Закон «О порядке согласования и утверждения генеральных планов населенных пунктов» должен закрепить жесткий контроль исполнительной власти за градостроительной деятельностью. Согласно нему генпланы райцентров необходимо согласовывать с облгосадминистрациями, городов республиканского значения в АРК — с крымским Совмином, областных центров, а также Киева и Севастополя — с Минрегионстроем. Кроме того, столичным властям придется получать визу Кабмина, поскольку главный градостроительный документ Киева должен предусматривать возможности для размещения объектов государственного значения. И только после этого генеральные планы могут утверждаться местными советами.
Чиновники уверяют, что новый порядок только ускорит принятие документов. «Чтобы избежать задержки с согласованием генпланов, законопроект предусматривает предельный срок, отведенный на эту процедуру, — один месяц. Если выводы или замечания не поступят в отведенное время, он будет считаться согласованным по умолчанию», — говорит заместитель министра регионального развития и строительства Вячеслав Негода. Пока же время, отведенное на эту процедуру, формально не ограничено, что позволяет профильному министерству затягивать ее как угодно долго. Например, генплан Днепропетровска, разработанный еще в 2006 г., городской совет не может утвердить до сих пор, поскольку не получил добро из Киева.
Исключительное право комплексной экспертизы генеральных планов на предмет их соответствия санитарным, экологическим и строительным нормам разработчики законопроекта предполагают отдать одной структуре — госпредприятию «Укрстройгосэкспертиза». «Норма об обязательной экспертизе существует и сейчас, однако ее успешно обходят», — поясняет г-н Негода. По его словам, разные проектные организации, занимающиеся разработкой и оценкой градостроительных документов, договариваются и пишут друг другу удовлетворяющие выводы. В то же время мэры городов опасаются, что передача экспертизы одной структуре усилит зависимость местных властей от Киева, поскольку «Укрстройгосэкспертизу» курирует Министерство строительства и регионального развития.
Не вызвала у них восторга и предлагаемая чиновниками процедура согласования генпланов. «Законопроект грубо нарушает принципы местного самоуправления. Госадминистрации не имеют никакого отношения к вопросам, которые должны относиться к сфере самоопределения территориальных общин», — считают в Ассоциации городов Украины. «Процедура, на мой взгляд, выписана нечетко. Непонятно, какого рода замечания к генеральному плану имеют право высказывать госадминистрации и контролирующие органы, а также неясно, с какого момента его можно считать утвержденным», — говорит мэр Запорожья Евгений Карташов.
Заключительные положения документа детально расписывают график утверждения генпланов. Городам, принимающим Евро-2012, со всеми формальностями нужно уложиться до июля 2009 г. Для Киева есть отдельный пункт — местным властям планируют запретить принимать любые масштабные градостроительные решения до утверждения нового документа.
Существующий план развития столицы принят сравнительно недавно — в 2002 г. при мэре Александре Омельченко. Правда, его раскритиковал нынешний градоначальник Леонид Черновецкий, который сразу же после своего первого вступления в должность в 2006 г. объявил о намерении разработать другой план Киева. По словам заместителя г-на Черновецкого Дениса Басса, действующий генплан, в частности, не предоставляет возможности для решения транспортных проблем.
Новый документ в КГГА обещают представить на суд общественности не раньше следующего года, а пока власти заняты поиском его разработчиков. В мэрии говорят, что запрет на градостроительную деятельность до принятия генплана может сорвать подготовку к Евро-2012.
Для областных центров крайний срок утверждения генеральных планов — начало 2010 г., для райцентров — 2012 г., для поселков — 2013 г., для сел — 2015 г. Навязывание сроков местные власти тоже не поддерживают. «Нормы закона, устанавливающие график принятия документов, могут создать коллизию. Год назад Днепропетровск разработал генплан, и теперь может возникнуть ситуация, когда город вынужден будет делать это повторно, поскольку в законе не оговаривается, за какой срок до вступления в силу может быть утвержден план, чтобы его не пришлось принимать повторно.
Кроме того, для маленьких населенных пунктов разработка подобных документов является задачей, непосильной с точки зрения финансов. Ведь стоимость этих работ может оцениваться от сотен тысяч до миллионов гривень», — говорит президент Ассоциации городов Украины, мэр Днепропетровска Иван Куличенко. К примеру, работа над генпланом Киева сегодня оценивается примерно в 20 млн грн.
Сетуют на местах и по поводу того, что законопроект не учитывает ряд проблем населенных пунктов.
«Мы считаем необходимым ввести законодательную норму, которая запрещала бы вносить поправки в уже утвержденный градостроительный документ. Сегодня эта схема весьма часто используется лоббистами для землеотвода под строительство в привлекательных районах города: готовится так называемое архитектурное обоснование и на его основании выносится решение местного совета. Кроме того, мы считаем необходимым обязать власти сел согласовывать свои генпланы с городами. Ведь сейчас сельсоветы зачастую дают разрешение на возведение объектов на границе населенных пунктов, и эти сооружения «цепляются» на городские инженерные сети, перегружая их», — говорит мэр Житомира Ирина Синявская, резюмируя, что без этих норм документ не представляет никакой ценности.
Автор: Екатерина Прищепа
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
возвращаемся к СССР Ответить | С цитатой