Всем конкурсам конкурс
В теории идея об усредненном оценивании итогов получения школьного образования и в результате – поступления в высшие учебные заведения на общих основаниях – выглядела заманчиво. На практике же оказалось, что украинская система к революционным изменениям не слишком готова – от Министерства образования до самих абитуриентов. Тем не менее, сквозь внешнее независимое оценивание сотни тысяч абитуриентов прорвались, пусть и с боями – несмотря на все огрехи в организации тестирования и повсеместно декларируемую завышенную сложность заданий. Но еще накануне вступительной кампании специалисты предупреждали: даже с учетом прогнозируемой прозрачности схемы "красивый" сертификат не обязательно гарантирует успешное поступление. И специалисты оказались правы.
Ключевым моментом "абитуры-2008" стал конкурс сертификатов – вполне демократичный метод, который должен был позволить поступить на выбранные специальности лучшим знатокам профильных предметов. Но, судя по реакции и вузов, и Минобразования, никто не предполагал каких масштабов сможет достигнуть этот конкурс.
Метод подвела демократичность: абитуриентов, с одной стороны, обнадежил шанс честно и прозрачно (то есть – без блата и взяток) поступить на специальность своей мечты в престижный вуз, а с другой – претендентов на высшее образование окрылила возможность подавать документы в неограниченном объеме с целью подстраховки – куда-нибудь да поступят. Эти (сами по себе замечательные) особенности вступительного процесса феноменально усложнили весь ход кампании.
Вчерашние школьники все, как один, поверили в свою звезду. Не взирая на предупреждения экспертов о том, что в региональных вузах учиться дешевле, а поступить проще, приемные комиссии вузов Киева и крупных городов накрыла цунами заявлений. В среднем по Украине конкурс этого года превысил конкурс предыдущего в 2,5-3 раза, а на престижных специальностях известных университетов он местами зашкаливал. Масштабы поражали незакаленное воображение: до почти 50 человек на место в таких крайних случаях, как международная экономика Киевского национального университета, в среднем – по 15-20 человек на место на экономические и правоведческие специальности крупных вузов как столицы, так и городов-миллионников, а в нагрузку – беспрецедентно высокий проходной балл на самые популярные факультеты – 560-580 баллов из 600 возможных.
Кроме того, что лавина сертификатов существенно повлияла на пресловутый проходной балл, возможность поступать одновременно на несколько специальностей в разные вузы заметно "раздула" сам конкурс. Средний абитуриент подавал два-три комплекта документов, особо переживающие за судьбу своего высшего образования – до пятнадцати. Из-за этого реальная картина популярности факультетов всерьез исказилась, что стало понятно только на финише кампании, когда до 60% заявлений могли быть отозваны по причине поступления абитуриента в другой университет.
После этого в последние дни "забега" тысячи изначально "пролетевших" абитуриентов, "вдруг" оказались поступившими – и далеко не все из них успели за отведенные пять дней привезти оригиналы сертификатов, ведь многие подавали документы в разных городах.
На фоне общего сумасшествия последних дней вступительной кампании успели потеряться такие "мелочи" как необходимость вузов проводить дополнительное "соцсоревнование" между обладателями одинаковых баллов, плохая организация труда приемных комиссий, заваленных заявлениями, или попытки некоторых учебных заведений заработать хоть чуточку – например, взимать оплату за право подавать документы. Разбор организационных полетов еще впереди, а вот то, что с общей схемой нужно что-то решать, в Министерстве образования уже поняли – слишком большие проблемы для не отлаженного пока еще процесса создали давно прописанные льготные условия поступления.
Это страшное слово "льгота"
Несколько неожиданно одной из главных трудностей вступительной кампании этого года стало обилие поданных документов от абитуриентов-льготников. Особые условия для некоторых категорий постшкольного населения не удивляют - они прописаны уже давно, причем в разных форматах. Поступление "вперед всех" гарантировано абитуриентам из социально незащищенных категорий (например, дети – инвалиды I и II группы, дети-сироты, дети-чернобыльцы, дети военнослужащих, погибших при исполнении, или шахтеров, не вернувшихся из забоя), "передовым" поступающим (медалисты, "олимпиадники", "МАНовцы"), объектам "целевого набора" (жители сельской местности, поступающие по направлению областных управлений образований на специальности, полезные для села) и наконец вчерашним школьникам, которых вузы принимали на "особых условиях" (в основном те же медалисты или выпускники подготовительных отделений).
Для "без- и внеконкурсников" всегда выделяется определенный процент бюджетных мест, но, поскольку обычно немалое количество студенческих билетов доставалось и абитуриентам, поступающим на общих основаниях, то раньше особые нарекания система не вызывала. Но в 2008 году оказалось, что в среднем по Украине из десяти оплаченных государством дипломов только два-три могут достаться "нельготным" абитуриентам. На престижные же специальности среднестатистический ребенок "с улицы" поступить не мог вообще – общее количество разного рода льготников, имеющих право на поступление, местами с успехом превышало сто процентов. В итоге оказалось, что на многих специальностях льготники заняли до 70% от общего количества бюджетных мест.
Небывалую активность абитуриентов на особых условиях спровоцировали два обстоятельства. Первый – это общая для всех поступающих этим летом "привычка" подавать документа на как можно большее количество специальностей. Поскольку льготники – это льготники, они зачислялись фактически автоматом, хотя маловероятно, что будущие студенты планировали "разорваться" на три-четыре части. Вторым обстоятельством, которое само по себе практически нивелировало всю демократичность тестовой системы как таковой, стало предсказуемое сообщение о том, что обладателям большей части льгот достаточно иметь 124 балла (абсолютный минимум, позволяющий поступать в вузы) для гарантированного зачисления на выбранную специальность.
Из-за этого тысячи выпускников, обладающих более чем приличным результатом в 170-180 баллов за каждый предмет, совершенно неожиданно для себя и для родителей оказались неспособными поступить на бюджет. В отдельных случаях несоответствие заявленной цели независимого оценивания реальности приобретало уродливые формы: Наталия Витковская, одна из пятерых рекордсменов-"шестисотников", при поступлении во Львовский национальный медуниверситет заняла в "общем зачете" 58-е место, хотя логика подсказывает, что она должна быть на первом…
Рационализация на марше
Первостепенная работа над ошибками, которую наметило перед собой Министерство образования, включает отслеживание нарушений вступительного процесса и наказание за них, причем "мишенями" рискуют стать как сотрудники вузов, так и абитуриенты. Некоторые вчерашние школьники вызвали ряд вопросов в связи с фальсификацией результатов тестирования – то абитуриенты, "забывали", что тест сдавали, а не пропустили по болезни, то просто подделывали копии сертификатов, "рисуя" себе более конкурентноспособные результаты.
Администрациям ряда университетов тоже может не "повезти". Уже сейчас двум ректорам объявлены выговоры – главе Запорожского национального университета Сергею Тимченко и руководителю Волынского национального университета Игорю Коцану. Руководство вузов обвиняется в фальсификации списка поступивших – выпускникам подготовительных курсов завышали баллы. А ЗНУ отличился еще и тем, что там при поступлении учитывались баллы только профильных предметов, а результаты теста по украинскому языку и литературе остались "за бортом". Кроме того, немало претензий у министерства и к тем учебным заведениям, приемные комиссии которых обвиняются во взимании несанкционированных поборов.
Пока продолжаются проверки законности течения вступительной кампании, под воздействием критики Минобразования готовится изменить, как и некоторые моменты проведения тестирования, так и общие правила поступления.
По итогам первого внешнего независимого оценивания решено несколько изменить перечень предметов. Планируется, что в следующем году уже не будет тестов по зарубежной литературе, всемирной истории, основам правоведения и основам экономики – программа общеобразовательной школы не настолько масштабна, чтобы объективно оценить знания выпускников. Зато будет внедрен тест, которого удалось избежать в этом году – по иностранному языку. К тому же для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности могут ввести специальное психолого-педагогическое тестирование на "профпригодность", но эта норма будет, скорее всего, рекомендательной.
Специалисты министерства уже не хотят повторять ошибку, допущенную в этом году, когда школьники с минимальным баллом с успехом обставляли отличников. Предполагается поднять проходной балл профильных сертификатов до 150 (по непрофильным предметам можно иметь и 124), причем эта норма будет распространяться и на отдельные категории льготников.
Благодаря "росту" проходного балла вузы смогут избавиться от потока выпускников – коллекционеров "непрофильных" сертификатов (сдать все предметы и поступать везде – есть и такие амбициозные молодые люди, а с учетом грядущего ограничения до пяти сдаваемых тестов им придется "поскромничать") и от некоторого количества абитуриентов-"грозы" этого года – льготников. К тому же не исключено, что абитуриентов "на особых условиях" станет меньше. По-прежнему без конкурса будут поступать обладатели многих "социальных" льгот - инвалиды или сироты.
"Что касается тех льгот, которые государство дает людям, которые нуждаются в поддержке и помощи, людей с особыми потребностями, то для этих людей должен быть действительно безбарьерный доступ к высшему образованию", - уверен Иван Вакарчук. А вот льготы внеконкурсного поступления для "особых категорий" – для медалистов, обладателей похвальных грамот или выпускников подготовительных отделений – будут отменены "оптом". "Олимпиадникам" и "МАНовцам" повезло больше: внеконкурсное поступление для них сохраняется, но только в том случае, если количество претендентов не превышает 50% бюджетных мест. В противном случае талантливые выпускники будут соревноваться между собой во внутреннем конкурсе сертификатов.
Меры, которые собирается принять Министерство образования, хоть далеки от идеала, но смогут стабилизировать ситуацию и избавить вступительную систему от части тех огрехов, которые свалились на нее в 2008 году. Да, спешное переделывание правил поступления или увеличение госзаказа на специальности, "закрытые" льготниками, выглядят как экстренное спасение утопающего руками самого утопающего. Но если первый блин и получился комом – это не значит, что для следующего года нужно замешивать тесто так же небрежно. Минобразования работает над собой – и это отрадно. Жаль только, что на ошибках взрослых людей учатся дети.
Автор: Ксения Сокульская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |