Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 19 ноября 2024
22:47

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

История национальных поселений Екатеринослава

|«« «« »» »»|

Наш город всегда был и остается многонациональным. Сегодня мы расскажем о том, поселения каких народов и национальностей сосуществовали и мирно уживались в дореволюционном Екатеринославе.

По традиции, об этой истории расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.

«В старом Екатеринославе не существовало ярко выраженных национальных анклавов, рассказывает Максим Кавун. - Город был основан на принципах европейского Просвещения, с классической планировкой, и отсутствием укреплений и какого-либо социального или национального районирования. В самом городе довольно мирно уживались представители разных этносов, прежде всего, украинцы, русские и евреи. Ничего похожего на средневековое разделение по улицам, где жил конкретный этнос, или, например, «гетто», в Екатеринославе не было.

В первые десятилетия существования Екатеринослава (до середины XIX века) вести речь о каком-либо национальном районировании не имело смысла еще и потому, что город занимал всего два десятка кварталов. Застройка охватывала сравнительно небольшую территорию от улицы Садовой (Серова, ныне Андрея Фабра) до Подгородней (Баррикадная), от Днепра до линии Базарной улицы (Чкалова, ныне Святослава Храброго). Ныне это исторический центр Днепропетровска.

Евреи и караимы имели «свои» улицы и кладбища в Екатеринославе

В XIX веке в Екатеринославе, только две улицы имели «этнические» названия – Еврейская и Караимская. Однако даже этот факт не означал, что там жили исключительно представители данного этноса.

Название «Караимская» имела нынешняя улица Ширшова. Караимы действительно предпочитали селиться в этом ареале. Караимы – это народность тюркской языковой группы, исповедующая иудаизм. В основном проживают в Крыму. Столицей караимов является древний город Чуфут-Кале (Джуфт-кале) возле Бахчисарая. В Российской империи основными городами проживания караимов были Тракай (ныне в Литве), Евпатория, Екатеринослав и другие города. Однако караимская кенасса (молитвенное здание), выстроенная в мавританском стиле, находилась на другой улице, через квартал. Сегодня это место на углу улиц Глинки и Европейской (бывшая Миронова). А табачная фабрика купцов Джигит – самой влиятельной династии караимских предпринимателей, находилась на Гостиной улице (Гопнер, ныне Магдебургского права).

Уже в конце XVIII века возникает и небольшая улица Еврейская, где была построена хоральная синагога. Точное время постройки здания остается неизвестным, разные источники называют 1845 или 1852 годы. Синагога пережила два очень непростых века – успела побывать «Домом культуры швейников» (с 1929 г.) и в 2000 г. была вновь открыта. Сейчас в реконструированном здании – синагога «Золотая Роза», а рядом – крупнейший центр «Менора». В прилегающих кварталах уже с конца XVIII века предпочитали селиться евреи – выходцы из Правобережной Белоруссии и Правобережной Украины, которые интенсивно переселялись в новый губернский город. Однако еще раз отмечу, что ни о каком подобии «гетто» в Екатеринославе говорить не приходится. Усадьбы зажиточных и не очень еврейских купцов соседствовали с усадьбами купцов украинских и русских. Например, в сотне метров от синагоги располагался Успенский собор (сейчас восстанавливается), а еще чуть дальше – роскошный особняк купеческой династии Пчелкиных (сейчас реконструирован как «Пчелкин-Холл»).

В конце XIX – начале XX веков более или менее еврейский колорит имели улицы возле Хоральной синагоги, и улицы выше по террасе второго городского холма – Управская (Исполкомовская), Александровская (Артема, ныне Сечевых Стрельцов), Казанская (Карла Либкнехта, ныне Грушевского), Воскресенская и другие. Здесь почти в каждом квартале располагалась синагога, которых в городе в ту пору было около сорока.

А еще выше, в конце Управской улицы, в конце XIX века возникают Еврейская и Троицкая слободки. Причина возникновения этих и других слободок проста: колоссальный рост населения города. Население Екатеринослава увеличивалось в два раза каждые 10 лет! В 1850 г. в городе жило 8998 человек, в 1865 г. – 22846 человек, а по переписи 1897 г. – 112839 жителей. Сейчас представить эти темпы роста населения совершенно невозможно.

Город не мог справиться со столь быстрым демографическим ростом. В результате классическая сетка кварталов стала окружаться слободками. Они представляли собой наспех выстроенные хаотически застроенные анклавы. «Царицей» слободок была Чечелевка, не раз становившаяся ареной вооруженных столкновений с властями, а во время революции 1905 г. даже на целый месяц ставшая «Чечелевской республикой». Похожая ситуация царила в Фабричной, Солдатской, Безулевской и других слободках.

В последние два десятилетия XIX века возникли две новые слободки на склонах Жандармской (Долгой) балки. Они обозначили южную границу тогдашнего Екатеринослава. Еврейская и Троицкая слободки резко контрастировали даже с близлежащими улицами Екатеринослава. Всего в нескольких кварталах бурлила жизнь, работали клубы, рестораны и кинотеатры…

Однако название одной из слободок объясняется просто – она располагалась возле Еврейского и Караимского кладбищ, а жили в ней малоимущие разных национальностей. В современных границах города это нынешние улицы Загородная, Рыбачья, Карабиновская. А Троицкая слободка – кварталы южнее, между ул. Саксаганского, Карабиновской и Володарского (ныне Конисского).

Еврейское и караимское кладбища были действительно «национальными анклавами», но такова традиция. Основную массу славянского населения хоронили на Городском кладбище (ныне на его месте стадион «Днепр-Арена» и прилегающий квартал). Евреи и караимы хоронили на «своих» кладбищах, где погребение совершалось по традиции конкретного этноса, и устанавливались соответствующие памятники. К сожалению, караимское кладбище начало разрушаться еще в начале XX века, а в 1947 г. решением горсовета Старое еврейское кладбище было ликвидировано, а земля отдана под застройку отставным военным. Теперь здесь кварталы частных домов. В современной топографии это прямоугольник улиц – Уездная, Дарвина, Курганская. Около 1900 г. возникает Новое еврейское кладбище на нынешней Развилке. Оно существовало до 1963 г., когда было закрыто, а затем на его месте разбит парк Писаржевского.

Немецкие колонии стали поселками в черте Днепропетровска

Действительно национальными анклавами в ареале Екатеринослава могут считаться только две немецкие и одна меннонитская колонии. Они располагались в окрестностях города. Время стерло их оригинальные названия, однако массивы застройки сохранились, и даже некоторые старожилы, потомки колонистов, хранят память о далеком прошлом. Это Йозефсталь (ныне Самаровка), Кронсгартен (часть Самаровки), и Фишерсдорф (Рыбальское, Красноармейск). В XX веке эти поселки вошли в черту города Днепропетровска.

Все три колонии возникли в конце XVIII века, когда правительство Екатерины II активно приглашало в Причерноморье представителей различных иностранных наций: греков, сербов, евреев, немцев, французов, итальянцев и других. В 1763 г. был издан Манифест Екатерины II, которым объявлялись льготные условия для немецких колонистов. После этого поток немецких поселенцев потянулся в приднепровские земли. Немецким поселенцам гарантировалась свобода вероисповедания, выдача денежных средств и материалов на обзаведение, освобождение от налогов на 10 лет, свобода от рекрутской повинности, также для каждой семьи выделялся отдельный земельный надел.

Немецкие колонисты поселились на месте первого Екатеринослава

История трех колоний в Нижнем Присамарье восходит к непродолжительной, но бурной истории первого Екатеринослава на Кильчени. Губернский город Азовской губернии был основан в 1776 г. в месте впадения реки Кильчень в реку Самару, в восьми верстах от левого берега Днепра. Однако уже в 1783 г. была издано повеление искать место для нового губернского города «по выгодности местной», а в 1784 г. Екатеринослав был перенесен на правый берег Днепра. Остаток губернского города был «переименован» в уездный город Новомосковск, однако в 1794 г. и он был перенесен выше по течению Самары в местечко Новоселица. Фактически Новоселица получила новое имя Новомосковск.

Большинство жителей первого Екатеринослава, его органы самоуправления, городской голова, часть зданий к началу 1790-х годов были перенесены на правый берег Днепра. Но место бывшего губернского города не осталось пустовать, хоть оно было и не совсем выгодным, регулярно затапливалось наводнениями, приводившими к массовым эпидемическим заболеваниям. Это место отвели под немецкие колонии, названные Йозефсталь и Кронсгартен. Строго говоря, колония Йозефсталь заняла возвышенные части территории бывшего Екатеринослава, однако и они в дальнейшем страдали от наводнений.

Йозефсталь была основана в 1789 г. по распоряжению третьего наместника Екатеринославского наместника (губернатора) Василия Васильевича Коховского. Существует информация, что в 1788 г. сюда приехали первые поселенцы, они год скитались в поисках подходящего места. Всего приехало 90 лютеранских семей из Данцига (ныне город Гданьск на территории Польши). 60 семейств основали колонию Йозефсталь, а 30 – колонию Фишерсдорф (Рыбальское). Название колонии Йозефсталь, расположенной на месте первого и возле второго Екатеринослава, по моей версии, было призвано напоминать об австрийском императоре Иосифе II Габсбурге, который вместе с Екатериной II в 1787 г. заложил первые камни Преображенского собора и Екатеринослава на Днепре.

На новом месте поселенцы обустраивались тяжело. Часть построек соорудили заново, частью использовали сохранившиеся здания Екатеринослава Кильченского. Имеются сведения, что одна из четырех церквей первого Екатеринослава (армянская), была перестроена и заново освящена под лютеранскую кирху.

Почва в этих местах не отличалась большим плодородием. Тем не менее, поселенцы достигли больших успехов в огородничестве, лесоразведении и даже животноводстве. Часть продуктов реализовывалась непосредственно в Екатеринославе. В 1801 г. прибыла новая волна поселенцев из Вюртемберга (историческая область в Германии).

В дальнейшем Йозефсталь превратилась в преуспевающую немецкую лютеранскую колонию. В путеводителе «По Екатерининской железной дороге» (1903) указывалось: «в ней 108 дворов и около 1800 душ населения; в колонии кирха, школа на 150 душ, существующая более ста лет, две мельницы для простого помола, каменоломня, кирпично-черепичный завод, несколько мануфактурных и черно-бакалейных лавок». В конце XIX века возникли варианты названия села – Иосифовка (калька с немецкого) и Долгое. Правда, как и прежде, докучали наводнения, особенно сильные были в 1815, 1820, 1824, 1845, 1917 годах. В 1917 г. в колонии жило 1048 человек немцев, и 505 не немцев, всего 1553 человек. В 1921 г. голод унес жизни 200 жителей. В 1925 г. в поселении жили всего 1143 человека.

Затем начался упадок колонии. Коллективизация подорвала традиционное мироустройство этого национального анклава. В 1932 г., после ввода в строй Днепрогэса, часть земель колонии была затоплена. Часть территории, расположенная на месте бывшего центра Екатеринослава Кильченского с его крепостью, образовала остров Самарский (ныне здесь дачный поселок). Завершили историю поселения военные действия. В 1941–1943 гг. колония попадала под ожесточенные артобстрелы, во время которых были разрушены постройки, кладбище и другие объекты. В послевоенное время жизнь здесь была восстановлена, местность получила название Самаровка. На месте бывшей немецкой колонии ныне пригородный поселок и дачный массив, где практически ничего не напоминает о первопоселенцах, их быте и культуре.

Могильный камень «отца» немецких колонистов облюбовали рыбаки

Самый яркий пример утраты исторической памяти об истории древних поселений – это судьба могилы и надгробного памятника С.Х. Контениуса. Самуил Христианович Контениус (годы жизни около 1748–1830) – выдающийся общественный деятель немцев Приднепровья. Выходец из Германии, он в 1800–1818 годах занимал пост руководителя, «главного судьи» Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев – органа, занимавшегося обустройством немецких колонистов. Контора находилась в это время в Екатеринославе. Контениус был одиноким человеком, очень скромен в быту, был настоящим идеалом «просвещенного чиновника», и все силы отдавал заботе о благоустройстве колоний. Он лично посещал большинство поселений, готовил подробные отчеты с советами по улучшению хозяйства и быта колонистов.

Колонисты считали С.Х. Контениуса заботливым отцом. Известный чиновник и мемуарист Андрей Михайлович Фадеев отмечал, что в Екатеринославе С.Х. Контениус считался «самой почтенной личностью». С.Х. Контениус был награжден орденом св. Анны 2-й степени (1803), бриллиантовым перстнем (1810), а затем одной из высших наград Российской империи – орденом св. Анны 1-й степени (1818). Будучи лишь статским советником, он удостоен этой награды вторым в этом чине после историка Н.М. Карамзина. В 1821 г. за «долговременную и усердную службу» удостоен чина действительного статского советника. В 1826 г. ему были пожалованы алмазные орденские знаки св. Анны 1 степени. Умер в Екатеринославе 30 мая 1830 г. Почти все свои сбережения (15000 рублей) завещал в пользу колоний: на развитие школ и церквей.

Самуил Контениус сделал много и для развития самого Екатеринослава, и окружавших его немецких колоний. В частности, он составил проект возрождения в губернском городе двух садов (ныне парки Шевченко и Глобы), находившихся в начале XIX века в запущенном состоянии. Он предложил Потемкинский сад (парк Шевченко) оставить в пользовании города, а Казенный сад (парк Глобы) превратить в «рассадник полезных дерев», и сделать его фактически питомником растений, деревьев и кустарников, основать здесь училище садоводства. Был учрежден отдельный Помологический Комитет для заведывания этими садами, существовавший в 1817–1843 годах. Благодаря этой инициативе С.Х. Контениуса, Казенный сад в Екатеринославе стал питомником деревьев для многих поселений Приднепровья, в том числе колоний. Под руководством садовника Адама Гуммеля, приехавшего из города Маннгейма в Германии и служившего здесь в 1809–1848 годах, сад превратился в Ботанический, считавшийся третьим в Южном крае после Никитского и Одесского. В 1809 г. С.Х. Контениус обследовал крупнейшее промышленное предприятие Екатеринослава – казенную суконную мануфактуру (существовала с 1794 по 1837 годы). Собранный им уникальный материал дает ценнейшие сведения об этом предприятии: оборудование, условия труда и размеры оплаты. До наших дней уцелел единственный корпус 1825 г. постройки, до недавнего времени – хлебозавод № 1 (просп. Яворницкого, 106).

Поскольку в раннем Екатеринославе, судя по всему, не было лютеранского прихода, местные лютеране относились к приходу колонии Йозефсталь. Таким образом, колония Йозефсталь была местным религиозно-культурным центром и для города Екатеринослава. С.Х. Контениус был похоронен в 1830 г. с почестями на кладбище колонии Йозефсталь. Еще в 1943 г. сохранялась могила С.Х. Контениуса со специально устроенной над ней ротондой с шестью колоннами. Однако с течением времени могила была утеряна.

Осенью 2002 г. была сделана неожиданная находка. Во время экспедиции Института украинско-германских исторических исследований ДНУ (руководитель профессор С.И. Бобылева), который активно изучает, в том числе вопросы истории колоний, студент исторического факультета ДНУ случайно заметил, что в воде лежит камень, визуально похожий на памятник, на котором удят рыбу местные рыбаки. При ближайшем рассмотрении это оказалась… часть надмогильного памятника С.Х. Контениуса. Сохранился фрагмент из черного мрамора – пирамидальное основание (видимо, для креста), на сторонах которого выбиты эпитафии на русском и немецком языках. К сожалению, сама могила С.Х. Контениуса не найдена. Уникальный мраморный камень с могилы С.Х. Контениуса теперь экспонируется в 3-м зале Днепропетровского национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого.

Немецкая колония Фишерсдорф стала Рыбальским

Немецкая колония Фишерсдорф до сих пор сохраняет свое название, только в нашей транскрипции – Рыбальское. В послевоенный период поселок официально получил название Красноармейск, это название сохраняет пристань на берегу Самары. Однако славянская калька немецкого названия по-прежнему широко употребляется. Этот поселок располагается ниже железнодорожного моста до самого устья Самары. Главная магистраль бывшей колонии сейчас называется улица Томская.

Рыбальское начало активно заселяться в конце XVIII века. Хотя этот район – пригород казацкого города Самарь (Старая Самара), был обжит казаками уже в XVI–XVII веках. Ниже, возле самого устья Самары, в XVIII веке находился Усть-Самарский ретраншемент. Даже село Старая Игрень основано в 1780 г. на землях, арендованных у поселян села Рыбальское и у графини Воронцовой-Дашковой.

В 1780-х годах на этом месте располагалось поселение русских старообрядцев. Затем, с основанием неподалеку колонии Иозефсталь, оно уступило место немецкой колонии. Вот что сообщала о поселке книга «По «Екатерининской железной дороге» (1903 г.): «колония Рыбальское есть не что иное, как выселок колонии Иозефсталь, основанный почти одновременно с последней; в настоящее время в Рыбальском около 60 дворов с населением до 800 душ; имеется школа, слесарно-кузнечная мастерская, кирпичный завод, каменоломни и 2 лесныя пристани». Рыбальский карьер и сегодня работает и хорошо виден с правого берега.

Часть прибрежной территории Рыбальского была затоплена после строительства Днепрогэса (1932), когда воды Самары поднялись на несколько метров. Сегодня Рыбальское, восточная низинная часть левобережья Самары, между Старой и Новой Игренью, модное место для строительства дачных коттеджей, с прекрасными рекреационными перспективами.

От колонии пацифистов-меннонитов остались три могилы

Третья колония в окрестностях Екатеринослава, Кронсгартен, вообще не сохранилась до нашего времени. Она находилась севернее Йозефсталя, на территории современного пгт Самаровка. Сегодня на месте бывшей колонии дачный массив. Не сохранилось и кладбище, остались только три могилы.

Колония Кронсгартен – ровесница Йозефсталя и Фишерсдорфа. Она основана в 1793 г. Однако, в отличие от первых двух, здесь жили не лютеране, а меннониты. Это особое религиозно-культурное течение в протестантизме (вариант анабаптизма), родоначальником которого был бывший католический священник Менно Симонс (1496–1561). По его имени меннониты и получили свое название. Течение это возникло в 1530-х годах в Нидерландах. В основе верований меннонитов положена идея неприменения силы, пацифизма и непротивленчества. Меннониты принципиально не берут в руки оружие. Меннониты активно переселялись в Российскую империю, вместе с волной немецкой колонизации, начиная с конца XVIII века. Были основаны, в частности, Молочанские и Хортицкие колонии (ныне на территории Запорожской области).

Меннонитские семьи прибыли в колонию Кронсгартен также из Данцига (ныне Гданьск), как и первопоселенцы Йозефсталя и Фишерсдорфа. Также на новом месте их преследовали разнообразные препятствия. В результате наводнения 1815 г. вся территория колонии с постройками была смыта водой. Затем пришлось все отстраивать заново.

Интересно, что колония имела и другое название – «Половицы», официально так называлась с 1893 г. До сих пор является загадкой, почему меннониты выбрали для своего поселения имя запорожской слободы Половицы, причем располагавшейся на правом берегу, на месте центра современного Днепропетровска.

Колонисты занимались животноводством и земледелием. В 1911 г. в колонии насчитывалось 212 жителей. Столько же жителей было и в революцию 1917 г. Затем начался упадок колонии: в 1925 г. здесь жили всего 125 человек. Здесь была немецкая четырехклассная начальная школа. Молитвенный дом был закрыт. В 1931 г. меннонитская община насчитывала всего 30 человек.

В 1937 г. были произведены массовые аресты мужчин, а в 1943 г. все население колонии вывезено в Германию. Сегодня от села Кронсгартен (Половицы) ничего не осталось. Большую часть территории занимают дачи, остались лишь три могилы на сельском кладбище.

***

Бурные два столетия, особенно XX век с его не прекращавшимися революциями и войнами, не пощадили национальные анклавы в ареале современного Днепропетровска. Хрупкие демографические и культурные перегородки были сломаны, население в буквальном смысле развеяно по просторам Евразии. Исчез целый пласт культурного наследия. Хотелось бы, чтобы память об истоках жила на территории современных поселков, хотя бы в виде школьных музеев, памятных знаков. Мне кажется, уместно подумать и об организации на территории пгт Самаровка или поселка Рыбальское фольклорно-этнографического комплекса, который может стать привлекательным объектом для инвесторов и туристов», - завершает свой увлекательный рассказ Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Олеся  (12.05.20 01:43): Знаю что была колония между Марьянского и станции Ток Апостоловского р-на, мой дед оттуда. Мне хотелось бы узнань название и перечень может жителей в архивах не знаю есть ли, дед скрывал настоящую фамилию, он изменил её на русскую. Хотелось бы знать свои корни, дед давно умер ничего не рассказав Ответить | С цитатой
Старожил  (27.01.18 12:20): Колоний было больше. Не все авторы указали. Была ещё довольно большая в районе села Новоалександровка, а ранее Сурско-Покровское. Колония называлась Ямбург. В Сурско-Покровском до 1941 г. была начальная школа на немецком языке. Да и село практически всё с одной фамилией на разные лады - Визер. http://geschichte.rusdeutsch.ru/16/38/230 Ответить | С цитатой
Марта  (20.05.16 13:06): Учитесь, "патриоты", как надо страной править и как превращать ранее пустынное место в прекрасный город - Екатеринослав! "В 1763 г. был издан Манифест Екатерины II, которым объявлялись льготные условия для немецких колонистов. После этого поток немецких поселенцев потянулся в приднепровские земли. Немецким поселенцам гарантировалась свобода вероисповедания, выдача денежных средств и материалов на обзаведение, освобождение от налогов на 10 лет, свобода от рекрутской повинности, также для каждой семьи выделялся отдельный земельный надел". Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Морда  (20.05.16 12:08): Прекрасная традиция нашей цивилизации строить развлекательно-торговые учреждения на месте кладбищ. Конгениально!!!

Вот и задумываешься порой: а человеческая ли это традиция?
Ответить | С цитатой
piligrim  (20.05.16 11:57): Ничего похожего на средневековое разделение по улицам, где жил конкретный этнос, или, например, «гетто», в Екатеринославе не было.___________ ну "гетто" может и не было... а вот скажите какой "этнос" занимал самый центр гор"город" был вообще далеко не в тех рамках что сейчас... ул Артема (извините не знаю нового названия), Шолом Алейхема... я не в упрек... и почему как не покажут жителей Земли Обетованной - все говорят по- иностранному, по-русски... помните в 70-х была полублатная песенка (со сцен тоже иногда исполнялась) о городе Днепропетровск ( точно не помню слов, ну как то так : и Шляховка и Диёвка и красавица Озерка - это мой родной Днепропетровск!!!...) Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте