Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 12 ноября 2024
23:43

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Хроники Малой Приднепровской железной дороги

Хроники Малой Приднепровской железной дороги
74 года назад в Дне­пропетровске была открыта первая в Украине и вторая в Советском Союзе детская железная дорога.

Дорогу назвали «Малой Сталин­ской», по образцу «Большой Сталинской» (бывшей «Екатерининской», нынешней «Приднепровской»). Маршрутное кольцо охватило весь парк и протянулось на два километра. На долгие годы детская железная дорога стала не только местом отдыха, но и своеобразной игрой школьников во взрослую жизнь и работу.

Декабрь 1935 года

Комсомольцы Дне­про­петровского паровозоремонтного завода принимают решение построить детскую железную дорогу в городе. При поддержке секретаря обкома Хатаевича создается инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов. Днепропетровские пионеры и школьники берутся за проектирование своей дороги, и очень скоро эскизный вариант готов.

Весна 1936 года

Молодежь города на субботниках начинает строительство детской дороги по проекту, подготовленному студентами Днепропетровского института инженеров транспорта на основе детских набросков. Главный путь длиной около 2 км, ко­торый окружал пруд и площадку аттракционов в парке, частично прошёл на месте узкоколейки, построенной частными предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки 1910 года. Над прудом, по эстакаде, проходила одна из аллей парка. В насыпи этой эстакады для пропуска линии ДЖД было построено два тоннеля, получившие имена А.С.Пушкина и В.В.Маяковского. На маршруте было две станции - Жовтеня (после войны переименована в Пионерскую) и Комсомольск (переименована в Комсо­моль­­скую), а также одна промежуточная платформа «Депо имени Чапаева», где располагалось локомотивно-ва­гонное депо. На обеих станциях были построены деревянные здания вокзалов. На станции Комсомольск, в помещении вокзала, разместилось управление дороги.

6 июля 1936 года

Состоялось торжественное открытие в Днепропетровске Малой Сталинской железной дороги - второй ДЖД в СССР после Тбилисской. В этот день на обслуживании дороги было занято двести двадцать человек. Право стать первыми пассажирами голубых комфортабельных вагончиков получили более трехсот учеников - отличников учебы. Первым начальником её стал всё тот же Иван Слепов. А в 1938 году он был репрессирован и расстрелян как «враг народа».

22 июня 1941 года

В день нападения фашистской Германии на Советский Союз Малая Сталинская работает по своему графику, в этот день по ней прошло десять пар поездов. Но уже на следующий день жизнь всей страны резко изменилась, закрылась и детская дорога.

25 октября 1943 года

Красная армия освобождает город. За время оккупации Днепропетровская ДЖД практически уничтожена. Паровоз и вагоны были вывезены фашистами, в пути отсутствовало более 95% рельсов, во многих местах разрушена насыпь, уничтожены почти все водопропускные трубы, полностью сожжены оба вокзала, от здания депо осталась лишь кирпичная коробка без крыши. Уцелели, правда, оба тоннеля, но и они требовали серьёзного ремонта.

29 октября 1944 года

На Днепропетровской детской железной дороге возобновлено регулярное пассажирское движение. Взамен утраченных во время оккупации локомотивов дороге был выделен паровоз ЮП 4-95, проработавший до конца 80-х годов.

1958 год

На Малой Сталинской началась «дизельная эпоха». Дорога получила свой первый тепловоз - ТУ 2-172.

1961 год

После развенчания культа Сталина по всей стране началось переименование всего, что было связано с его именем, поэтому Малая Сталинская железная дорога стала именоваться Малой Приднепровской.

6 июля 1996 года

В день 60-летия дороги паровоз ЮП 4-95 был растоплен последний раз и передан в собственность одной из украинских туристических компаний, специализирующейся на организации паровозных ретро-туров. И сейчас паровоз, полвека проработавший на Днепропетровской ДЖД, можно увидеть на узкоколейке в Брошниве, в Выгоде.

2001 год

Днепропетровскими архитекторами разработан новый проект целого учебно-оздоровительного комплекса на месте бывшего цеха. Комплекс включал в себя собственно депо с мастерскими, большой учебный корпус, летнее кафе и корпус для лечебно-оздоровительных организаций. Но реализация этого проекта так и не началась.

Июль 2010 года

За последние 5 лет работы на детской железной дороге было перевезено более 60 тысяч взрослых и больше 70 тысяч маленьких пассажиров. Кроме того, за это время, больше 500 воспитанников детской железной дороги решили выбрать своей профессией работу железнодорожника.

Gorod.dp.ua на Facebook.
ФОТО:

Фото из архива ДЖД: 50-е годы. Так выглядел вокзал на станции Пионерская.

Фонтан на станции Жовтеня.

Самый первый паровоз ЮП-3-01 был совсем маленьким.

Таким задумывался проект учебно-оздоровительного комплекса в парке Глобы

1937 г. Первый начальник ДЖД Иван Слепов с активом юных железнодорожников.
   


Вадим  (03.09.10 00:29): Последний раз ЮП4 проехал на 50ти летие в 1986году-тогда \\\\\\\\\\\\\\\"выплавили\\\\\\\\\\\\\\\" подшипник и он больше не катал пассажиров Ответить | С цитатой
Ново  (09.07.10 15:47): в продолжение разрушений, нанесённых фашистскими оккупантами, за годы незалежности угнан паровоз ЮП 4-95, проработавший до конца 80-х годов,депо уничтожено. Слава Украине! Ответить | С цитатой
Димка  (09.07.10 15:44): Не совсем верно. В 1996 году паровоз был передан на узкоколейку в Выгоде (Прикарпатье). Сейчас паровоз стоит в локомотивном депо города Черновцы как памятник, без каких-то упоминаний что он с Днепропетровской ДЖД. Кому интересно, найдёт. Есть фото. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Dolly  (09.07.10 12:47): Тю-я по названию подумал что статья про больных ...)) Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  У Дніпрі виходять на лінію перші сім трамвайних вагонів з Лейпцига (28)

•  Перемога Трампа в США: чого очікувати Україні і Дніпру (опитування) (17)

•  Якщо уряд забере у Дніпра 3,3 млрд грн, місто втратить можливість відновлювати будинки і школи після обстрілів рф (10)

•  Колекціонують сміття та нападають на сусідів: у Дніпрі мати з сином тримають у страху весь під’їзд (9)

•  У Дніпрі від 7 листопада стартує другий етап ремонту трамвайного переїзду на перехресті просп. Лесі Українки та бульв. Батальйону Дніпро. Як ходитиме транспорт (8)

•  Чи всі мешканці забезпечені теплопостачанням? (7)

•  На житловому масиві Перемога демонтують відомий ринок «Кодак» (6)

•  Сморід та купи непотребу поруч із баками: мешканці Дніпра скаржаться на проблеми зі сміттям (5)

•  У Кам’янському посадовиця коледжу брала по 1000 доларів зі вступників (5)

•  З 6 листопада припиняється рух транспорту на вул. Вітчизняна (5)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
110
лет отелю «Астория»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте