По состоянию на середину июля средний уровень цен на бензин А-95 на АЗС Украины составил 6,55 грн./л, подорожав в течение месяца на 3,5%. Дизельное топливо сейчас продается в среднем по 7,05 грн./л (прирост за месяц составил 4%).
Наивысшие средние цены на топливо на минувшей неделе были зафиксированы в Крыму (литр А-95 продавался по 6,8 грн., а в Севастополе — по 6,7 грн.). Если предположить, что в ближайшее время темпы роста сохранят свою динамику (за последние полгода А-95 прибавил в цене 25%, а солярка — 34%), то уже скоро отечественные автолюбители будут заправляться по ценам Европейского Союза.
К примеру, сейчас самый дешевый в ЕС бензин продается в Латвии, Румынии и Болгарии, где литр А-95 Euro-super в пересчете стоит в среднем 8,5 грн. (самое дорогое топливо — в Нидерландах, где за него просят около 12,6 грн./л).
Украинские автолюбители выкладывают за топливо аналогичной марки порядка 7 грн./л. При этом качество высокооктанового продукта в Европе на несколько порядков выше, чем в Украине (поскольку в нашей стране очень распространена технология так называемого «бодяжничества»). Правда, стоит учитывать, что в нашей стране в розничной цене бензина доля различных налогов составляет порядка 25%, тогда как в среднем по Европе — до 65%.
Другими словами, если бы, например, в Латвии была такая же налоговая нагрузка, как в Украине, то в стране Валдиса Затлерса А-95 Super практически наверняка стоил бы до 7 грн./л.
В принципе, правительство предпринимает определенные попытки урегулировать ситуацию. К примеру, Кабмин декларирует заботу о создании резерва нефтепродуктов, который позволит подсластить жизнь одной из самых малообеспеченных категорий потребителей нефтепродуктов — аграриям. Но пока эти старания выглядят несколько странно.
К примеру, нынешней весной предполагалось «скопить в закромах» 40 тыс. т дизельного топлива, адресованного аграриям на период посевной. Для этого государственная «Укртранснафта» заключила контракт на поставки дизеля с ООО «Сахарное производственное объединение» бизнесмена Сергея Тищенко. Эта житомирская компания получила предоплату в размере порядка 240 млн грн.
В «Укртранснафте» не уточняют, получила ли в ответ компания оплаченный ресурс, но в том, что в конечном итоге дизель по низкой цене все-таки попал к селянам, есть определенные сомнения. Весной аграрии закупали горючее по 6,3 тыс. грн./т, тогда как солярку от «Укртранснафты» предполагалось продавать примерно по 6 тыс. грн./т. То есть понять, кто именно обеспечивал селян, сложно. То ли «Укртранснафта» брала больше, то ли топливо продавал кто-то другой.
Несмотря на неэффективность схемы формирования стабфонда, правительство придерживается этой линии. 5 июля Кабмин решил, что теперь ответственным за обеспечение сельхозпроизводителей нефтепродуктами будет «Укргазвидобування». Предполагается, что на проведение уборочных работ должно быть заготовлено порядка 100 тыс. т дизельного топлива, 70 тыс. т бензина А-76 и 30 тыс. т — А-92. Но вот в том, что этот запас осчастливит аграриев, есть большие сомнения.
Исходя из того, что в стране не принимается эффективных мер по изменению условий формирования цен, можно прогнозировать, что топливо продолжит дорожать. Для этого найдется масса оснований. К примеру, вполне можно принять тот факт, что на страну надвигается пиковый период спроса на нефтепродукты (традиционно отмечается в августе–сентябре). А официальную обоснованность удорожания обеспечит секретариат экспертно-аналитической группы (создан при госпредприятии «Укрнефтехимпереработка»), который ежедекадно устанавливает ценовые рыночные коридоры.
Свежий пример: секретариат определил, что с 1 по 10 июля коридор цен для А-95 составляет 6,6–6,8 грн./л, тогда как реальная стоимость в этот период составляла 6,4 грн./литр. Тем самым государство подстегивает участников рынка «подтягивать» цифры на стелах своих АЗС до рекомендуемого уровня. Но в полном объеме этого не происходит исключительно из-за конкуренции. В Минтопэнерго весьма своеобразно комментируют существенную разницу между рекомендованной и фактической ценами.
«Это рекомендуемый коридор, который не имеет никакой юридической силы. Прогнозные цены выше фактических, потому что такова формула расчетов», — сообщили «ДС» в отделе балансов нефти, нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей промышленности министерства. При этом собеседник «ДС» отметил, что на одном из последних заседаний экспертно-аналитической группы поднимался этот вопрос. «Принято решение, что в формулу, по которой рассчитывается ценовой коридор, будут внесены изменения», — говорит источник.
Пока что рекомендованные секретариатом ценовые рамки бьют все рекорды.
Так, по его расчетам, с 11 по 20 июля стоимость дизельного топлива должна варьироваться в пределах 6,89 — 7,1 грн./л, а на А-95 — на уровне 6,65–6,85 грн./л. По данным компании «Юпеко», во второй декаде июля дизель будет стоить 6,99 грн./л, а 95-й — 6,60 грн./л. До конца августа тенденция сохранится.
Замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев допускает, что к осени цены на дизель и 95-й в среднем по Украине могут вырасти максимум на 6% — до 7,45 грн./л и 6,9 грн./л соответственно.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
собівартість дизпалива може бути вдесятеро нижче ніж собівартість бензина, але якщо є попит на дизпаливо по 7 гривень, воно коштуватиме 7 гривень і ні копійкою менше... Ринок, йоптить... Ответить | С цитатой