Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 05 октября 2024
17:12

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Война и освобождение города. 74-я годовщина

Война и освобождение города. 74-я годовщина

Еще один год, и «город пламенных зорь» – НАШ город – отметит 75-летний юбилей своего освобождения от нацистов. Но песчинки Времени неумолимо сыплются, и к ощущению торжества больше и больше прибавляется горечь того, что практически все герои Великой Отечественной уже ступили на дороги, недоступные живым. Совсем мало осталось тех, кто отвоевывал страну у немцев, отвоевывал большие и не очень города, такие, как наш. Этим героям, освободившим ровно 74 года назад Днепродзержинск, а также всем горожанам, приближавшим Победу на фронте и в тылу, посвящается данная статья.

Перед Великой Отечественной население города составляло 148 тысяч жителей. Небогатая, но мирная жизнь, а значит – и надежды на лучшее будущее. Война разрушила мир, разрушила надежды, и все завертелось в водовороте хаоса и боли: уходящие на фронт мужчины, вой снарядов, бомбежки, похоронки, оккупированный город. Война, которая, порой, на телеэкранах может показаться сопряженной с романтикой, в реальности далека от последней, как далеки от нее окопная грязь, хирургические пилы в военных госпиталях, понимание, что сын, муж, отец больше никогда не вернется домой. Все это Днепродзержинск был вынужден пережить, вместе со всей страной.

Днепродзержинск и завод накануне войны

Итак, мирный город, мирное начало 1941-го. 26 января того года «Правда» – главная газета СССР – посвящает целую страницу заводу имени Дзержинского (сокращенно – Дзержинке). Повод весомый: Дзержинка, по результатам работы за IV квартал 1940 года, победила во всесоюзном соревновании среди металлургических предприятий страны. Выполнив план в тоннах, рублях, по заказам и ассортименту продукции, она завоевала звание «Лучший металлургический завод СССР». Первый квартал 1941-го: Дзержинка снова завоевывает этот титул и, таким образом, лидирует уже в течение полугода среди всех металлургических предприятий огромной страны. Ну, а во втором квартале 1941-го, точнее в его конце, о соревнованиях уже не говорили – в последних числах II квартала, а именно 22 июня, началась война…


Город с населением 148 тысяч. Мужчины, женщины, дети, старики. Какой процент населения составляли мужчины в возрасте, в котором человек может воевать, – трудно сказать. Но, так или иначе, на фронт было призвано 17700 (17,7 тысячи) днепродзержинцев. Из них более четырех тысяч были работниками Дзержинки. Металлурги составляли также большую часть «Коммунистического батальона» из 500 добровольцев, выступивших на защиту Родины 3 июля 1941-го.

Прошло всего 17 дней с начала войны, и уже 9 июля 1941-го на Днепродзержинск – стратегически важный промышленный город – начались регулярные авианалеты. В связи с бомбежками, в городе были сформированы аварийно-восстановительный отряд и истребительный батальон для борьбы с диверсантами и парашютным десантом противника. Также были созданы военный госпиталь и подразделения МПВО.

Металлурги на полях сражений

Возле центральной проходной ДМК стоит мемориальная доска. На ней – 16 имен и фамилий металлургов Дзержинки, удостоенных звания «Герой Советского Союза». Это звание они получили за свои ратные подвиги, наряду со многими другими наградами. Среди них такие выдающиеся личности, как Иосиф Сачко, Иван Шепетов, Леонид Брежнев, Павел Мурахтов, Николай Логвиненко, Семен Левчук и другие. Всего же из четырех, точнее – более четырех, тысяч металлургов Дзержинки, ушедших на фронт, различные награды в годы войны заслужили около трех тысяч человек, т.е. подавляющее большинство – 70-75%.


То, что может начаться война с Германией, советское правительство поняло еще в начале 30-х годов. В стране активизировалась оборонно-массовая работа, а в Украине в 1934-1936 гг. была создана сеть аэроклубов для воспитания будущих летчиков – защитников воздушных просторов СССР. Подобный аэроклуб был организован и в Днепродзержинске, причем идею его создания финансово поддержал знаменитый директор Дзержинки Иосиф Манаенков.

Аэроклуб располагался в районе современного железнодорожного вокзала. В 1935-м состоялся первый выпуск клуба в количестве 11 пилотов. Аэроклуб воспитал многих достойных защитников неба, в числе которых пять Героев Советского Союза, в том числе уже упомянутые И.Сачко, Н.Логвиненко и С.Левчук, работавшие на Дзержинке до войны.

Н.Логвиненко и С.Левчук, уничтожив массу боевой техники и живой силы противника, прошли всю войну и вошли в мирную жизнь. Иосиф Сачко воевал всего 6 месяцев. Он провел 8 успешных вылетов, лично потопив крейсер ПВО противника «Ниобе». На его счету также – корабли и транспорты противника, потопленные в Балтийском море. В августе 1944-го Иосиф Кузьмич героически погиб, атакуя вражеский караван.

Сколько еще героев-металлургов Дзержинки, подобно И.Сачко, не вернулись из сражений – мы точно не знаем. Однако счет, безусловно, идет на тысячи. Примерно четвертую часть из 17,7 тысяч днепродзержинцев, призванных на фронт, составляли металлурги завода. При этом из этих 17,7 тысяч 10663 солдат домой не вернулись. Также за 26 месяцев оккупации города в застенках гестапо были замучены и расстреляны 1069 человек. 2999 горожан вывезены на каторжные работы в Германию.

Патриоты в тылу

Во время любой войны слава достается солдатам. Безусловно, это правильно, ведь именно на плечи военных ложится весь ужас войны. Тем не менее, имеется одно «но». Все обеспечение фронта – продовольствием, обмундированием и, главное, – оружием – любым, вплоть до тяжелой артиллерии и самолетов, – ложится на плечи тыловиков.

В ночь с 6 на 7 августа в кабинете директора Дзержинки начальники цехов узнали о решении правительства – эвакуировать завод. С 7 по 16 августа 1941-го были «закозлены» доменные и мартеновские печи, выведены из строя все энергетические установки. А основное оборудование демонтировано и вместе со специалистами отправлено в глубокий тыл – на Урал, в город Магнитогорск.

Как вспоминает ветеран войны и труда В.Дегтярь, отец которого встретил войну, работая на Дзержинке кузнецом: «Когда завод был остановлен, все мои товарищи не моложе 18 лет получили повестки в армию. А я, 17-летний, вынужден был с родителями эвакуироваться. На Магнитогорском меткомбинате (Магнитке) отца взяли в цех, построенный всего за 4 месяца, – без крыши и стен, – работать штамповщиком снарядов; а я поступил на курсы контролеров по приемке спецпродукции (заготовок снарядов и авиабомб). Потом я работал токарем в механическом цехе на линии по производству мин к «Катюшам». Начальником цеха был днепродзержинец В.Ситько. Я очень надеялся попасть на фронт, но, по просьбе директора комбината, Москва дала «бронь» всем работникам минного производства. В 1943-м я снова попытался уйти воевать – подал заявление, прошел медкомиссию, ждал решения. Но от комсорга цеха узнал, что взяли тех, кто не выполнил норм выработки. А у меня все время на станке – вымпел: 105-110% нормы».

По факту, история юного В.Дегтяря – одна из десятков тысяч историй тех днепродзержинцев, что приближали Победу в тылу. Работников Дзержинки на Магнитке ценили очень высоко. Работали без выходных, по 12 часов в день, а в воскресенье смена составляла целых 18 часов. Никаких отпусков в течение четырех лет. Впервые в мире на Магнитогорском меткомбинате разработали метод получения и наладили выпуск броневой стали. А авторами метода были сталеплавильщики Дзержинки Ф.Воронов, С.Петров, М.Хилько, И.Сушко и Л.Чевела вместе с металлургами Магнитки под руководством директора комбината Г.Носова. Металл пошел большим потоком на выпуск разных видов вооружения, а челябинские танкостроители получили магнитогорскую броню на полтора месяца раньше срока, установленного правительством. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, и броня каждого второго танка были сделаны из магнитогорской стали.


Работавшие до войны на Дзержинке А.Крыжановский (начальник среднесортного цеха), М.Жур (зам.начальника ремонтно-строительного цеха) и Г.Михалевич (зам. начальника доменного цеха) с началом ВОВ были назначены на Магнитогорском меткомбинате соответственно начальником цеха по производству боеприпасов, начальником цеха ремонтов металлургических агрегатов, главным инженером Магнитки.

Что касается тыла в самом Днепродзержинске, то, как известно, фашисты, столь сильно желавшие получить наш металл, его, по сути, так и не получили. Тех специалистов Дзержинки, которые остались в городе, немцы пытались заставить запустить завод, но тщетно. Рабочие искусственно затягивали ремонты и всячески саботировали пуск. Лишь через 20 месяцев восстановительных работ немцы запустили листопрокатный цех, но очередная диверсия со стороны «дзержинцев» – и работа цеха вновь практически остановлена. В итоге, вместо металла, необходимого для изготовления оружия, немцы смогли наладить на Дзержинке лишь выпуск бричек, напильников и костылей для рельсов…

Аульский плацдарм

Говоря об освобождении Днепродзержинска от гитлеровцев, внимание больше всего акцентируют на героической переправе через Днепр. Однако, наряду с форсированием Днепра и кровопролитными боями за Аульский (Аульско-Сошиновский) плацдарм, следует помнить и о яростных боях в самом Днепродзержинске. О них зачастую забывают, несмотря на то, что они были столь же героическими. А еще, наша армия вела эти бои столь умело, что город понес минимум разрушений. Коротко о тех памятных событиях можно рассказать следующее:

Переброска сил Советской Армии через Днепр началась в ночь с 25 на 26 сентября 1943-го. Передовые части 46-й армии ночью переправились через реку и захватили плацдарм до 1 километра по фронту и глубиной до 700 метров. Следующей ночью на плацдарм были переброшены основные силы 236-й стрелковой дивизии (сокращенно – с.д.), которые с ходу пошли в атаку, выбив противника из Сошиновки. В ночь с 27 на 28 сентября Днепр пересекла 31-я с.д., которая начала наступать на Аулы.

Воспоминаниями о переправе через Днепр делился доблестный освободитель Днепродзержинска, машинист крана новопрокатного цеха Алексей Авдеев, награжденный за форсирование Днепра орденом Красной Звезды:

«Днепр переплывали в полночь. Противник закрепился на противоположной стороне прочно, и было ясно: обороняться он будет ожесточенно. С крутого берега враг просматривал реку очень хорошо.

Стемнело. Спустили на воду лодки и понтоны. Плыли тихо. Команды подавались вполголоса. Изредка неосторожный боец стукнет прикладом о борт или плеснет водой, и снова тишина, готовая взорваться громом выстрелов.

Первыми переправились разведчики 496-й разведроты и завязался бой на небольшом клочке земли, получившем вскоре название Аульско-Сошиновского плацдарма. Атаку за атакой отбивала горстка разведчиков, а подмога уже пересекала Днепр под шквалом немецких снарядов. Все больше бойцов подплывали к берегу. Кричали «Ура!», шли на врага. Враг не выдержал – отступил ко второй линии траншей…


Мне пришлось несколько раз под огнем противника перевозить на лодках людей, боеприпасы и еду – плыть под ревущим, звенящим небом, когда пули и осколки со злобным шипением впиваются в воду, а впереди огнем встречает занятый врагом берег. Теряются силы, вода затягивает тяжелеющее тело, и кажется, что даже смерть менее страшна на земле, когда под ногами твердая опора».

Расширение Аульского плацдарма давалось с огромным трудом. Враг прилагал все силы, чтобы не допустить его, и Советской Армии зачастую приходилось переходить от атак к обороне. Тем не менее, день за днем, теряя многих своих солдат, наша армия все же расширяла границы плацдарма, делая возможной переправу через Днепр новым силам.

Бои в черте города

Была вторая половина октября, и генерал Глаголев поручил штурм Днепродзержинска 195-й Новомосковской Краснознаменной стрелковой дивизии (входила в состав 46-й армии). Руководил 195-й с.д. полковник Александр Сучков. 23 октября дивизия выдвинулась к переправе через Днепр в районе населенного пункта Кулеши и сосредоточилась на правом берегу Днепра на Аульском плацдарме в районе сел Сошиновка и Аулы. Вечером 24 октября стрелковая дивизия начала наступление на Днепродзержинск. Недостаток артиллерии должны были компенсировать решительные ночные действия.

Отдельные части дивизии выбивали немцев из различных районов города. 564-й полк майора Тарасенко прошел Романково, но в его тылу оставались немцы. Ликвидировала их рота старшего лейтенанта Клочкова. 604-й полк майора Логинова и 573-й полк подполковника Григорьева наступали с правого фланга. Образовалась подкова, которая могла превратиться в кольцо.

Значительную роль в освобождении города сыграли и те, кого в ходе войны бросали на самые проигрышные операции и в спину которых нередко смотрели автоматы работников НКВД. Речь идет о штрафниках. А именно, о 337-й отдельной армейской штрафной роте. Штрафники трижды ходили в атаку в районе цемзавода, прорываясь в город. Трижды раненный командир роты, старший лейтенант Вакула повел своих бойцов в четвертую рукопашную атаку, получив в ней тяжелое ранение. Но штрафники прорвали оборону и завязали бои уже на улицах города. Бойцы штрафроты вместе с батальоном капитана Шабарчина выбивали гитлеровцев мелкими штурмовыми группами от дома к дому.

К центру Днепродзержинска от железной дороги продвигались батальоны 604-го полка. Старший лейтенант Гашков, сев за руль брошенной немцами автомашины с пулеметом, на огромной скорости проехал центр города и ворвался на северо-западную окраину. Бойцы из пулемета расстреливали врагов и забрасывали их гранатами.

Утром 25 октября огненная подкова полков дивизии, казалось, вот-вот сомкнется. Отступать фашисты могли только на юг, к станции Баглей. Нельзя было допустить, чтобы враг смог закрепиться на станции, и выбивать фашистов с Баглея направились батальоны 573-го полка. К станции стали подтягивать всю имеющуюся артиллерию. Из одного здания очередями стрелял пулемет, не позволяя атаковать в направлении водокачки. Тогда разведчик Зубарев подполз к позиции немцев и дал две ракеты, четко указав товарищам – куда бить. В результате, пулеметный расчет был уничтожен ударом снаряда.

Также из самой башни водокачки били автоматные очереди. Орудия пришлось выкатывать под огнем противника, теряя бойцов. Лейтенант артиллерийского взвода Соболев лично навел орудие, дав три выстрела по огневой точке. За мужество и героизм он был награжден орденом Красного Знамени. Рядовой Зубарев получил орден Славы 3-й степени. 573-й полк выбил фашистов с Баглея, а 564-й и 604-й полки ликвидировали последние очаги сопротивления в городе. В полдень 25 октября город был полностью освобожден от фашистов.

В честь освобождения 25 октября 1943-го городов Днепропетровска и Днепродзержинска Москва салютовала 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Полковник Александр Сучков, под командованием которого был освобожден наш город, до Победы, к сожалению, не дожил. 23 марта 1944-го, ровно через пять месяцев после освобождения Днепродзержинска, он погиб в ходе боев за город Вознесенск (Николаевская область). На момент смерти полковнику было 43 года.


Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
13,5
млн грн финансовой помощи для полиции Горсовет выделил в 2023 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте