Хроники Малой Приднепровской железной дороги
74 года назад в Дне­пропетровске была открыта первая в Украине и вторая в Советском Союзе детская железная дорога.

Дорогу назвали «Малой Сталин­ской», по образцу «Большой Сталинской» (бывшей «Екатерининской», нынешней «Приднепровской»). Маршрутное кольцо охватило весь парк и протянулось на два километра. На долгие годы детская железная дорога стала не только местом отдыха, но и своеобразной игрой школьников во взрослую жизнь и работу.

Декабрь 1935 года

Комсомольцы Дне­про­петровского паровозоремонтного завода принимают решение построить детскую железную дорогу в городе. При поддержке секретаря обкома Хатаевича создается инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов. Днепропетровские пионеры и школьники берутся за проектирование своей дороги, и очень скоро эскизный вариант готов.

Весна 1936 года

Молодежь города на субботниках начинает строительство детской дороги по проекту, подготовленному студентами Днепропетровского института инженеров транспорта на основе детских набросков. Главный путь длиной около 2 км, ко­торый окружал пруд и площадку аттракционов в парке, частично прошёл на месте узкоколейки, построенной частными предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки 1910 года. Над прудом, по эстакаде, проходила одна из аллей парка. В насыпи этой эстакады для пропуска линии ДЖД было построено два тоннеля, получившие имена А.С.Пушкина и В.В.Маяковского. На маршруте было две станции - Жовтеня (после войны переименована в Пионерскую) и Комсомольск (переименована в Комсо­моль­­скую), а также одна промежуточная платформа «Депо имени Чапаева», где располагалось локомотивно-ва­гонное депо. На обеих станциях были построены деревянные здания вокзалов. На станции Комсомольск, в помещении вокзала, разместилось управление дороги.

6 июля 1936 года

Состоялось торжественное открытие в Днепропетровске Малой Сталинской железной дороги - второй ДЖД в СССР после Тбилисской. В этот день на обслуживании дороги было занято двести двадцать человек. Право стать первыми пассажирами голубых комфортабельных вагончиков получили более трехсот учеников - отличников учебы. Первым начальником её стал всё тот же Иван Слепов. А в 1938 году он был репрессирован и расстрелян как «враг народа».

22 июня 1941 года

В день нападения фашистской Германии на Советский Союз Малая Сталинская работает по своему графику, в этот день по ней прошло десять пар поездов. Но уже на следующий день жизнь всей страны резко изменилась, закрылась и детская дорога.

25 октября 1943 года

Красная армия освобождает город. За время оккупации Днепропетровская ДЖД практически уничтожена. Паровоз и вагоны были вывезены фашистами, в пути отсутствовало более 95% рельсов, во многих местах разрушена насыпь, уничтожены почти все водопропускные трубы, полностью сожжены оба вокзала, от здания депо осталась лишь кирпичная коробка без крыши. Уцелели, правда, оба тоннеля, но и они требовали серьёзного ремонта.

29 октября 1944 года

На Днепропетровской детской железной дороге возобновлено регулярное пассажирское движение. Взамен утраченных во время оккупации локомотивов дороге был выделен паровоз ЮП 4-95, проработавший до конца 80-х годов.

1958 год

На Малой Сталинской началась «дизельная эпоха». Дорога получила свой первый тепловоз - ТУ 2-172.

1961 год

После развенчания культа Сталина по всей стране началось переименование всего, что было связано с его именем, поэтому Малая Сталинская железная дорога стала именоваться Малой Приднепровской.

6 июля 1996 года

В день 60-летия дороги паровоз ЮП 4-95 был растоплен последний раз и передан в собственность одной из украинских туристических компаний, специализирующейся на организации паровозных ретро-туров. И сейчас паровоз, полвека проработавший на Днепропетровской ДЖД, можно увидеть на узкоколейке в Брошниве, в Выгоде.

2001 год

Днепропетровскими архитекторами разработан новый проект целого учебно-оздоровительного комплекса на месте бывшего цеха. Комплекс включал в себя собственно депо с мастерскими, большой учебный корпус, летнее кафе и корпус для лечебно-оздоровительных организаций. Но реализация этого проекта так и не началась.

Июль 2010 года

За последние 5 лет работы на детской железной дороге было перевезено более 60 тысяч взрослых и больше 70 тысяч маленьких пассажиров. Кроме того, за это время, больше 500 воспитанников детской железной дороги решили выбрать своей профессией работу железнодорожника.

Gorod.dp.ua на Facebook.
ФОТО:

Фото из архива ДЖД: 50-е годы. Так выглядел вокзал на станции Пионерская.

Фонтан на станции Жовтеня.

Самый первый паровоз ЮП-3-01 был совсем маленьким.

Таким задумывался проект учебно-оздоровительного комплекса в парке Глобы

1937 г. Первый начальник ДЖД Иван Слепов с активом юных железнодорожников.
   


Вадим  (03.09.10 00:29): Последний раз ЮП4 проехал на 50ти летие в 1986году-тогда \\\\\\\\\\\\\\\"выплавили\\\\\\\\\\\\\\\" подшипник и он больше не катал пассажиров Відповісти | З цитатою
Ново  (09.07.10 15:47): в продолжение разрушений, нанесённых фашистскими оккупантами, за годы незалежности угнан паровоз ЮП 4-95, проработавший до конца 80-х годов,депо уничтожено. Слава Украине! Відповісти | З цитатою
Димка  (09.07.10 15:44): Не совсем верно. В 1996 году паровоз был передан на узкоколейку в Выгоде (Прикарпатье). Сейчас паровоз стоит в локомотивном депо города Черновцы как памятник, без каких-то упоминаний что он с Днепропетровской ДЖД. Кому интересно, найдёт. Есть фото. Відповісти | З цитатою | Обговорення: 2
Dolly  (09.07.10 12:47): Тю-я по названию подумал что статья про больных ...)) Відповісти | З цитатою
1
Gorod.dp.ua не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті рецензій користувачів, тому що вони виражають думку користувачів і не є редакційним матеріалом.

Gorod`ской дозор | Обговорити тему на форумах | Розмістити оглошення

Інші новини:

ЗВЕРНИТЬ УВАГУ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  У Дніпрі на Метробудівській водій Audi збив з ніг пішохода, який перебігав дорогу: відео моменту (23)

•  На часі: що кажуть містяни про ремонт трамвайної колії у центрі Дніпра (16)

•  Скільки років потрібно, щоб купити квартиру в Дніпрі (13)

•  Історію Дніпра пропонують вести від 14 століття (9)

•  Ще одна перемога для Дніпра: мерія вирішила багаторічну проблему водопостачання мешканців по вул. Мандриківській, 136 (7)

•  У дніпровських музеях відновили два рідкісні автомобілі (6)

•  На площі Героїв Майдану водійка Audi переплутала педалі і спровокувала масову ДТП (відео моменту) (6)

•  У Дніпрі стартує масштабний ремонт трамвайної лінії: Трамваї №1 призупинять рух до листопада (оновлено) (6)

•  Укрпошта стане банком: Рада прийняла закон про фінансову інклюзію (5)

•  У Дніпрі на Робочій Mercedes на пішохідному переході насмерть збив жінку: відео моменту (4)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
210
років від дня народження відомої письменниці Олени Андріївни Ган

Джерело
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті