Художника Георгия Резника при жизни мало кто знал. Он жил затворником, работы не афишировал. Знакомые, обнаружив после смерти в доме более 100 картин, были поражены талантом Резника.
В Днепропетровском художественном музее на открытии выставки Георгия Резника случайных людей не было. Горечь утраты (художник умер полтора года назад) чувствовалась в словах коллег по цеху и близких людей. Каждый из выступающих сожалел и раскаивался в том, что раньше не увидел в Резнике великого пейзажиста – украинского Шишкина.
«Он был нелюдим, некоммуникабелен, и мы его сторонились. А зря, – вспоминает заслуженный художник Украины Михаил Козулин. – Он не хотел участвовать в выставках, а следовало его чаще приглашать. Он отказывался продавать свои полотна, а надо было его переубеждать. Когда мы остались один на один с картинами Резника, только теперь поняли, кого потеряли».
Случайно обнаруженные полотна мастера находились в ужасном состоянии.
Их давно покрыла пыль и плесень. Приводил в порядок картины днепропетровский художник, друг Резника, Анатолий Мальцев.
«На красивых, ярких, мажорных полотнах мастера просматривается маленький мирок, созданный художником для самого себя, замкнутое пространство, выписанное с огромной любовью, – рассказывает о картинах Резника сотрудник музея Людмила Богданова. – Он творил для себя, даря себе ностальгию о прекрасном, ностальгию о совершенстве».
Полотна, представленные на выставке, очень разные. Одни написаны прозрачными нежными красками. Создается впечатление, что это акварельная живопись. Другие – необыкновенно динамичны, насыщены по цветовой гамме.
«Он не населял картины людьми. Если даже человек и появляется в его работах, мы предчувствуем, что он там ненадолго. Мы не знаем, живет ли в нарисованных домиках кто-то, или они пустуют. На многих пейзажах изображены лучшие друзья художника – лошади. Они не буйные, не агрессивные, не стремительно мчащие в табунах, а спокойные, уставшие и такие же одинокие, каким был Георгий Резник», – говорит Людмила Богданова.
Все знавшие Резника художники утверждают: в ностальгии была его суть. Неудовлетворенность, пронизывающая большинство картин, выражена очень ясно. Художник окончил училище еще в 1962 г., а его картины появились на коллективных выставках лишь 8 лет спустя. За всю жизнь Георгий выставлял свои работы всего трижды, во всех случаях нарываясь на критику коллег. Как оказалось, для Резника это было важно – он ушел в творчество, а выставки считал пустой тратой времени.
Художники и искусствоведы во время открытия выставки единогласно заявили, что Георгий Резник обязательно войдет в историю развития искусства региона как самобытная личность.
Как сказал «24» директор Художественного музея Владимир Куличихин, из 60 представленных в экспозиции полотен Резника 10 останутся в фондах музея. Так распорядились близкие художника. Остальные – выставят на продажу. «Конечно, есть работы, которые можно уступить частным коллекционерам. Но без помпезности скажу: все они достойны выставляться в музее», – отметил Владимир Куличихин.
Автор: Виктория Браславец