И штольней можно любоваться…
Когда кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой физической географии и геологии Криворожского педагогического университета Владимир Казаков описывает внешний вид штольни заброшенного отработанного карьера рудника Константиновского металлургического общества.
Он с большим трепетом подбирает слова, чтобы передать ее величие и красоту. «Посмотрите, как отлично сохранились стенки. Какой эстетический выход железных пород! По этим стенкам можно лазить, изучая штольню». Приехавшие в Кривой Рог на научную конференцию «Индустриальное наследие в культуре и ландшафте» ученые с упоением слушают гида Казакова.
Сменив душные аудитории педагогического университета, в котоом проходила конференция, на экскурсию по местам индустриального наследия Кривого Рога, участники конференции воочию оценили красоту шахт и карьеров. Восторгу нет предела, когда гид предлагает им спуститься к остаткам дореволюционного наклонного шахтного подъемника рудника акционерного общества Криворожских железных руд, чтобы посмотреть уникальный объект, сохранившийся с начала XX века до наших дней.
— Разрабатывая залежи «Червоного пласта», железная руда добывалась сначала отрытым, а потом и подземным способами. Примерно с 1907 по 1911 год здесь построили «наклонную» шахту. Ее просто углубили в дно карьера. Как известно, добыча руды сопровождается созданием целого горнопромышленного территориального комплекса. И вот здесь до наших дней сохранилась часть «наклонки» вместе с «быками», а также часть сигнальной шахты. Бесспорно, этот объект является уникальным. Однако сейчас он заброшен и утопает в мусоре. Но, может, в этом его и счастье.
Чем старше, тем ценнее
Впрочем, не так давно разрушенные шахты, затопленные карьеры казались объектами недостойными внимания. Однако все изменилось после того, как в Европе решили сохранить памятники индустриального наследия, создав международный комитет по охране национального наследия.
После чего европейцев с головой накрыла волна индустриального туризма. Украина решила последовать примеру прогрессивных соседей и отыскать историческую и культурную ценность в фундаментальных творениях своих соотечественников. В связи с этим в Кривом Роге недавно прошла научная конференция по сохранению и исследованию индустриального наследия.
— Речь идет о поиске, картографировании, взятии на учет всех объектов так или иначе, связанных с добычей, переработкой железной руды, дорожным, а также жилищным строительством, — говорит Казаков. — Помимо шахт и карьеров в эту категорию входят дорожные полотна, объездные дороги, мосты, арки, рудничные поселки, старые дореволюционные дома, а также до средины 1955 года.
То есть, все индустриальные объекты, возраст которых составляет или же превышает 50 лет. Однако чем старше объект, тем больше он приобретает историческую, культурологическую, архитектурную ценность. На сегодня нашими силами в Кривом Роге поставлено на собственный учет 220 таких объектов. Это цифра внушительная, притом, что степень изученности старых промышленных объектов составляет всего 50%.
Туризм как способ просвещения
По идее, объекты индустриального наследия должны вызывать интерес в обществе. Однако на практике пока ни один из украинских туроператов не создал маршрут по затопленным шахтам или брошенным карьерам.
Правда, за 300 долларов с человека агентства пока могут свозить в Чернобль.
— Но это не то, что должно воспитывать и прививать вкус, — убежден доктор географических наук, профессор, заведующий кафедры ландшафтной архитектуры Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства Юлиан Тютюнник. — Ведь у нашего населения довольно примитивный спрос — съездить в Анталию, позагорать на пляже, выпить-закусить.
И что в данном случае является собой экскурсия? Стандартный набор фраз, сопровождаемый дружным фотографированием. Я уверен, что большинство туристов, побывавших в Египте и видевших пирамиды, не знают их истории. Поэтому туризм развивается всего лишь на потребительском уровне.
А ведь это продукт не только потребления, но и способ воспитания, прививание культуры, вкуса. Поэтому, если сегодня не пробудить в молодых людях интерес к технике, промышленной истории своего края, то завтра некому будет работать в шахте или карьере. Ведь не секрет, что Украина на национальном уровне столкнулась с проблемой нехватки квалифицированной рабочей силы.
Если так пойдет и дальше, то старые рабочие уйдут на пенсию, и работать будет некому. А развитие индустриального туризма — это возможность привлечь внимание молодежи к действительно трудовым ценностям.
Поскольку сегодня производительный труд не является ценностью. Гораздо ценится бизнес, основанный на принципе «дешевле купил — дороже продал». Поэтому индустриальный туризм сегодня нужно воспринимать не как коммерческий продукт, а как возможность воспитывать и просвещать молодежь.
Автор: Наталья Чайковская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |