|«« | «« | »» | »»| |
В музее Днепра «Литературное Приднепровье» (пр. Яворницкого, 64) открылась персональная выставка поэта, прозаика, художника, искусствоведа Виталия Старченко «Пером и кистью», посвященная его 70-летию. На выставке представлены работы юбиляра во всех перечисленных жанрах.
- На Приднепровье Виталий Иванович Старченко является одним из ярчайших представителей поколения «семидесятников», - рассказывает автор выставки, старший научный сотрудник музея «Литературное Приднепровье» Светлана Мартынова. - Представители этого поколения сразу взялись за создание качественно нового эстетического пространства, в котором мерилом человеческих чувств выступают эстетические категории, а не идеологические каноны. Поэтому, дебютировав в конце 1960-х, по-настоящему «семидесятники» войдут в литературу только в конце 1980-х, когда ослабла цензура и начала реставрироваться настоящая картина современной литературы.
Имя Виталия Старченко впервые появилось в литературе тоже в середине 1980-х годов. Журналы «Днепр», а потом «Отечество» опубликовали подборки его зрелых, высокого художественного уровня стихов. Стало очевидным, что дебют «семидесятника»- нонконформиста опоздал на десятилетия.
Наша справка. Виталий Иванович Старченко родился 13 апреля 1947 г. в Днепропетровске. В 1967 году окончил архитектурное отделение Днепропетровского энергостроительного техникума, а в 1975 г. – факультет истории и теории искусств Киевского художественного института. Работал исполняющим обязанности архитектора в проектном институте, художником-оформителем, преподавателем детской художественной школы, редактором художественной литературы книжного издательства, заместителем редактора журнала «Бористен», преподавателем кафедры дизайна и изобразительного искусства, научным сотрудником лаборатории фольклора Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара. Сейчас – на пенсии, продолжает активно творить.
Со временем увидят свет девять его поэтических сборников, среди которых «Глина для Бога», отмеченная литературной премией им. Павла Тычины и Ивана Сокульского, и три прозаические книги (две из них в соавторстве с Надеждой Тубальцевой). Они поставили его в ряд ведущих поэтов Приднепровья и показали все многообразие и многоплановость творческого наследия творца. В.И.Старченко затрагивает в своих произведениях универсальные вопросы бытия, размышляет над течением времени и человеческим существованием, проникает в самые потаенные психологические состояния человека. Как раз тема памяти, – родовой, исторической, генетической, - чрезвычайно существенная для художника. Она и стала сквозной объединяющей идеей выставки.
- Мне повезло познакомиться с Виталием Ивановичем в начале 1970-х годов, - говорит известный днепровский поэт Анатолий Шкляр . – И с тех пор я не перестаю удивляться его творческой многогранности и стремлению открыть новые страницы нашей истории и культуры. Его картины, его проза, стихи, искусствоведческие работы – это всегда поиск новых образов.
Поэту и прозаику В.Старченко присуще неодолимое влечение к своим истокам, стремление проникнуть мыслью вглубь веков, вплоть до дохристианской мифологии, в которой закодирована ментальность украинского этноса. Воспринимая современность как руину национального этноса, а сопротивление этому разрушению как свою нравственную и художественную обязанность, творец словом и кистью пытается спасти уцелевшие остатки национального сознания. Он видит в мире вечное, непроходящее. Среди этих ценностей – родная земля, ее язык, культура, история, представленные в своем исконном смысле и объеме.
- Как властьпредержащие не пытались уничтожить украинскую культуру, она жива, - считает известнейший поэт, друг юбиляра Владимир Луценко. – И об этом громогласно говорит творчество Виталия Старченко. Его стихи, его картины – всегда кипение жизни, движение, и это помогает философскому восприятию нашей жизни.
Первозданная красота родного Приднепровья помогает Виталию Старченко осознать самого себя в контексте истории и культуры своего народа. Мифы родного края отражаются в его живописных работах «Самара в мае», «Домики под горой», «Туровские просторы», «Самара под Новомосковском», «Сторожа Каменной Могиле», «Вечер на Соленом Лимане», «Пробуждение Орели», «Мамаев плач», «Степные божества» и других.
- На юбилейной выставке я представил лучшие живописные работы, созданные за последнее время, - рассказал Виталий Старченко. – В основном это – пейзажи, итоги пленерной работы. Уйдя на пенсию, смог активней заниматься живописью, которая раньше для меня была «в тени» поэзии. Теперь вот наверстываю упущенное… Вообще же я не стану разделять поэзию и живопись. Живопись – благодатный фон, вдохновение для поэзии. И – наоборот. Часто трудно определить, где, - в стихах или на холсте, - больше поэзии.
Живопись отражает мировоззрение поэта Старченко, укорененного в стихию родного края, а его поэзия написана рукой художника. Не случайно в произведения вплетаются образы художественные и специальные термины из живописи, скульптуры, архитектуры. В этом своеобразие и непохожесть его поэтического творчества.
Литературно-художественная выставка «Пером и кистью» состоит из двух разделов, которые представляют поэтическое и прозаическое наследие Старченко, а также живописные полотна художника и его искусствоведческие работы. А именно - альбом-монографию «Народное и наивное живопись Надпорожье», альбом живописи Якова Калашника с эссе «Вспышка», а также написанные и изданные им два учебных пособия по изобразительному искусству для студентов.
В совокупности творчество Старченко представляет его миропонимание, мироощущение и художественные модели его выражения. Прикоснуться к удивительному миру многогранного мастера может каждый желающий в течение ближайшего месяца.
Автор: Людмила Батальская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |