Никому не дали
С подачи правительства были внесены соответствующие изменения в Госпрограмму развития автомобильных дорог общего пользования до 2011 г. Общий объем финансирования строительства магистралей вокруг 31 города составит 2,7 млрд грн., из которых почти 1,43 млрд — средства госбюджета и 1,26 — кредитные ассигнования, которые может привлечь «Укравтодор».
«Основные моменты, на которых мы сосредоточим внимание, — приведение в порядок дорог, соединяющих населенные пункты, принимающие Евро-2012, подъездов к аэропортам и международным автомобильным пунктам пропуска», — подчеркнул заместитель председателя «Укравтодора» Николай Березовский. Чиновники обещают, что в ближайшие три года будут сооружены 236 км новых трасс, реконструированы 225 км существующих и капитально отремонтированы более 4 тыс. км. Причем не все из них лежат на пути к городам, готовящимся к приему болельщиков.
Представители областных служб автомобильных дорог такое решение Кабмина приветствуют. Ведь строительство автомагистралей в объезд многих населенных пунктов уже было начато и заморожено из-за отсутствия средств. К примеру, в Луганске к работам приступили в апреле прошлого года и планировали сдать дорогу в сентябре нынешнего, однако она пока остается без покрытия. «С начала года деньги не выделялись, поэтому на объекте ничего не делается», — сообщил «ДС» главный инженер производственной компании «ДорСтройТехнология» (генподрядчик строительства) Михаил Пищак.
Аналогичная ситуация сложилась и в Винницкой области. На объезд около города Калиновка протяженностью 9,4 км, запроектированный еще в советское время, в 2007 г. было потрачено 45 млн грн. и введено в эксплуатацию 3,3 км, а с начала нынешнего года работы заморожены.
«Когда сдадут еще 6,1 км, я прогнозировать не берусь. Все зависит от финансирования», — говорит начальник отдела технического контроля службы автомобильных дорог Винницкой области Александр Гонько. Приостановлено сооружение второго полукольца объездной магистрали в Донецке.
Первоначально отрезок трассы протяженностью 12 км планировалось ввести в эксплуатацию нынешним летом и осенью приступить к работам на оставшемся 28-километровом участке объезда. Пустить транспорт по второму полукольцу предполагалось к 2012 г.
«Для ввода в эксплуатацию только первого участка необходимо положить верхний слой асфальта, построить два железнодорожных моста, что обойдется как минимум в 160 млн грн.», — рассказал «ДС» первый заместитель начальника службы автомобильных дорог Донецкой области Геннадий Савченко, добавив, что дончане в этом году вообще остались без финансирования магистрали общегосударственного значения.
В Полтавской области объездная трасса вокруг Кобеляк, которую должны были сдать к 2009 г., находится на стадии проектирования. Как сообщил заместитель начальника по строительству региональной службы автомобильных дорог Иван Ткаченко, если в 2008 г. средства все-таки поступят, кольцевая в лучшем случае может быть сдана в течение двух лет. «На сооружение 11,7 км необходимо порядка160 млн грн. и 40–50 млн будет стоить мостовой переход через Ворсклу», — уточнил г-н Ткаченко.
На Львовщине только собираются выбирать организацию, которая разработает проектную документацию на строительство магистрали в обход города Стрый. По словам первого заместителя начальника областной службы автомобильных дорог Петра Шпытака, ее длина — 16 км, а общая стоимость — 600 млн грн. Специалисты говорят, что если деньги на проектирование (а это более 5 млн грн.) будут получены в сентябре–октябре, то работы могут начаться летом 2009 г. «При нормальном финансировании первые 5 км мы сдадим через два-три года», — обещает г-н Шпытак. Но вот приурочить открытие второго отрезка к Евро-2012, как планирует Кабмин, дорожники вряд ли успеют — для его сооружения понадобится не менее четырех-пяти лет.
Отнять и поделить
Помимо проблем с финансированием, есть нюансы с выделением или покупкой участков на территориях, на которых предполагается строительство дорог, поскольку значительное их количество находится в частной собственности. «Самое сложное — это оформление землеотвода, — жалуется Геннадий Савченко. — Местные власти распаевали землю, зарезервированную под транспортные магистрали, а решать эту проблему должен «Укравтодор».
Дорожники говорят, что есть два пути решения «территориальной» проблемы — предоставление владельцам равноценного участка в другом районе или его выкуп. Но в местных советах утверждают, что свободных земель для обмена практически нет, как и действенного механизма выкупа наделов, в связи с чем эксперты прогнозируют скандалы и судебные разбирательства вокруг сооружения дорог.
Впрочем, как поступать в подобных ситуациях, подробно прописано в законопроекте «О выкупе земельных участков частной собственности для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости», за который в прошлом году проголосовала ВР. В документе, до сих пор не завизированном Президентом, сказано, что собственника надела, который понадобился для общественных нужд, должны письменно предупредить об его изъятии за год до начала строительства, указав цену и сроки выкупа.
Причем оценщика назначают местные власти, поэтому экспертные выводы могут отличаться от рыночной стоимости. Если же владелец земли отказывается от такой сделки, участок у него отбирают в судебном порядке. Так что, помимо средств, предназначенных для сооружения объездных магистралей, государству придется искать дополнительные деньги для выкупа наделов. А это недешевое удовольствие.
К примеру, сейчас в пригороде Одессы сотка стоит от $5 до $14 тыс., в Чугуевском районе Харьковской области — до $1,5 тыс., возле Днепропетровска — от $2 до $5 тыс. Эксперты в области недвижимости прогнозируют, что владельцы участков, узнав, что по их земле пройдут объездные дороги, спешно начнут продавать их, снижая цены. Стоимость же прилегающих к автобанам наделов повысится, поскольку они станут привлекательными для размещения коммерческих объектов.
Автор: Елена Доспехова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |