Музей выставил только 50% церковных экспонатов
Сегодня бал в музее правит икона. Большие и маленькие, с позолотой и едва различимыми ликами. В XIX в. существовало уже три стиля написания ликов – канонический, западно-европейский и народный. «Образы, написанные мастерами-аматорами из сельской глубинки, только на первый взгляд кажутся примитивными, – объясняет «24» старший научный сотрудник Исторического музея Алла Москалец. Они отображают само понятие образа простым народом. При их написании использовалась небольшая палитра из трех-четырех красок, но очень яркая и насыщенная. Зеленая и синяя – были любимыми при изображении образа Богородицы. А вот на красном и синем фоне лику Богородицы придали бело-розовый оттенок. Это создает впечатление, что свет исходит прямо из ее лица».
Раритетом выставки являются икона Пресвятой Богородицы и аналой (высокий четырёхугольный столик употребляемый при богослужении - ред.), найденные в церкви села Покровского. «По рассказам местных жителей этот аналой использовался в середине XVIII в. в церкви последней Запорожской Сечи – в Покровской. Долгое время считалось, что он утерян в середине ХХ в. А иконостас к нему, к сожалению, был сожжен в 1949 г», – продолжает Алла Москалец.
Аналой был заказан и сделан из цельного ствола дерева на деньги неустановленных казацких старшин. «Известно лишь, что их было двое. Об этом можно судить по иконе на аналое. Здесь изображены двое казаков. Хотя их имена не указаны, но мы можем предположить, что эти два человека просили иконописца изобразить их на иконе», – поясняет сотрудник музея. Разгадать эту загадку пытался еще историк и этнограф Дмитрий Яворницкий, который нашел аналой.
«Как ему удалось выяснить, на иконе изображены помимо казаков, патриархов и святых иноков – царица Софья и царь Иван. То есть, сюжет этой иконы еще до петровских времен, и Яворницкий предполагал, что она могла быть написана не в середине XVIII в., а в конце XVII в., до правления Петра, а аналой уже был сделан позднее», – подытожила Алла Москалец. Сотрудники музея через некоторое время пригласят ценителей на выставки церковной утвари и шитья, ведь иконы - только половина богатой церковной коллекции музея.
Всё в музей
Источники пополнения коллекции икон разные: 26 единиц поступили из других музеев, 89 были переданы следственными органами, органами местной власти и Комиссией по вопросам возвращения и сохранения культурных ценностей при Кабмине, 65 – подарены. Еще 20 купил сам музей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алла Москалец, старший научный сотрудник музея:
«У нас в музее нет чудотворных икон. И мы очень рады этому, поскольку чудотворные лики, естественно, нужно было бы передать церкви».
Автор: Александра Бут
Алла Москалец: «Раритетом выставки являются икона Пресвятой Богородицы и аналой из церкви последней Запорожской Сечи» |
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |