|«« | «« | »» | »»| |
В Днепре издана новая книга писателя, кинодокументалиста Игоря Родионова «Секретный архитектор Южмаша» о личности и судьбе человека-легенды Игоря Нескоромного, чье имя десятилетиями оставалось засекреченным…
…Как известно, ракеты собирают не под открытым небом. Для этого нужны сооружения основательные – цеха, корпуса, здания, испытательные площадки, которые по своим функциональным особенностям не менее уникальны, чем сами космические ракеты. Кто в этом задействован? Понятное дело – архитекторы и проектировщики. Те и другие люди творческие. И не только это их объединяет.У ракетостроителей есть такое правило – некрасивое изделие летать не будет. А у архитекторов Южмаша есть правило: «Сооружение, если оно не функционально – пользы не принесет».
Но, тем не менее, работы Игоря Ивановича Нескоромного известны практически всем жителям Днепра. Он был автором и соавтором проектов здания Приднепровской академии строительства и архитектуры, мемориального кладбища на Октябрьской (сейчас – Соборной) площади, здания Днепропетровского обкома КПУ (сейчас – здание Днепропетровской облгосадминистрации), корпусов базы футбольного клуба «Днепр» в Приднепровске, памятника погибшим в годы войны студентам города (знаменитая «Скорбящая» рядом со Дворцом студентов).
А если к этому добавить десятки объектов, спроектированных им и его секретным 162-м архитектурным отделом «Южмаша», список получится поражающим! В числе таких работ – и вся заводская инфраструктура (включая грандиозные корпуса!). И жилой фонд «Южмаша». И объекты соцкультбыта предприятия – пансионаты и санатории «Дубрава» на Самаре, «Днепр» в Евпатории, «Славутич» в крымском поселке Парковое, пионерлагерь «Орленок» в Орловщине. Кроме этого, Игорь Нескоромный стал автором памятников М.К.Янгелю и А.М.Макарову – как надгробных, так и установленных на территории «ЮМЗ».
И еще об одном проекте этого талантливейшего архитектора (в соавторстве с А.Сафоновым и И.Соколовым) нельзя не упомянуть. Это проект масштабного Ракетно-космического центра с ракетой «Зенит-2» и экспозиционно-информационным центром. Его в 1990-х начали ударными темпами строить на Набережной, между рестораном «Поплавок» и гостиницей «Парус». Но из-за переменившихся политических ветров, смены во властных коридорах и амбиций курировавших проект лиц стройка так и была «заморожена» на полпути. Вот уже 20 лет ржавеющие конструкции так и не созданного РКЦ зарастают кустарником, напоминая об этом знаковом проекте. Говорят, у Игоря Ивановича о нем душа болела до последних дней жизни…
«Мужчина не имеет права соединять слова «Я» и «Устал». Он может только один раз в жизни сказать «Нет больше сил!» - и умереть!»…».Именно по такому закону совести жил, работал, творил Игорь Иванович Нескоромный.
Но книга «Секретный архитектор Южмаша» получилась не только о нем. В ней, как в зеркале, отражается вся жизнь завода-гиганта и вся эпоха, ушедшая, увы, безвозвратно. А вслед за ней уходят и люди, которые не могли позволить себе сказать «Я устал…».
В эксклюзивном интервью Городскому сайту автор книги Игорь Владимирович РОДИОНОВ расскажет о книге, личности Игоря Нескоромного и еще много о чем.
Игорь Владимирович Родионов – писатель, кинодокументалист.Как кинодокументалист, создал ряд авторских фильмов «Царство красного колдуна», «Тайна украинской Атлантиды», «Человек, который помог Спилбергу», «Иван и Хелмунт», «Даниил Сахненко. Кино и жизнь» в разное время удостоенные премий на всеукраинских телевизионных конкурсах.
Автор книг «Петровский зачет. 40 лет спустя», «Набережная имени…», Днепропетровские зодчие. Люди легенды», «Секретный архитектор Южмаша», «Корона над Днепром». Научно-популярные видеофильмы о днепропетровских архитекторах О. Петрове, П.Ниринберге, Е. Сорине, о первых строителях Набережной стали учебным пособием в вузах города.
За активную работу в области популяризации Днепровской школы практической архитектуры избран членом-корреспондентом Международной инженерной академии (Приднепровский центр).
Член Национального союза кинематографистов Украины. Член Союза журналистов Украины.
Считает, что есть только один способ проделать большую работу – полюбить ее.
- Игорь Владимирович, как родилась идея книги «Секретный архитектор Южмаша»?
- Как-то я стал свидетелем того, что экскурсовод вел группы туристов по улицам города, рассказывая о достопримечательностях города. И вот на Соборной площади у мемориального комплекса воинского кладбища на вопрос: «А кто архитектор?..» Экскурсовод несколько замялась и как-то неуверенно ответила: «Какой-то архитектор из Южмаша…». Но имя этого архитектора открылось мне значительно позже…- Можете немного подробней рассказать о проекте Ракетно-космического центра на Набережной?
- На дворе уже был 2000-й год. Местные власти собирались отметить достижения предприятия и города в области космонавтики. Решено было на Днепре установить Памятный знак символ державы успешно осваивающей космос. Днепропетровские художники, архитекторы, скульпторы и дизайнеры включились в этот необычный проект. Тема вроде бы хорошо известна, но оказалась под силу далеко не каждому. Как и ожидалось успех пришел к тем, кто ближе к космосу - к архитекторам и проектировщикам прославленного Южмаша. Так всплыло имя Игоря Нескоромного, одного из авторов проекта-концепции «Запуск ракеты с водной акватории Днепра», своего рода Sea Launch на реке.…Работы на набережной Днепра шли полным ходом. Металлический каркас экспозиционного зала-музея уже был покрыт стеклянным куполом, где-то в цехах Южмаша к вечному старту готовился 63-х метровый носитель космических кораблей. Проект, еще до конца не реализовавшись, привлек внимание горожан. СМИ поспешили дать проекту громкое название «Застывший старт «Зенита». «Запуск» готовили, как водится, к большому празднику – Дню авиации и космонавтики. Будущий Космический бульвар обещал стать уникальной достопримечательностью не только Днепропетровска-Днепра, но всей Украины…
Как вдруг что-то пошло не так… Корпоративная договоренность: ракета за заводом, стройка - за областью (проект не из дешевых) - дала сбой. И первый старт, как это случалось в космонавтике, оказался неудачным.
В космонавтике такое бывало не раз, когда первый старт оказывался неудачным. Так произошло и с архитектурным проектом на набережной.
- Почему, на ваш взгляд, проект оказался невоплощенным в жизнь?
- Со своего президентства уходил Леонид Данилович Кучма, который благословил понравившуюся ему идею. Менялась команда и в Днепропетровской области… Проект требовал совместных усилий Южмаша и местной власти. Но, к сожалению, преемственность власти у нас не в чести. В истории города бывало не раз: меняется власть, меняются и приоритеты. И только замыслы архитекторов остаются вечными, превращаясь в мифы. Так случилось и в Днепропетровске и в начале 2000-х. Но имя архитектора осталось в памяти.Поскольку давно собираю материал о людях-легендах днепропетровского архитектурного сообщества, то архитектор из Южмаша Игорь Нескоромный по законам жанра должен был стать героем моей новой книги.
- Каким человеком был Игорь Иванович?
- Рожден он эпохой, в которой жил. Образ жизни соответствовал социалистическим веяниям. 35 лет на одном из секретнейших предприятий Союза. Не скажи лишнего, не ступи без пропуска на завод, не выйди за пределы без разрешения и т. д. Все время под колпаком… Все эти ограничения сказываются с годами и на характере человека. Я встретился с человеком, словно застегнутым на все пуговицы, - скромен в жизни, сдержан в поступках, немногословен, с виду даже неприметный. Он обладал прекрасными человеческими качествами – добротой, чувством долга, отзывчивостью.За годы своего руководства архитектурным «цехом» Игорь Иванович создал мобильную архитектурную структуру, которая творчески откликалась на любые запросы предприятия. Это была высокоорганизованная сплоченная команда профессионалов, которую назвал в книге «архитектурным цехом» Южмаша. На самом деле это отдел №162. Южмашевские архитекторы работали в одной связке с еще одним секретным коллективом – Днепровским проектным институтом. Кто какие функции выполнял, секрет и для меня. Во всяком случае, архитекторы Южмаша, как градообразующего предприятия, много строили и в областном центре. А некоторые городские достопримечательности, такие как воинский Мемориал на Соборной площади, «Скорбящая» в парке Шевченко – это творческие работы архитектора Игоря Нескоромного. Но Южмаш его, как архитектора, приблизил к космосу. Я бы его смело назвал первым покорителем космоса… среди архитекторов.
- А можно «рассекретить» один из заводских архитектурных проектов Игоря Нескоромного?
- Один из первых его проектов - это административная пристройка к заводоуправлению. Хотя слово «пристройка» звучит не очень солидно для архитектора. Но не в этом дело. Архитектор Игорь Нескоромный удачно соединил советский неореализм (проект заводоуправления выполнен архитектором Олегом Петровым в духе 1950-х сталинских годов) с хай-теком нового времени. И надо признать, ротонда органично вписалась в комплекс сооружения, приобрела полновесное функциональное значение - стала неизменным местом проведения торжественных собраний, рапортов и встреч с делегациями и гостями всемирно известного завода. За шестиугольную геометрию заводчане прозвали необычное сооружение «пентагоном», - вероятно, в пику американскому военному ведомству, которое не сводило глаз с секретного предприятия.- Насколько сложно приходилось архитекторам известного на весь мир Южмаша? Какие задачи им приходилось решать?
- Заводские архитекторы не были свободны в своих фантазиях. Они были подчинены технологиям сборки ракет, следовали современным вызовам в области развития космической техники. Скажем, пошла в серию новая янгелевская «машина», которая имела самые большие габариты для среднего класса ракет. И она уже, как говорится, «ни в какие ворота» не лезла в самом прямом смысле слова. Требовалась трансформация устаревших корпусов. И хотя проект разрабатывался специализированным Днепровским проектным институтом, все же главная роль отводилась службе Главного архитектора предприятия, которая и закладывала параметры будущих объектов. Цель у южмашевцев была одна - повысить надежность секретного «изделия», организовать бесперебойный серийный выпуск стратегических ракет.Когда я у Игоря Ивановича спрашивал, какую идею закладывал он в свой проект, то он уклончиво отвечал:
«А что человеку нужно? Чтобы пространство не стесняло. Чтобы были большие и светлые окна, широкие коридоры, огромные залы. Чтобы легче дышалось»…Корпуса сборки космических носителей всегда были достойны восхищения. Во времена Л. Д.Кучмы и Ю.С.Алексеева представительных делегаций сюда захаживало немало. Президенты разных стран, послы великих держав и многие другие. Специалисты НАСА, побывавшие на заводе, однозначно определили – ничего подобного по масштабам и дизайну в мире нет.
- Но даже при решении глобальных космических задач на Южмаше стремились сохранить и развить удивительно теплую, человеческую атмосферу на самом предприятии…
- Приведу в этом плане один пример. Как-то на Южмаше нужно было построить новый большой корпус для сборки космических кораблей. Возвести его предполагалось на площади заводского сквера - любимого места отдыха заводчан. И тут-то главного архитектора предприятия понесло: «Не дам… Не дам уничтожить тихий зеленый уголок!». Так обычная утилитарная проблема, едва не вылилась в философскую… Что в приоритете? На одной чаше весов стапеля, столь необходимые для сборки будущих космических кораблей - покорителей Вселенной. На другой – обычный заводской сквер, любимый заводчанами, в котором давно сложилась своя жизнь с яркими красками цветов, шелестом деревьев, пением птиц - местом душевной разрядки и земного уюта рабочего человека. Писатель-фантаст для своего романа вывел бы целую концепцию. Для романиста это вопрос масштаба Вселенского. А для зодчего? Как пояснял Игорь Иванович, архитектор должен так грамотно «привязать» сооружение, чтобы и через сто лет оно никому не мешало. Компромисс был найден. Какой? Об этом и рассказывает книга «Секретный архитектор Южмаша».
Отметим, что книга вышла при содействии Президентского благотворительного фонда Л.Д.Кучмы «Украина». Особенно стоит поблагодарить его директора Сергея Анатольевича Ципенникова.
А тем временем Игорь Родионов завершил работу над новым изданием «Корона над Днепром», в котором рассказал об уникальном человеке, педагоге и архитекторе-градостроителе Евгении Яшунском, об эпохе, в которой он жил и творил.
В ближайшую пятницу, 11-го января, в 13 часов в Днепровском Доме искусств (ул. Философская, 23) состоится Творческая встреча с Игорем Родионовым, на которой автор представит две своих новые книги, расскажет об истории их создания и о судьбах героев.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |