Например, сказать не только какое жилье строят, но и какое не строят – социальное и доступное. Благодаря усилиям властей мы получили хоть и не жилье, как надеялись, но могучий инструмент – понятийный аппарат, который жилищную проблему вряд ли решит, но повод поговорить даст, вероятно, еще не раз.
А вообще, если вас спросят, какой наиболее бесполезный закон действует в Украине, смело отвечайте – Закон «О жилищном фонде социального назначения», который действует в Украине с 1 января 2007 года, то есть уже больше года. Хотя сказать, что он действует это, мягко говоря, немного приукрасить ход событий. Вернее будет – он есть, и он дает возможность разнообразить нашу лексику такими бесполезными бюрократическими жаргонизмами как временный приют для взрослых, социальное общежитие, специализированный дом для бедных и бездомных, специализированный дом для ветеранов войны и труда, граждан пожилого возраста и инвалидов.
Закон в принципе правильный и логичный. Он подразумевает создание социального квартирного учета, а затем поселение людей, попавших под этот учет в квартиры и дома, относящиеся к фонду социального жилья. Можно было бы поговорить о самом законе, о правильности его норм, например той, согласно с которой на попадание под социальный квартирный учет и на получение социального жилье могут рассчитывать только те, чей доход меньше опосредованной стоимости найма жилья для данного города и прожиточного минимума. В соответствии с ней, если бы городские власти Днепропетровска определили опосредованную стоимость найма жилья для города на уровне, например, 100 у.е., то на социальное жилье не смогли бы претендовать все, кто зарабатывает больше 1 000 гривен.
Но говорить об этом не стоит, так как опосредованную стоимость найма жилья никто не определяет, потому что нет главного - фондов социального жилья. Механизмы их формирования, выписанные в законе – не действуют, поэтому и сам закон - пустышка.
Впрочем, чиновники разных мастей были вынуждены на этот закон как-то реагировать, например, путем составления городских или региональных программ направленных на выполнение закона. Правда при этом они, понимая изначальную невыполнимость закона, не очень заботились о соответствии программ его пунктам, а может и просто его не читали. Показательной в этом плане является Общегородская программа «Социальное жилье» на 2007-2010 года, утвержденная Решением № 10/10 городского совета Днепропетровска от 07.02.07.
Вроде как она создана с целью выполнения положений Закона «О жилищном фонде социального назначения», но в тоже время прямо ему противоречит. Например, в программе под понятие социальное жилье понимается жилье, которые предоставляется гражданам бесплатно в пользование или в собственность за плату не выше себестоимости введенного в эксплуатацию жилья. А в законе черным по белому сказано, что социальное нельзя будет приватизировать, заложить или передать по наследству, поскольку данное жилье не является собственностью получившего его гражданина, а лишь предоставляется в пользование.
Ведь сама идея закона в том, чтобы предоставить гражданам, которые требуют социальной защиты, жилье, а не «бесплатно раздавать» стоящее тысячи долларов имущество. И это не единственное расхождение двух документов.
Так кредиты на социальное жилье для его получателей в законе не предусмотрены, да и какой может быть кредит для того, кто получает жилье во временное пользование, но в общегородской программе среди заданий говорится и о кредитах получателям социального жилья. В итоге создается впечатление, что наши чиновники закон, послуживший основой программы, то ли не читали, то ли не так поняли, то ли перепутали социальное жилье с доступным. Но как оказалось, путаются в этих трех соснах – социальном и доступном жилье, практически все. Активизировал тему доступного жилья 8 ноября 2007 года Президент, который подписал указ «О мерах по строительству доступного жилья в Украине и улучшению обеспечения граждан жильем». В указе было сказано о начале строительства с 2009 года жилья доступного для граждан с невысоким уровнем доходов, то есть тех, чей доход на каждого члена семьи не превышает 4 средние зарплаты по Украине.
На указ отреагировали и наши областные власти. 7 марта 2008 года Главным управлением строительства и архитектуры Днепропетровской областной государственной администрации были выделены земельные участки в области для строительства, как было заявлено - социально-доступного жилья. Таким образом, областная власть создала своеобразного кентавра - объединила социальное и доступное жилье, хотя отличия между ним разительные.
Доступное жилье строится для продажи по льготным условиям тем, кто имеет доход до 5000 гр-н, социальное строится исключительно для предоставления в аренду тем, кто имеет доход, например в Днепропетровске, менее 1000 гр-н.
Для этого, пока непонятно какого, жилья было выделено 9 участков и в Днепропетровске. Правда, как откровенно заявил и.о. заместителя начальника вышеупомянутого управления Вячеслав Желтуха, механизм строительства такого жилья еще не разработан и нет никаких принятых строительных норм. Это впрочем, не помешало ему подсчитать, что «социальное жилье будет стоить», хотя если его будут продавать, то это уже точно не социальное жилье, «из расчета 3 тыс. 476 гр-н за квадратный метр общей площади». «Тогда это социальное жилье будет доступным», - запутал все В.Желтуха.
Как уже было сказано выше, путаются в этих трех соснах практически все – журналисты, чиновники, политики. Кроме строителей. Вот уж кто держит нос по ветру. Создается впечатление, что власть играет с ними, при помощи упомянутых законов и указов в игру холодно, тепло, теплее, горячо.
Третьего сентября 2005 года была утверждена распоряжением Кабинета министров государственная программа «Социальное жилье» за № 384-р, в которой правительство наметило цель решить жилищные проблемы тех, чей ежемесячный доход на каждого члена семьи не превышает среднего прожиточного минимума. Программа эта была рассчитана на 10 лет: с 2006-го по 2015 год, но уже сегодня можно отметить, что она не реализуется, а строители реагируют на нее по принципу очень холодно.
Практически аналогично – холодно, реагировали строители и на Закон «О жилищном фонде социального назначения», и только указ Президента №1077 от 8 ноября 2007 года «О мерах по строительству доступного жилья в Украине и улучшению обеспечения граждан жильем», заставил их зашевелиться и сказать – теплее.
Они четко уловили, что если первые два документа посвящены социальному жилью, то последний указ - доступному, которое как минимум можно продавать. Как максимум, и это тоже четкое отличие доступного и социального жилья, в указе содержатся нормы, которые должны дать гарантии его реализации. Например, нормы о том, что под доступное жилье бесплатно выделяются земельные участки, что предусмотрено частичное бюджетное финансирование его строительства и т.д.
Так после обнародования указа в Днепропетровской области было выделено 128 земельных участков для строительства. Возможность доступа к возведению доступного жилья заставил зашевелиться и днепропетровских строителей. Например, Строительная палата Днепропетровской области дважды за последний месяц провела просто-таки программные конференции, где заявила о необходимости создания еще более льготных условий для постройки социального жилья. На этом фоне создается впечатление, что строители скажут «тепло» только тогда, когда будет принят следующий по логике закон или указ, не о социальном или доступном жилье, а о жилье «среднего» класса или вообще элитном.
Остается только удивляться, почему это в Турции доступное жилье заканчивается на отметке 250 у.о, а у нас – 600, и надеяться, что власти смогут сделать так, чтобы строить доступное жилье было выгоднее чем элитное.
Автор: Виктор Пащенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
а почему бы и нет? Ответить | С цитатой