Эксперты говорят, что этот процесс только набирает обороты и уже к концу февраля цены могут подскочить еще на 8%. Причин тому участники рынка называют массу — от фискальных начинаний правительства до колеблющихся курсов валют. Отраслевые же эксперты полагают, что нефтяники не хотят терять прибыль.
В течение прошлой недели наиболее оперативно таблички на стелах АЗС менялись в Крыму, где стоимость А-95 повысилась сразу на 5% — до 5,7 грн. В результате этот регион превзошел такие традиционно дорогие области, как Закарпатская, Ивано-Франковская, Киевская и Одесская, где он продавался по 5,6 грн./л (в среднем по стране — 5,55 грн./л). Нефтетрейдеры связывают удорожание с тем, что 10 января 2009 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения». Согласного документу ставка акциза на бензины выросла на 83% — до 110 евро/т реализованной продукции.
Правительство считает наметившуюся тенденцию несправедливой и уже обратилось к Антимонопольному комитету и Госинспекции по контролю над ценами с требованием проверить обоснованность повышения цен на светлые нефтепродукты. «Было принято решение, что на протяжении недели изучается ценовая политика продавцов и импортеров, а также производителей нефтепродуктов. После завершения проверки примем все необходимые решения», — сказала на минувшей неделе премьер-министр Юлия Тимошенко. Пущего эффекта словам главы правительства придало решение Антимонопольного комитета, который в этот же день объявил о том, что оштрафовал приватовскую «Оптиму-трейд» на 1 млн грн. «за злоупотребление монопольным положением на рынках розничной торговли нефтепродуктами в Днепропетровской, Запорожской и Черкасской областях».
Впрочем, такое решение ведомства Александра Мельниченко наверняка никто из нефтяников не воспринял всерьез. Ведь за последние несколько лет как минимум четыре нефтекомпании («Авиас», «Сентоза ойл», «Укртатнафта» и «Линик»), которые за подобные нарушения штрафовал АМКУ, благополучно избегали санкций.
Жесткие заявления власти выглядят еще более комично на фоне последних расчетов Секретариата экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов (в состав которого входят представители Минтопэнерго), который ежедекадно устанавливает для участников рынка ценовые ориентиры. Так, по данным этой организации, к середине февраля литр А-95 может стать дороже в среднем по стране еще на 3% (5,7 грн./л), а дизельное топливо имеет шансы вырасти в цене с нынешних 5,71 грн./л более чем на 2% — до 5,84 грн./л.
Экономическое обоснование такого прогноза известно, наверное, только Секретариату. Ведь две базовые составляющие цены на горючее в Украине — котировки нефти и курс доллара — в последнее время демонстрируют прямо противоположную динамику. Так, на протяжении ноября 2008 г. (когда нефть закупалась на переработку в январе 2009 г.) баррель Urals стоил в среднем $50. В свою очередь в декабре прошлого года (когда сырье приобреталось на переработку в феврале) Urals реализовывалась уже на 25% дешевле — в среднем по $40/баррель. Не играл на повышение и курс доллара на межбанке, за который закупается импортное топливо для Украины.
Так, если в конце декабря 2008 г. — начале января 2009 г. нефтяники приобретали его в среднем по 8,1 грн., то в течение последних двух недель доллар котировался на уровне 7,9 грн. «Экономического обоснования прогнозам Секретариата нет. Если сегодня на бирже ARA (Амстердам–Роттердам–Антверпен. — «ДС») купить 95-й бензин премиум-класса, добавить к нему затраты на логистику, новую ставку акцизного сбора, текущий курс доллара, а также заложить 15%-ную розничную маржу, то цена этого топлива на отечественной заправке должна составить 4,97 грн./л (а не 6 грн./л, как сейчас. — «ДС»)», — отмечает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
При таком раскладе грядущее удорожание горючего в нашей стране, о котором говорят в Секретариате, можно объяснить только одним существенным фактом: катастрофическими темпами снижения доходности участников рынка из-за того, что в одночасье обедневшие украинцы стали тратить на бензин меньше денег. Так, если в декабре 2007 г. емкость отечественного рынка нефтепродуктов составляла $1,03 млрд, то по итогам декабря прошлого года этот показатель снизился до $0,7 млрд. В свою очередь, если в январе 2008 г. она равнялась $0,98 млрд, то в январе текущего года — уже $0,64 млрд. И это притом что топливо немного подорожало. В такой ситуации трейдеры могут достигнуть сохранения своих доходов двумя способами: либо снизить качество нефтепродуктов, либо поднять цену. Идти по первому пути опасно, ведь по итогам проверок в 2008 г. Госпотребстандарт снял с реализации 1,87 млн л горючего из-за нарушения стандартов качества. Поэтому приоритетность использования второго варианта кажется очевидной.
При нынешнем положении дел прогнозировать поведение цен на бензин в долгосрочной перспективе весьма проблематично. Сейчас невозможно предугадать, как долго и в каких объемах будут снижаться объемы его розничных продаж в Украине. По предположениям Геннадия Рябцева, этот процесс только начался и продлится как минимум до начала сезона (апреля–мая), когда отмечается повышенный спрос на горючее. «Если отталкиваться от объективных рыночных факторов, то сейчас стоимость А-95 должна составлять порядка 5 грн./л. Но на нашем рынке фактически нет конкуренции, поэтому мы будем наблюдать удорожание топлива на уровне 2% в неделю как минимум до конца февраля», — говорит г-н Рябцев. Если этот прогноз сбудется, то уже к началу весны литр 95-го в Украине будет продаваться примерно по 5,9 грн. Единственное, что может остановить нефтетрейдеров, — это массовый отказ потребителей покупать бензин по чрезмерно завышенным ценам.
Автор: Дмитрий Рясной
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
собственно как евродизель из обычной соляры, путем высаживания серы и вливания кучи добавок. А сера то, ой как дорогая в реализации, по ходу любое модное топливо- дышляк! катался на 92 и нифигашеньки с машинами не было (развод ля лохов) (правда не ТНКашный) и теперь дизель обычный Ответить | С цитатой
Так бегите скорее к туалету, шо ж вы в коментах сидите! Ответить | С цитатой