|«« | «« | »» | »»| |
С каждым годом на улицах Днепра становится меньше городской коммунальной техники, которая является живой иллюстрацией истории нашего города и страны.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», - сказал в свое время Михаил Ломоносов. Наше прошлое, наша история живет не только в книгах и учебниках (которые в силу переменчивой политической моды часто склонны переписывать). История – и в живых свидетелях прошлого: зданиях, памятниках, старой технике.
Вот только она с улиц города исчезает бесповоротно. Признайтесь, когда вы в последний раз видели на улицах Днепра старые автобусы «Икарусы» или «ЛАЗы»? Когда в последний раз могли прокатиться на троллейбусах «Шкода» или ЗИУ-5? Понятно, что на смену им приходит новая техника (в каких объемах и какого качества – другой вопрос!). Но для потомков хотя бы по одному транспортному реликту популярных в прошлом марок можно было бы сохранить.
Как ни дивно, но в двух трамвайных и двух троллейбусных депо Днепра, если верить учету, еще есть очень редкие и старые экземпляры такой техники. Любознательные читатели могут сами изучить «списочный состав»:
Троллейбусы. Депо 1
transphoto.ru/list.php?did=298
Депо 2
transphoto.ru/list.php?did=297
Трамваи:
Вот только в реальности от этих списков к настоящему времени остались только рожки да ножки. Экземпляры потихоньку ржавеют и режутся на металлолом.
А вот в Киеве еще в 1992 году был создан (точнее, возрожден – он существовал в 1927-41 годах) Музей городского пассажирского транспорта (Музей КП «Киевпасстранс»). В 2011 году он значительно расширил свою экспозицию. В музее, кроме множества архивных материалов и фото, диорам (иллюстрирующих развитие киевского городского транспорта), единственной в стране карты развития электротранспорта Украины, есть уникальные экземпляры городских автобусов, троллейбусов, трамваев, коммунальной спецтехники - biletiki.kiev.ua
Может ли подобный музей быть создан в Днепре? Журналисты Городского сайта неоднократно спрашивали об этом профильных работников мэрии, электротранспортников, руководителей крупных автопарков, но в ответ не услышали ничего вразумительного.
Наверное, единственный человек в нашем городе, который на деле стремится сохранить дыхание старого города и экземпляры уходящей в безвозвратное прошлое техники, - это создатель и директор технического музея «Машины времени» Михаил Прудников . С ним Городской сайт и побеседовал о том, куда с наших улиц исчезают старые автобусы, трамваи и троллейбусы, и можно ли для потомков сохранить что-то из них.
- Михаил, при создании музея «Машины времени» вы планировали в нем отразить и историю развития коммунального транспорта?
- Планировал. Но поймите один простой факт. Музей «Машины времени» - частный. Сохранить такую историю, собрать и реставрировать очень дорогостоящие экспонаты такого направления силами одного человека, пусть и такого «сумасшедшего», как я, просто нереально. Необходима встречная инициатива власти – как в том же Киеве. Отношение же к этому вопросу в Днепре не понятно. Например, когда я создавал «Машины времени», то хотел изучить, что из старых экземпляров техники есть в тогда еще главном трамвайном депо на Карла Маркса. Меня в этот «музей» просто не пустили. А потом депо с главного проспекта переехало, и что осталось от старых вагонов (если осталось вообще), не известно.
- А надо ли такую технику сохранять вообще?
- Безусловно! Она – живой свидетель развития нашего города. Порой у нас об этой истории и фотографий не остается. Если горожане среднего поколения еще помнят старые усть-катавские трамвайные вагоны, то кто из нас видел рижские трамваи с одной фарой? Их, наверное, даже на фото на улицах нашего города не осталось.
- А куда девают такие раритеты?
- Просто сдают в металлолом. Я хотел купить редкий транспортный троллейбус, но в депо решили, что его выгодней порезать на металл. Относительно недавно распилили и продали Т-34. Был ремонтно-транспортный троллейбус с таким бортовым номером. Очень интересный экземпляр. На нем стоял двигатель от ГАЗ-51, машина могла передвигаться без троллей.
- Но наверняка в депо, автопарках еще что-то хранится! Помню, в конце 1990-х в одном из АТП города я был поражен, увидев десятки ржавевших под открытым небом старых «Икарусов», «ЛАЗов», «ПАЗов». Правда, через пару лет от них ничего не осталось – все порезали на металл.
- Такова в наших реалиях печальная судьба всей старой техники. Два года я пытаюсь купить старый телевизионный «ЛиАЗ» с переделанной под съемку крышей, который стоит на задворках областного ТВ. Мне отвечают «Нет», уникальная машина «благополучно» продолжает ржаветь и гнить.
- Зато удалось спасти старый ЛАЗ-965, который переделан под кофе-бус и участвует в наших авторетровыставках! А почему он выставлен не в «Машинах времени», а на открытой площадке у ТЦ «Вавилон»?
- Потому что это не мой экземпляр. Человек, выкупивший этот автобус, потратил на него массу денег и времени. Например, наш красный «КАвЗ» (пригородный автобус) мы восстанавливали три года, и по стоимости эти затраты были аналогичны восстановлению «Чайки».
- К этому, наверное, надо добавить и изначальную цену машины?
- Безусловно. Купить автобус может себе позволить только запорожский музей «Фаэтон». В наших автопарках (где не осталось практически ничего) владелец начинает считать: «Автобус – это 10 тонн металлолома. За лом дадут 100 тысяч гривен. А ты заплатишь больше?». Приплюсуйте к этому около 20 тысяч долларов на реставрацию. Откуда мне взять такие средства? Музей «Машины времени» значительную часть года работает в убыток…
- Получается, все в сфере старого городского транспорта исчезнет безвозвратно? Неужели нельзя взять пример хотя бы с Киева?
- На самом деле организовать такой музей не очень трудно. Нужна лишь мудрость, политическая воля и чуть-чуть усилий. В горсовете Киева нашелся человек, который понял, что собрание старой техники – и красиво, и модно. Объединил ресурс города… В бюджете городского электротранспорта есть средства на восстановление техники. Используя их разумно, старую технику можно сохранить. А уж выделить территорию для ее сбора и экспонирования на территории одного из депо – это чисто технический вопрос.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
2. ЛиАЗ-677(охра) видел. Жалко. Гниёт стоит возле "вышки", бедняга. Продайте машину человеку!!! Всё равно у вас пропадёт! Михаилу Прудникову удачи, терпения и везения в его благом деле!
3. "...Зато удалось спасти старый ЛАЗ-965, который переделан под кофе-бус и участвует в наших авторетровыставках! ..." - по-моему это автобус Вадима Навроцкого из Киева. У него целая серия старых отреставрированных автобусов в стиле "кофе на колёсах". Даже тролейбус МТБ есть. Молодчина дядька - и деньги делает и память спасает от погибели. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
И людей остаётся всё меньше. Ответить | С цитатой