Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 23 декабря 2024
10:44

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Тайны Днепра: история «Золотой Розы»

|«« «« »» »»|

В этом году празднует двойной юбилей здание главной синагоги Днепра – «Золотая Роза»: исполняется 180 лет со дня начала строительства и 165 лет со времени его завершения. Это здание – не только святыня еврейской общины, но и один из древнейших в нашем городе памятников архитектуры. В жизни этого сооружения, как в зеркале, отразились основные перипетии истории города на Днепре XIX – начала XXI веков.

Мы решили вспомнить историю этого уникального для Днепра здания именно в сентябре. 20 сентября 2000 года, 17 лет назад синагога «Золотая Роза» была торжественно открыта после реконструкции. Ее открытие было приурочено к Новому году по иудейскому календарю. Кстати, этот праздник отмечается именно сейчас!

В каком историческом районе возникла хоральная синагога и что было на этом месте? Почему здание синагоги строилось 15 лет? Чем знаменито здание синагоги? Какие известные исторические деятели участвовали в сооружении здания и одаривали его пожертвованиями? Как сложилась судьба этого здания в XX веке? И как проходила реконструкция здания синагоги? Что сохранено от старого здания, а что заново внесено в архитектуру и интерьер? Об истории Х оральной синагоги нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Первый деревянный молитвенный дом сгорел в 1833 году вместе с актовой книгой общины

«Синагога возведена в историческом ц ентре Екатеринослава, где евреи поселились еще в 1790-х годах, - рассказывает Максим Кавун. - Улицы Баррикадная, Литейная, Шолом-Алейхема… В конце XVIII – начале XIX столетий, в первый период истории Екатеринослава, этот район города считался самым оживленным, и говоря современным языком, одним из самых престижных. Когда стала очевидной невозможность разместить центр губернского центра в нагорной части, вся торговая, деловая и административная жизнь города сосредоточилась именно здесь, в кварталах между современными проспектом Яворницкого и Сичеславской Набережной. Здесь же более-менее компактно сконцентрировались основные социальные и этнические группы.

Еврейская община Екатеринослава начала формироваться еще в конце XVIII столетия. В начале ХІХ века «еврейский фактор» в жизни Екатеринослава проявляет себя достаточно четко, доля евреев в составе населения губернского города составляет от 20 до 40% и до революции 1917 г. их численность неуклонно растет.

Поскольку большинство евреев занимались торговлей и ремеслами, они сосредоточились в торговых кварталах нижней приднепровской части города. В это время начала заселяться и улица Еврейская (ныне Шолом-Алейхема). По некоторым полулегендарным свидетельствам, здесь уже в конце XVIII века появились еврейские культовые сооружения – синагоги.

Синагога (из греческого языка – synagōgē – собрание, место собрания) – молитвенный дом и община иудеев. Иудаизм – национальная религия еврейского народа. Он сформировался в первом тысячелетии до нашей эры на территории Палестины (ныне – Государство Израиль). С инагоги возникли в Палестине в четвертом веке до нашей эры. После разрушения римлянами в 70 г. н.э. Иерусалимского храма, синагоги создаются повсеместно в местах расселения еврейского народа, причем приобретают не только религиозные, но и административные функции управления общинами. В синагогах совершается бо гослужение, чтение и комментарий Торы. Каноническая форма здания синагоги – прямоугольник, в интерьере центральное место занимает Ковчег завета, где хранятся свитки Торы. При синагогах традиционно существовали религиозные школы.

Начальный этап существования нашей хоральной синагоги Екатеринослава плохо известен. В 1887 году в газете «Екатеринославский юбилейный листок» была напечатана статья «Из истории еврейской хоральной синагоги», в которой приводятся основные факты из истории здания. Автор, скрывшийся под псевдонимом «Z», обращал внимание на то, что большинство фактов взято из актовой книги, под названием «Пинкас». Так вот, первый «Пинкас», в котором

«была записана более или менее подробная история возникновения екатеринославской еврейской общины… погиб безследно во время бывшаго пожара еврейскаго молитвеннаго дома в 1833 году. Покойный общественный раввин г. Шапоринский сделал новый Пинкас и на основании слов старожилов, запомнивших все до мельчайших подробностей, возстановил историю нынешней так называемой хоральной синагоги».

Из этой новой актовой книги и были взяты сведения в статье 1887 года.

Итак, согласно записям из актовой книги,

«на том самом месте, где ныне красуется хоральная синагога, до 1832 года был деревянный молитвенный дом, выстроенный приблизительно, как гласит предание, около 1800 года. Это было простое здание, не отличавшееся ничем в архитектурном отношении, построенное во вкусе стараго времени и размалеванное внутри изображениями из царств растительнаго и животнаго. Кто положил основание этому молитвенному дому и по чьей инициативе он возник, – покрыто мраком неизвестности, так как из людей того времени никого не осталось в живых. Известно только, что в этом молитвенном доме постояннаго кантора не было, для отправления-же праздничных б-гослужений каждый раз нанимались канторы с певчими, в пении которых трудно было найти что нибудь похожее на теперешнее стройное пение. Б-гослужение в этом доме проходило по так называемому немецкому ритуалу (ашкеназ); при нем-же находилась в особенном помещении купальня для религиозных омовений.; здесь же была и другая маленькая школа, в которой молились по испанскому ритуалу (сефард)».

Строительству синагоги 180 лет назад помогли миллионер и генерал-губернатор

После того, как «молитвенный дом истреблен был пожаром в 1833 г.», место оставалось пустым и незастроенным целых четыре года, до 1837 года. 180 лет назад начался процесс строительства синагоги, который занял 15 лет и был долгим и многотрудным. Строительство здания встречало неожиданно много препятствий.

В самом начале строительства встал вопрос об увеличении площади здания и его участка, по сравнению со старым молитвенным домом. Газета «Екатеринославский юбилейный листок» в 1887 году писала:

«Члены екатеринославской еврейской общины, задумав приступить к сооружению новаго молитвеннаго здания, не могли довольствоваться этим местом, так как по своей узкости и маломерности оно не отвечало проектам задуманной ими новой синагоги. Вследствие этого они вынуждены были приобрести за тысячу рублей ассигнациями еще участок смежной земли».

Однако одного увеличения участка для синагоги было мало. Дальше этого за четыре года дело строительства так и не продвинулось. Одной из основных причин был недостаток средств в самой еврейской общине.

«Контингент еврейскаго населения был тогда незначительный, торговля была в застое, промышленность не процветала, еврейское-же население состояло преимущественно из бедных ремесленников, не обладавших достаточными средствами, чтобы явиться на помощь общине в этом святом деле».

Однако главной причиной промедления со строительством были проблемы с утверждением разрешения на постройку со стороны местной администрации. Строительство вряд ли бы сдвинулось с мертвой точки, если бы не случай. Как это часто бывает, злоупотребления местных властей могут исправить верховные власти. Представители еврейской общины Екатеринослава пошли «через голову» местной администрации и достучались до новороссийского генерал-губернатора князя Михаила Семеновича Воронцова. Он управлял тремя южными губерниями с 1822 до 1844 года, и на период его правления пришелся расцвет Южного края и, в частности города Одессы.

Оставил Воронцов свой личный след и в истории Екатеринослава. В частности, именно он дал старт установке и избрал место для памятника Екатерине II. А в селе Старая Игрень, входивше м в экономию Воронцовых, появилась Николаевская церковь в псевдоготическом стиле, столь любимом Воронцовыми (вспомним дворец в Алупке). Как видим, и в постройке синагоги виден вклад Воронцова.

«Хлопоты представителей общины долго не имели успеха, пока бывший новороссийский генерал-губернатор светлейший князь М.С. Воронцов не разрешил постройки синагоги по плану и фасаду, выданному из строительнаго отделения губернскаго правления».

Одной из загадок истории синагоги является автор проекта здания. К сожалению, ответить на этот вопрос пока затруднительно из-за отсутствия источников.

Наконец, в 1837 году, как раз 180 лет назад, началось строительство каменного здания синагоги. Основным жертвователем средств, как говорят сегодня, спонсором строительства, выступил местный предприниматель Л.М. Кранцфельд.

«Покойный местный богач Л.М. Кранцфельд, не мало потрудившийся для блага своих единоверцев, в теплых словах сделал воззвание ко всему местному еврейскому населению, доказывая необходимость в постройке б-жьяго храма. На его зов откликнулись почти все. Некоторые по мере сил и возможности внесли свою лепту немедленно, другие записались и свои пожертвования отдали впоследствии. И так, в 1837 г., при звуках музыки и общей радости, приступлено было к закладке здания синагоги».

Строительство синагоги продолжалось целых 15 лет

Получение необходимых разрешений и щедрое финансирование еще не означало успеха всего предприятия. Строительство синагоги в Екатеринославе продолжалось 15 лет.

«Кранцфельд был неутомим в своей деятельности; как материально, собственными средствами, так и нравственным своим влиянием он воодушевлял и других на это дело».

Быстро был заложен фундамент синагоги. «Как глубоко заложен был фундамент – неизвестно; достоверно только то, что он сидит в земле глубже семи аршин» (то есть, глубже пяти метров; аршин = 0,71 метра). В дальнейшем работа шла безостановочно, и постройка была доведена на несколько метров в высоту до нижних окон.

Однако затем строительство снова столкнулось с трудностями.

«Фундамент, однако, поглотил не мало средств, так что при наличности имевшихся в распоряжении строителей денег нельзя было и думать о дальнейшем продолжении постройки».

Еврейская община Екатеринослава погрузилась в уныние,

«так что почти потеряна была надежда увидеть синагогу когда нибудь оконченной. Разные посланцы, снабженные книгами и полномочиями на собирание пожертвований для б-гоугоднаго дела, разбрелись по городам и весям в черте оседлости, но их путевыя издержки, их расходы едва покрывались собранными пожертвованиями».

Тут неожиданно помог случай. Император Николай I утвердил повеление о взимании коробочного сбора, и, с разрешения местной администрации, весь такой сбор за 4 года, поступил местной общине для потребностей синагоги.

Строительство синагоги продолжилось. Постройка была доведена до купола. Однако затем, уже на завершающем этапе, в дело вновь вмешались проблемы. На этот раз распри между основными кураторами строительства.

«Кранцфельд, озабоченный казенными подрядами и поставками, не мог уже, как в начале, всецело отдаваться этому делу. Его место заступил другой местный богач Трояновский, считавшийся знатоком в технике сооружений. К сожалению, эти техническия познания его обошлись слишком дорого еврейской общине».

Трояновский предложил сделать каменный купол в здании, дабы обезопасить его от пожара. Поскольку каменный купол утяжелял конструкцию, он запланировал четыре каменные колонны для поддержания купола. Однако после возведения купола, стены дали трещины. Всю эту неудачную конструкцию пришлось разобрать.

«Вскоре из за личных распрей между Кранцфельдом и раввином Энгелем Трояновский вынужден был отказаться от участия в постройке синагоги, и дальнейшия работы опять затормозились на некоторое время».

Миллионер Кранцфельд со своей стороны также вышел из проекта. Кранцфельд на свои деньги построил в 1841-1843 годах отдельный каменный двухэтажный молитвенный дом, примыкавший к синагоге.

«Когда-же раввин Энгель отказался от должности и его заменил Х. Добрускин, спор улегся и окончание постройки синагоги было поручено Вульфу Заславскому, доведшему ее до конца».

До 1845 года постройка главного здания все же была окончена; среди прочего, неудачный каменный купол был заменен деревянным. Несколько лет после этого продолжалась отделка.

«С 1846 по 1850 г. бывшие члены духовнаго правления И.М. Станиславский и Л. Богуславский успели оштукатурить синагогу снаружи и внутри».

Точная дата окончания строительства здания синагоги документально не подтверждается. Однако екатеринославский краевед Владимир Машуков в книге «Воспоминания о городе Екатеринославе» (1910 г.) отмечал: «На фронтоне же синагоги значится 1852 год». А поскольку в нашем городе укоренилась традиция изображать на фасадах зданий даты окончания их строительства, то можно считать именно 1852 год датой окончания строительства. Во всяком случае, вряд ли бы на фронтон синагоги попала бы какая-нибудь другая промежуточная дата. Цифры «1852» и после этого длительное время сохранялись на фасаде здания до революции.

Новый этап в истории здания наступил с 1861 г., когда старостой был утвержден В.И. Штейн, служивший в этой должности 22 года, до 1884 г.

«Его неутомимыми трудами, заботами и попечениями в синагоге был устроен кивот, купол красиво разрисован г. Берлявским, устроена чугунная лестница, ведущая в верхнее женское отделение, и для дам устроены две боковые галлереи. Будучи главным членом духовнаго правления, он установил правильный хор певчих и сделал некоторыя реформы придавшия богослужению наиболее соответствующий духу времени вид».

В 1880-х годах, когда членами духовного правления были М.В. Майданский, Г.И. Гербильский, Д.С. Штромберг и И.С. Тарнопольский, вздании синагоги происходили новые перестройки. В частности,

«они устроили среднюю верхнюю женскую галерею, обе нижния галлереи, подняли пол в синагоге, упорядочили места, покрыли масляными красками стены внутри синагоги и приобрели ценныя вещи, необходимыя для б-гослужения».

Центр еврейской жизни Екатеринослава

Хоральная синагога оставалась центром еврейской культурной и общественно-политической жизни Екатеринослава свыше трех четвертей столетия. Большое здание синагоги имело прямоугольную форму и было построено в классическом стиле с мавританскими элементами. Его фасад украшали четырехколонный портик коринфского ордера и две декоративных башни. Над центром возвышался массивный купол.

Внутренняя планировка синагоги целиком отвечала потребностям иудейского молитвенного обряда. Центральную часть возле восточной стены занимал больших размеров «Святой шкаф» – «Аарон-Кодеш», в специальной нише которого находилась Тора – текст пяти первых библейских книг (Пятикнижие Моисеево), где помещаются основные заповеди и правила поведения иудеев.

Интересная деталь: места моления мужчин и женщин в синагоге были отделены: в нижней части молитвенного зала находились мужчины, а на хорах вверху – женщины.

Жемчужиной интерьера синагоги была центральная люстра. Как писала газета «Екатеринославский юбилейный листок» в 1887 году ,

«каждая отдельная вещь из синагогальной утвари имеет свою историю. Но как на более ценное для евреев приобретение необходимо указать на среднюю люстру, пожертвованную покойным предводителем дворянства генералом П.А. Струковым, приносившим не раз пожертвования в пользу местной еврейской общины».

Вот как газета рассказала историю происхождения этой чудо-люстры:

«Эта люстра подарена при следующем случае. Однажды генерал П.А. Струков, в вечер под судный день у евреев, зашел в синагогу. Просидев здесь в течении вече рней молитвы, он по окончании бо гослужения обратился к старосте с просьбой дать ему синагогальную книгу и записал в ней, что, хотя хор вполне гармонично и стройно поет, но он находит, од нако ж, что внутренность синагоги много теряет от недостатка украшений, и потому, желая выразить свое сочувствие еврейскому населению, жертвует для синагоги люстру, которую вышлет из Петербурга. Люстра эта получена через несколько месяцев и как говорят, стоит более трех с от рублей».

На протяжении XIX столетия доля евреев среди населения Екатеринослава заметно увеличилась, по данным 1912 г. здесь проживало 64347 верующих иудеев – почти треть населения города. Работали свыше 40 синагог. Значение синагог, и, в частности, хоральной, в жизни евреев Екатеринослава превышало сугубо религиозные потребности. Здесь регулярно собирались представители общины, решали социально-бытовые проблемы, устраивали праздники.

После революции Хоральная синагога была закрыта по «желанию масс трудящихся» и стала... клубом швейников

С объявлением массового наступления на религию и церковь, хоральная синагога, как и другие синагоги города, была закрыта. Из списка закрытых культовых сооружений, хранящихся в областном архиве, мы видим, что в 1920 г. в Екатеринославе было 42 синагоги, однако уже на 1 октября 1932 г. закрытыми числились 36, а «имевшиеся в наличии» семь, надо думать, ожидали своей участи.

После революции 1917 г. началась «новая жизнь» древнего здания – теперь уже как дома культуры, а позднее склада швейной фабрики. В январе 1929 года окружным советом Союза безбожников было возбуждено ходатайство о закрытии Хоральной синагоги, Основание для этого выписано очень тонко для пропаганды того времени:

«синагога ведет реакционную борьбу, являясь базой распространения суеверий и предрассудков в гущу отсталых масс евреев-трудящихся».

5 февраля 1929 г. было издано решение фракции Президиума горсовета. 8 февраля 1929 г. – появилось решение Президиума окружного исполкома о закрытии Брянской церкви (ныне Дом органной и камерной музыки) и Хоральной синагоги, в котором было записано:

«З пропозиціями міськради та т-ва «Безвірник» про закриття на підставі виявленого бажання широких кол трудящих м. Дніпропетровського, кол. Брянської церкви та Хоральної синагоги (разом з 2-х поверховою прибудівлею) погодитись...».

22 марта 1929 года решением окружного исполкома в соответствии с просьбой общества «Безбожник» и «желанием широких масс трудящихся» Хоральная синагога была отобрана у еврейской общины и передана союзу швейников для организации рабочего клуба.

Несколько десятилетий здесь работал дом культуры, а в 1980–1990-х годах здание вообще было приспособлено под склад швейной фабрики им. Володарского (сейчас – фирма «Мрія»). Удивляет факт странной преемственности: зданию, до 1917 г. выполнявшему функции просветительского центра, придали эту же функцию, однако уже в новом, социалистическом смысле. Люди старшего поколения, наверное, помнят, что в середине – второй половине 1980-х годов в выходные дни в главном зале синагоги собирались коллекционеры марок, значков, моделей разной техники, футбольной атрибутики, старых открыток и в целом неравнодушные к старине и истории города люди.

В советское время дом синагоги – архитектурный памятник середины XIX века – претерпел значительные изменения. На его фасаде под портиком исчез балкон, сам портик изменил пропорции, значительно увеличился фронтон. На самом фронтоне появился внушительных размеров серп и молот. Многие окна заложили кирпичом, разобрали купол и две боковые башни, к боковым фасадам пристроили значительные по размерам помещения. Полностью изменил свой вид интерьер молитвенного зала синагоги.

Новая жизнь и новое название: реконструированная «Золотая Роза»

С 1987 года еврейская община Днепропетровска начала борьбу за возвращение Хоральной синагоги. Эта борьба увенчалась успехом в 1996 году, когда помещение было, в конце концов, возвращено его первоначальному владельцу. Здание синагоги требовало значительного капитального ремонта и реконструкции, которая в общей сложности продолжалась четыре года. Началась новая жизнь религиозно-культурного комплекса.

20 сентября 2000 г. состоялось торжественное открытие отреставрированной хоральной синагоги, приуроченное к празднованию Рош-Га-Шана, еврейского Нового Года. Она получила название «Золотая Роза». Без сомнения, это было главнейшее событие последних лет в жизни евреев Днепропетровска. В церемонии открытия приняли участие руководители города и области, чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Анна Азари, председатель днепропетровской общины Г. Боголюбов и другие известные деятели. Из Иерусалима специально доставили свиток торы.

Сегодня «Золотая Роза» – целый культурный комплекс, где расположены общественный центр, музейно-исторический комплекс, библиотека, благотворительные заведения и прочие учреждения. Здание синагоги отреставрировано в виде, приближенном к первоначальному, запечатленному на фотографиях начала XX века. Однако детальной информации о внутреннем виде сооружения не осталось совсем. Учитывая это, на практике реализовали оригинальную концепцию внутреннего решения синагоги, которую предложил днепропетровский архитектор А.Т. Дольник. Главный зал синагоги рассчитан на 450 лиц. Фойе украшают теперь работы известного израильского мастера Френка Мейслера. По некоторым данным, здание синагоги – наибольшее из подобных в Восточной Европе.

В начале 2000-х годов был разработан проект организации в ансамбле с синагогой сложного по композиции комплекса Музея Холокоста (руководитель проекта – А. Дольник). К зданию синагоги в его юго-восточной части было запланировано пристроить массивный куб, в два раза превышающий высоту основного объема. Со временем данный проект вырос в проект огромного многофункционального культурно-общественного центра «Менора», который был построен к 2012 году. Теперь уже «Золотая Роза» утратила свое доминирующее значение в композиции комплекса. Однако здание синагоги не потеряло от этого – оно выглядит как краеугольный камень в структуре еврейского общинного центра.

Через 70 лет восстановленная хоральная синагога «Золотая Роза» снова стала центром религиозной и культурной жизни еврейской общины Днепра и Приднепровья», - завершает свой рассказ Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


по цу кавуну  (22.09.17 11:54): Як чогось не знаєшь НЕ ВИГАДУЙ!!
Юдаізм - релігія що бере початок з єгипетського "єдінобожия", яку семітські племена зробили пануючою на территорії Палестини. В початку 1го тисячерічча коли Палестина була Римською колонією юдаізм став популярною-"модною" релігією... І тоді почалась формуватися юдейська РЕЛЕГІЙНА СПІЛЬНОТА яка зараз на 60% складається з людей НЕСЕМІТСЬКОГО ПОХОДЖЕННЯ та ще й які мають до 10ти!!! різних національних мов!!
так що "православний"... "буддістський" "мусульманський" ... "народ(!!!)"
ІСНУЄ!! але єврейство- православіє-мусульманство НЕ Є РЕЛЕГІЙНОЮ ОЗНАКОЮ.
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Allgherd  (22.09.17 11:31): Судя по фото номер 6- ...ачь и плохие дороги в Днепре были всегда.Спасибо Филатову за перемены этой данности! Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
19
млрд. гривен бюджет Днепра на 2025 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте