Дорогу назвали «Малой Сталинской», по образцу «Большой Сталинской» (бывшей «Екатерининской», нынешней «Приднепровской»). Маршрутное кольцо охватило весь парк и протянулось на два километра. На долгие годы детская железная дорога стала не только местом отдыха, но и своеобразной игрой школьников во взрослую жизнь и работу.
Декабрь 1935 года
Комсомольцы Днепропетровского паровозоремонтного завода принимают решение построить детскую железную дорогу в городе. При поддержке секретаря обкома Хатаевича создается инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов. Днепропетровские пионеры и школьники берутся за проектирование своей дороги, и очень скоро эскизный вариант готов.
Весна 1936 года
Молодежь города на субботниках начинает строительство детской дороги по проекту, подготовленному студентами Днепропетровского института инженеров транспорта на основе детских набросков. Главный путь длиной около 2 км, который окружал пруд и площадку аттракционов в парке, частично прошёл на месте узкоколейки, построенной частными предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки 1910 года. Над прудом, по эстакаде, проходила одна из аллей парка. В насыпи этой эстакады для пропуска линии ДЖД было построено два тоннеля, получившие имена А.С.Пушкина и В.В.Маяковского. На маршруте было две станции - Жовтеня (после войны переименована в Пионерскую) и Комсомольск (переименована в Комсомольскую), а также одна промежуточная платформа «Депо имени Чапаева», где располагалось локомотивно-вагонное депо. На обеих станциях были построены деревянные здания вокзалов. На станции Комсомольск, в помещении вокзала, разместилось управление дороги.
6 июля 1936 года
Состоялось торжественное открытие в Днепропетровске Малой Сталинской железной дороги - второй ДЖД в СССР после Тбилисской. В этот день на обслуживании дороги было занято двести двадцать человек. Право стать первыми пассажирами голубых комфортабельных вагончиков получили более трехсот учеников - отличников учебы. Первым начальником её стал всё тот же Иван Слепов. А в 1938 году он был репрессирован и расстрелян как «враг народа».
22 июня 1941 года
В день нападения фашистской Германии на Советский Союз Малая Сталинская работает по своему графику, в этот день по ней прошло десять пар поездов. Но уже на следующий день жизнь всей страны резко изменилась, закрылась и детская дорога.
25 октября 1943 года
Красная армия освобождает город. За время оккупации Днепропетровская ДЖД практически уничтожена. Паровоз и вагоны были вывезены фашистами, в пути отсутствовало более 95% рельсов, во многих местах разрушена насыпь, уничтожены почти все водопропускные трубы, полностью сожжены оба вокзала, от здания депо осталась лишь кирпичная коробка без крыши. Уцелели, правда, оба тоннеля, но и они требовали серьёзного ремонта.
29 октября 1944 года
На Днепропетровской детской железной дороге возобновлено регулярное пассажирское движение. Взамен утраченных во время оккупации локомотивов дороге был выделен паровоз ЮП 4-95, проработавший до конца 80-х годов.
1958 год
На Малой Сталинской началась «дизельная эпоха». Дорога получила свой первый тепловоз - ТУ 2-172.
1961 год
После развенчания культа Сталина по всей стране началось переименование всего, что было связано с его именем, поэтому Малая Сталинская железная дорога стала именоваться Малой Приднепровской.
6 июля 1996 года
В день 60-летия дороги паровоз ЮП 4-95 был растоплен последний раз и передан в собственность одной из украинских туристических компаний, специализирующейся на организации паровозных ретро-туров. И сейчас паровоз, полвека проработавший на Днепропетровской ДЖД, можно увидеть на узкоколейке в Брошниве, в Выгоде.
2001 год
Днепропетровскими архитекторами разработан новый проект целого учебно-оздоровительного комплекса на месте бывшего цеха. Комплекс включал в себя собственно депо с мастерскими, большой учебный корпус, летнее кафе и корпус для лечебно-оздоровительных организаций. Но реализация этого проекта так и не началась.
Июль 2010 года
За последние 5 лет работы на детской железной дороге было перевезено более 60 тысяч взрослых и больше 70 тысяч маленьких пассажиров. Кроме того, за это время, больше 500 воспитанников детской железной дороги решили выбрать своей профессией работу железнодорожника.
Автор: Лина Марченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |