Украине нужны чемпионы. Украине нужны здоровые граждане
Сегодня по показателям спортивной занятости Украина существенно уступает не только мировым лидерам спорта для всех - Японии, Канаде, Финляндии, Германии, но и своим соседям - Польше, Венгрии, Чехии и другим.
Возникают серьезные вопросы, которые мы должны задать себе сами. Во-первых, как в такой ситуации мы можем удержать статус олимпийской страны? Во-вторых, можем ли мы без спорта оставаться здоровой нацией?
Сравнительный анализ результатов участия спортсменов Украины в чемпионатах мира 2001-2003 и 2005-2007 годов не дает оснований для оптимизма - наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению количества украинских медалей на мировых соревнованиях. Мы донашиваем инвентарь и спортивные базы со времен Советского Союза. Это в то время, когда наши соперники готовятся к Олимпийским играм в сверхсовременных условиях. Это касается как спортивных баз, инвентаря, так и уровня стипендий, зарплат, медицинского сопровождения подготовки, а также социально-бытовых условий. Украина же по многим позициям осталась на уровне 70-80-х годов прошлого столетия.
Если отношение к большому спорту в ближайшие годы не будет пересмотрено, в недалеком будущем мы можем оказаться среди государств, которые занимают в неофициальном зачете 40-50 места.
Это же касается и массового спорта. Уровень обеспечения населения спортивными сооружениями остается катастрофически низким - в 3-4 раза ниже потребности, а по количеству бассейнов имеем 20-кратное отставание.
Главная задача - изменить отношение украинцев к спорту
Финансирование спортивной отрасли за последние три года увеличилось вдвое - как из госбюджета, так и областных бюджетов. Ранее на спорт в расчете на одного украинца припадал средний показатель 21 гривня, сегодня - 45 гривень. Ощутили ли украинцы это на себе? Понятно, что нет.
Ведь средств на развитие спорта недостаточно. Мы ремонтируем советские площадки. В целом по объемам годовых расходов со всех источников финансирования физической культуры и спорта на одного человека в год Украина почти в 30 раз уступает Финляндии, в 15 раз - Японии и Австралии, в 10 раз - Германии.
За последние три года спорт и физическая культура начали становиться реальным приоритетом государственной политики. Так, больше, чем вдвое возросло финансирование отрасли.
Начиная с 2006 года, в Украине за много лет впервые началось строительство новых спортивных объектов. Так, за 3 года в Днепропетровске был построен спортивный комплекс "Метеор" и стадион "Металлург", в Донецке - стрелковый комплекс "Артемида", в Киеве появилась новая база для конного спорта.
Ожил один из самых важных направлений - детский спорт. До 2006 года не было построено ни одной новой детской спортивной площадки. До сих пор мы умудрялись их ремонтировать, реконструировать, то есть "донашивать" еще советские площадки и центры.
Поэтому я считаю большим достижением, что сегодня у нас появилось немало программ по развитию спорта, утвержденных на государственном, областном, местном уровнях. Эти программы предусматривают строительство новой инфраструктуры – это большой шаг вперед. И, как свидетельствует первый год работы программы, новые площадки не простаивают. Дети счастливы, что могут реализовать себя в спорте, в активных играх.
Тем не менее, на уровне Украины этого мало. Если оценивать ситуацию в массовом спорте, системный кризис преодолеть не удалось. Привлечение к спорту большинства украинцев остается вопросом №1 Министерства по делам семьи, молодежи и спорта.
Олимпийское сверхзадача и развитие массового спорта
Что было сделано за 5 месяцев для стимулирования развития физической культуры и спорта?
Первое направление – олимпийское. Министерство в сотрудничестве с НОК сделало все для обеспечения достойного выступления спортсменов Украины на ХХІХ летних Олимпийских играх в Пекине. Мы работали с федерациями и тренерами, с которыми были подписаны протоколы обязательств относительно надлежащих условий подготовки олимпийцев. Мы договорились с главами госадминистраций о поддержке кандидатов на участие в Олимпийских играх. Многим из атлетов, тренеров были улучшены жилищно-бытовые условия, повысился уровень их материального поощрения.
В конце концов, мы видим обратную реакцию. Прогнозы относительно выполнения квалификационных требований для участия в Олимпийских играх существенно превышены. Тогда как в конце 2007 года планировалось, что в играх примет участие 210-220 атлетов, сегодня есть все основания для участия по меньшей мере 240-245 спортсменов.
Во-вторых, для внедрения здорового образа жизни и повышения уровня активности движения, оздоровления нации Министерство готовит концепцию Общегосударственной целевой социальной программы "Здоровая нация" на 2009-2013 гг. Мы предложим украинцам абсолютно иной подход к своему здоровью и досугу, будем пропагандировать активность и ответственность за свое будущее. И ожидаем, что "Здоровая нация" может не только физически оздоровить украинцев, но дать им новую идею объединения.
Программа еще не работает, тем не менее мы обратились к Президенту Украины с предложением создания инфраструктуры для массового спорта. Президент обещал отреагировать на нашу инициативу. Главная идея проекта заключается в построении на протяжении 2008-2010 гг. не менее одного физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном и спортивными залами в каждом районном центре. Строительство и поддержка таких комплексов должна предусматривать участие и ответственность местных органов власти.
Выход из кризиса и пять приоритетов
Впрочем, мы понимаем, что исправить ситуацию одним махом невозможно. Министерство выделило пять приоритетов - стратегических направлений для преодоления кризиса в сфере спорта и физической культуры.
Это, во-первых, формирование современной системы олимпийской подготовки.
Государство должно четко скоординировать путь ребенка от школы до олимпийской награды. Для этого надо разработать порядок определения приоритетных олимпийских видов спорта, установить перечень и обеспечить формирование необходимой инфраструктуры, обеспечить спортивную ориентацию физического воспитания в учебных заведениях, преобразовать учебные заведения в ячейки развития спорта, улучшить материальную базу спортивных школ и их кадровое обеспечение, установить эффективную систему работы училищ физкультуры, училищ олимпийского резерва, вузовских и межвузовских центров студенческого спорта, построить современные спортивные сооружения согласно требованиям международных спортивных федераций, а также сформировать центры олимпийской подготовки.
Во-вторых, разработать и внедрить в жизнь Общегосударственную целевую социальную программу "Здоровая нация".
Главная цель программы - создание условий для снижения заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности наших сограждан, улучшение качества и продолжительности их жизни. Здоровые украинцы – это задача не только государства, но и самих украинцев. Сильная, уверенная, гармоничная и счастливая нация невозможна без ответственности к своему собственному здоровью. Это социальная задача, которую мы должны решить совместными усилиями.
Активный образ жизни, зарядка, рациональное питание, здоровый сон, соблюдение правил гигиены, отказ от курения, употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем, снижение уровня травматизма. Все эти правила мы должны освоить как таблицу умножения в школе.
По данным Всемирной организации здравоохранения, экономический эффект от реализации программ здорового образа жизни достигает соотношения затрат к выгодам как 1 к 8.
Предусматривается, что создание условий для укрепления здоровья граждан будет поставлено под личную ответственность руководителей всех уровней. А пропаганда "Здоровой нации" в противовес общественному равнодушию к здоровью будет работать на всех информационных уровнях страны.
Кроме того, воспитание здорового ребенка будет происходить с активным привлечением родителей. Что касается взрослых, мы предложим им самим подсчитать по формуле Всемирной организации здравоохранения, сколько времени необходимо уделять спорту, чтобы оставаться в здоровой форме. В среднем это 30-40 минут в день. А чтобы было где заниматься, мы планируем обустроить новые пешеходные и велосипедные дорожки в городах, рекреационные парки, спортивные сооружения для активного отдыха.
Что касается вредных привычек украинцев – здесь мы будем действовать категорично. Наша задача - избавить общественные и рабочие места от табачного дыма, установить персональную ответственность за это руководителей разного уровня, запретить употребление алкогольных и слабоалкогольных напитков на рабочих и в общественных местах (кроме специально отведенных), повысить безопасность дорожного движения и внести соответствующие изменения в Закон Украины "О дорожном движении".
Третий приоритет - строительство и эффективная эксплуатация общедоступных спортивных сооружений.
Целесообразно продолжить обустройство современных спортивных площадок за счет кооперации центральных и местных ресурсов. Этот принцип должен применяться и во время строительства физкультурно-оздоровительных комплексов с плавательными бассейнами. Государство должно давать "старт" таким проектам за счет частично централизованного финансирования из государственного бюджета. По данным экспертов, строительство одного квадратного метра современной спортивной площадки стоит в среднем 220-250 гривень, спортивного зала без специального оснащения - 2500-2800 гривень, а 25-метрового бассейна для плавания с соответствующей инфраструктурой - 4500-5000 гривень.
Активнее необходимо привлекать частный капитал в развитие оздоровительной инфраструктуры путем бронирования органами местного самоуправления привлекательных для ФОКов (ред. – физкультурно-оздоровительные комплексы) земельных участков, которые через аукционы будут отводиться предпринимательским структурам для строительства соответствующих сооружений. Органы местного самоуправления, принимая решения о выделении земельных участков под жилищное строительство, должны ставить в обязанность застройщиков создание доступных объектов спорта для здоровья.
В-четвертых, кадровое обеспечение развития физической культуры и спорта.
Необходимо пересмотреть систему аккредитации высших учебных заведений, в которых готовят специалистов для сферы физической культуры и спорта, повысить уровень требований к обучению и сократить количество соответствующих высших учебных заведений. Ведь на сегодня таких ВУЗов вдвое больше, чем необходимо.
Сфера физической культуры и спорта требует создания законодательных оснований для повышения квалификации специалистов этой сферы.
Необходимо сформировать эффективную систему конкурентоспособной заработной платы для специалистов сферы физической культуры и спорта, прежде всего, тренеров и инструкторов, которые работают в бюджетных учреждениях (улучшение тарифных разрядов, введение разноплановых доплат, премий, стипендий и т.п.).
Необходимо введение в классификатор профессий новых специальностей: фитнес-тренера, консультанта по вопросам здорового образа жизни, специалиста по рекреации, врача по оздоровительно-превентивной медицине и др.
Необходимо установление и соблюдение нормативов обеспеченности указанными специалистами предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности, где должны быть созданы службы поддержания и укрепления здоровье граждан.
Пятый приоритет - принятие Закона Украины "О физической культуре и спорте (новая редакция)".
Закон Украины "О физической культуре и спорте" был принят в 1993 году. Несмотря на то, что в него семь раз вносились изменения и дополнения, он не дает ответа на многие вызовы сегодня. В течение четырех лет группа научных сотрудников и специалистов Министерства, общественных организаций физкультурно-спортивной направленности работала над новой редакцией этого Закона. В подготовленном законопроекте содержится определение основных терминов, а также перечислены полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, указан правовой статус субъектов сферы физической культуры и спорта, урегулированы ключевые вопросы организационного, материально-технического, кадрового, научного и информационно-пропагандистского обеспечения развития физической культуры и спорта.
Министерство по делам семьи, молодежи и спорта обратилось к Президенту от имени спортсменов с просьбой подать на рассмотрение Верховной Рады предложенный законопроект "О физической культуре и спорте (новая редакция)". Бесспорно, большое значение будет иметь его принятие парламентом в первом чтении до начала Олимпийских игр в Пекине.
Что касается первоочередных задач, мы обязаны, прежде всего, решить вопрос закупки товаров и услуг за государственные средства путем открытых торгов для потребностей спорта высших достижений.
В действующем временном положении, утвержденном в апреле Кабинетом Министров, предусмотрены определенные преференции для спорта высших достижений. Тем не менее, не учтены затраты на авиаперевозки, автоперевозки атлетов, питание, проживание с учетом интересов спортсменов, их успешного участия в соревнованиях. Аналогичная ситуация и в части специального инвентаря и оснащения, являющегося эксклюзивным и производимого за границей.
Требуют пересмотра размеры и количество стипендий Президента Украины для выдающихся спортсменов и тренеров Украины, которые были утверждены еще пять лет назад. Министерство обратилось к Президенту с просьбой пересмотреть эти позиции - накануне Олимпийских игр это будет дополнительным стимулом для высоких достижений наших спортсменов.
Срочного решения требует улучшение материально-технической базы олимпийского спорта.
Продолжительное время городские власти Киева не решают вопрос о предоставлении в постоянное пользование земельного участка, на котором расположен Государственный олимпийский учебно-спортивный центр в Конча-Заспе. Министерство из-за этого, имея необходимые средства, не может начать строительство новых, крайне необходимых спортивных сооружений для сборных команд Украины. Убедительно прошу уважаемого мэра столицы - Леонида Михайловича Черновецкого - ускорить решение указанного вопроса.
Еще один важный объект олимпийской подготовки - уникальный канал для весельных видов спорта в Днепропетровске - необходимо реконструировать. Чтобы Украина имела надлежащую тренировочную базу и место для проведения международных соревнований разного уровня.
Требует усовершенствования система финансирования развития физической культуры и спорта. Мы настаиваем на изменении формулы расчета расходов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов на физическую культуру и спорт. В результате мы выходим на выделение необходимых ассигнований на строительство и содержание спортивных сооружений для массового спорта и спорта высших достижений. Кроме того, надо предусматривать субвенции местным бюджетам для принятия действенных мер по обеспечению расширения сети и надлежащего функционирования центров физического здоровья населения "Спорт для всех" и центров физической культуры и спорта инвалидов "Инваспорт".
Юрий Павленко,
Министр по делам семьи, молодежи и спорта
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
показатели, приоритеты, сверхзадачи ит.д. ит.п.
А бассеин Метеор, о котором вы "салютуете", и кторый так же лихо открыл Янукович ,и по ныне ""там"".
Хватит красивых слов! Дайте бассеин для людей! Ответить | С цитатой
и лишний вес вредит атлету!
а кто не любит быстрый бег,
тот не нормальный человек! Ответить | С цитатой