В период финансового кризиса и бесконечных политических противостояний проблемы местных органов власти, мало волнующие власть центральную, вылились в создание общественной организации, аналогов которой не было еще в Украине, — Национального конгресса местного самоуправления.
Хотя идея не нова. К примеру, в Страсбурге работает Конгресс местных и региональных властей Европы, где наша страна представлена делегацией, вот уже шесть лет возглавляемой мэром Днепропетровска, президентом Ассоциации городов Украины и общин Иваном КУЛИЧЕНКО. Сегодня подобный конгресс создан и в Украине. О причинах создания данной организации, о планах на будущее и о первоочередных задачах мы беседуем с Иваном Ивановичем.
— 26 января вы как президент Ассоциации мэров городов Украины выступили с инициативой создания организации, основной целью которой должна стать защита интересов территорий от бюджетных атак из центра. Как созрела идея создания такой организации и какие задачи ставит перед собой конгресс?
— С инициативой создания Национального конгресса местного самоуправления выступила Ассоциация городов Украины вместе с Всеукраинской организацией сел и поселков Украины. Основная цель — развитие местного самоуправления, создание кардинально новой системы бюджетных взаимоотношений. Наша страна присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления еще в 1994 году, однако, кроме разговоров, мало что делалось. Поэтому сегодня мы объединились для того, чтобы отстаивать свои права и продвигать демократию не через построение партийной системы отношений, а путем развития местного самоуправления. Именно эффективное местное самоуправление сделает Украину эффективной и успешной страной.
3 февраля в Киеве был проведен учредительный съезд. Естественно, что на первом собрании мы не смогли рассмотреть все вопросы, волнующие территориальные общины, так как вопросов этих накопилось чрезвычайно много. Но основные акценты расставили. Выборы в очередной раз обнажили политический раскол между Западом и Востоком, который сейчас наметился достаточно четко.
Однако на съезде собрались представители абсолютно всех регионов Украины. Подчеркиваю: у нас нет ни политических, ни географических проблем. Задачи и вопросы у органов местного самоуправления во всех частях страны одинаковы и не зависят от политических предпочтений. Таким образом, мы, решая насущные, прикладные проблемы, страну объединяем, а не наоборот.
По большому счету, создание Национального конгресса местного самоуправления — шаг к новому качеству Украины как государства. Конгресс — это не политическая организация, а форма объединения усилий для общей борьбы за права местного самоуправления.
Что касается задач на перспективу — это большая и планомерная работа. В любом случае, мы не изобретаем велосипед, а применяем в украинских реалиях передовой опыт наиболее развитых стран.
— Насколько в современной Украине возможно построение системы, дающей реальную независимость территориальным общинам?
— Если бы такая задача была невыполнимой, нам не стоило бы и начинать работу. Что такое территориальная община? Человек живет, развивается, работает, отдыхает в территориальной общине. Это пространство жизнедеятельности каждого из нас. И у нас должны быть возможности для совместного решения наших проблем. Ведь государство, по сути, — это объединение территориальных общин. И принцип субсидиарности (передачи на верхний уровень только тех полномочий, которые нельзя решить на существующем) — базовый европейский принцип. Ресурсная самодостаточность территориальных общин — основа обеспечения качественных условий жизни граждан Украины.
Следующий вопрос — ответственность власти. А это — принципы ее формирования.
Сейчас политизация местных советов достигла своего апогея. В села, поселки и города приходит партийный список, по списку человек получает или покупает место, после чего реальная работа новоиспеченного слуги народа зачастую ведется с нулевым коэффициентом полезного действия. Такие депутаты игнорируют местные проблемы, им не интересны встречи с избирателями, не по своей вине проголосовавшими неизвестно за кого.
В горсоветах решаются какие угодно проблемы — партийные, корпоративные, бизнесовые, но не проблемы города. Нам необходима мажоритарная система, так как без нее печальная ситуация на местах будет год от года только усугубляться. В районные и областные советы, носящие представительский характер, — пожалуйста, избирайтесь по спискам (хотя и там система территориального представительства была бы более оптимальной), но в села, поселки и города — только по мажоритарной системе. Депутат должен отвечать за то, что он делает либо не делает персонально, и избиратель имеет право знать — за кого конкретно он голосует.
На сегодняшний день решение о мажоритарной системе проголосовано единогласно. Более того, мы достаточно долго просили и теперь требуем. И если Верховная Рада нас не услышит, мы готовы действовать самым решительным образом, вплоть до блокирования выборов в местные советы по партийным спискам.
— Каков механизм такого блокирования?
— Это несложно. 23 февраля должны быть сформированы списки городских избирательных комиссий. Если городские головы не подпишут распоряжения о созыве сессий и комиссии не сформируются, выборы провалятся. Нам не хотелось бы доводить ситуацию до жесткого противостояния, потому что основная задача конгресса — выносить инициативы на рассмотрение и добиваться их реализации. Но пассивно смотреть на игнорирование справедливых требований мы не станем. Вы представляете, какая сила сосредоточена в руках членов конгресса?
— Какой может быть, с вашей точки зрения, мини-программа, своего рода короткий и внятный рецепт выздоровления Украины?
— Рецепт один — эффективная, ответственная власть. Власть, обслуживающая граждан, а не наоборот. К сожалению, многие рассматривают власть как кормушку — пришел, урвал, затем на выборах раздал часть по сути украденного, «проводя политику малых конкретных дел» или раздавая подачки, и снова… А потом спрашивают, а где деньги на то, на это?
Кризис в Украине прежде всего управленческий. Нам необходима кардинальная реформа системы управления на всех уровнях, основой которой должна стать подотчетность власти гражданам и самоорганизация самих граждан. Ее базовой составляющей должна быть конституционная реформа.
Процитирую Манифест конгресса: «Задача конгресса — создать в Украине такую систему власти, которая была бы:
А дальше необходимы системные бюджетные, налоговые реформы, реформа ЖКХ, состояние которого является угрозой национальной безопасности Украины и может привести к ряду техногенных катастроф.
Соответствующие предложения наработаны экспертами Ассоциации городов Украины, и мы готовы их предоставить.
— Можете привести примеры необходимых реформ в вашем родном Днепропетровске?
— Безусловно. Мы одними из первых в Украине создали систему единого окна по работе с горожанами. Еще 12 ноября прошлого года я подписал решение исполкома о проведении полной инвентаризации всего коммунального имущества. Нельзя строить планы, не зная собственных ресурсов. Планируем привлечь к процессу инвентаризации городскую общественность — каждый днепропетровец должен знать, что находится в собственности городской общины и насколько эффективно используется, с точки зрения интересов горожан.
Начали развивать территориальную самоорганизацию, планируем создавать ОСНы (органы самоорганизации населения). Я хочу, чтобы за использованием средств, поступающих на текущие проблемы ЖКХ, контроль велся снизу. Уверен, что жители любого микрорайона сами лучше знают свои наиболее острые проблемы и способны выбрать самый оптимальный вариант их решения. Разрабатываем Стратегию развития Днепропетровской городской территориальной общины. Я работаю для горожан и хочу совместно с ними развивать город. К сожалению, мы ограничены несовершенным национальным законодательством.
— То есть все равно все дороги ведут в Киев?
— Пока в Киев идет большинство собираемых налогов. Но уверен, Национальный конгресс местного самоуправления сможет добиться необходимых реформ от любой центральной власти. Или распустить эту власть и стать ею. Последнее — шутка.
— Но, как говорится, в любой шутке есть доля истины…
Автор: Сергей Бондарь
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А дороги криворожские и днепровские сравнивать напрямую неправильно. Ширина разная, геологическая структура разная. Ответить | С цитатой
Вот насмешили с названием, статью читатьне стал и так видно что заказная...
Хотелось бы узнать что Куличенко толкового сделал для города, перес фонтан(одуванчик) с жк.Амстердам на на набережную(возле Поплавка) и присвоил себе, так же новый стадион, блогодарю Коломойскому он построен и так множество объектов, не буду озвучивать и многое другое. Так что не вижу не каких его заслуг... Ответить | С цитатой