Вместо оркестра — фашистские пушки
23 ноября 1923 года в селе Васильевка на свет появились девочки-близнецы. Родители дали им символичные имена — Вера и Надежда. Только они тогда не знали, какую долю им уготовил Всевышний.
— Наш папа был партийным работником. Руководство постоянно направляло его работать в разных местах, — вспоминает Вера Ивановна. — Поэтому и нам часто приходилось менять место жительства.
В 1939 году Тонкошкуры оказались на самом западе Украины, в городе Стрый Львовской области. Именно туда отца направили на работу. Девочки закончили десятилетку и готовились к выпускному балу. Но вместо оркестра на том балу загремели фашистские пушки. Началась война. Отец сразу же ушел на фронт, а маму с детьми эвакуировали в Сталинградскую область.
— Нам надо было убегать, поскольку уже знали: семьи партработников немцы казнят полностью, до самых маленьких детей. Дорога была тяжелой, — вспоминает Вера Ивановна. — Сначала на машине доехали до Тернополя, а оттуда поездом — в Сталинградскую область.
Именно там у сестер и созрело решение — идти на фронт добровольцами.
Юные солдаты Великой Отечественной
В Сталинградской области сестер направили копать окопы и противотанковые рвы. Когда закончились земляные работы, сестры Тонкошкур пошли в военкомат и записались добровольцами на фронт.
— Когда мы с Надей пришли в военкомат, услыхали: «Подождите. Потом мы вас вызовем». Нам показалось, что от нас просто отмахнулись. Но вскоре нас вызвали и сказали, что на фронт срочно требуются шоферы. И уже через месяц курсов мы знали, где двигатель, как тормозить, как менять колеса, крутить заводную рукоятку. Когда я впервые села за руль и тронулась с места, не могла поверить, что автомобиль действительно едет, — вспоминает она.
В июле 1942 года девятнадцатилетние Вера и Надежда стали солдатами Великой Отечественной войны. Служили сестры в 340-м отдельном батальоне аэродромного обслуживания.
— Там ну никак не ожидали такого пополнения, — смеется Вера Ивановна. — Командир был разочарован, а бойцы просто хохотали. Они говорили, что нам место еще в детском саду, и не женское это дело — водить грузовик на войне.
Но подтрунивать над девчатами долго не вышло. Сестры поводов к этому не давали. Они наравне с молодыми парнями подставляли свои плечи под борта полуторок, ремонтировали свои автомобили.
Сквозь пламя войны к Победе
Боевое крещение Вера и Надежда приняли под Сталинградом. Гитлеровцы рвались к Волге и не давали передышки советским войскам. Девушкам приходилось днем и ночью мотаться на своих грузовиках по фронтовым дорогам, подвозя боеприпасы, запчасти, продукты на полевые аэродромы.
— Ничего не могу сказать, хлопцы-авиаторы нас жалели и всегда сами разгружали машины. Но где было взять их сильные руки, если посреди степи спускал скат? А бывало, что в лютый мороз глох мотор. Его надо было крутить до потемнения в глазах, чтобы запустить, — рассказывает женщина. — Мы плакали в голос, от того, что руки на ветру примерзали к металлу. Но не сдавались, потому что знали, без этих грузов наши боевые товарищи могут погибнуть.
Сестры не раз попадали под бомбежки на аэродромах. За ними в степи гонялись «мессершмитты». Но, к счастью, пули ни разу в девчат так и не попали. От Сталинграда до Берлина у них не было не то, что ранения, даже царапины от пули или осколка.
— Теперь я понимаю, что это Господь нас с Надей берег от пуль, мин и бомб, — уверена Вера Ивановна.
Она сидит передо мной и перечисляет названия битв и операций, в которых принимала участие. Показывает свою красноармейскую книжку, в которой есть запись: «Принимала участие в Сталинградской, Курской, Днепровской, Ясско-Кишиневской, Львовской и Берлинской операциях». О ее боевом пути напоминают ордена Отечественной войны II степени, «За мужество», медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многие другие награды.
— Это были самые жестокие битвы в истории войны, но мы их прошли, — говорит Вера Ивановна. — Вместе с сестрой дошли аж до самого Берлина. Там и встретили Победу. В тот же день мы с Надюшей написали маме в письме: «Мамочка, родная, здравствуй! Ты, возможно, еще не знаешь — мы победили, мама, мы добили фашистов! Скоро приедем живыми и здоровыми домой. Жди нас обеих, своих дочек, домой с победой…».
Начали жить заново
Летом 1945 года девушки вернулись в родной дом. Дождались с фронта парней, с которым познакомились на войне, а со временем вышли за них замуж. Вера стала Белимовой, а Надежда — Колос. У каждой из них родилось по два ребенка.
Сначала Вера работала в Перещепинском горкоме партии, а потом стала учительницей младших классов.
— Она всю свою жизнь посвятила школе и воспитанию детей, — вспоминают ее бывшие ученики. — Вера Ивановна всегда ставила в основу всего дисциплину. Она всегда выражает свою мысль четко, логично и коротко. Мы о ней никогда не забываем и постоянно поздравляем с Днем учителя и с Днем Победы.
Всего школе Вера Ивановна Белимова отдала 55 лет своей жизни.
Но и на пенсии Вера Ивановна никогда дома не сидит просто так. Вместе с сестрой она вела работу в городском совете ветеранов, воспитывала внуков.
— Когда у нас с Надей умерли мужья, мы решили жить вместе, — говорит она. — Мы ни разу за всю жизнь не поссорились, нам всегда было о чем поговорить, что вспомнить. Теперь я живу одна. Два года назад Нади не стало.
Вера Ивановна недавно отметила свой 90-й год рождения. Соседи о ней говорят: «Эта женщина прошла такой тяжелый путь, но она до сих пор в силе. У нее на огороде никогда не найдешь ни одного бурьяна, а во дворе не увидишь упавшего листочка».
Сегодня свою любовь она дарит и четырем правнукам. Невестка Веры Ивановны, по иронии судьбы также — Белимова Вера Ивановна говорит: «представляете, она каждый день делает зарядку! Просто обожает читать книги. Бывает, сядет у окна и может читать часами. Она идет по жизни с оптимизмом». Когда спросили, что Вера Ивановна хочет в подарок на день рождения, она попросила настольную лампу или торшер. И теперь она может читать свои любимые книги не только днем, но и по вечерам.
Вера Ивановна сама ходит в магазин, прибирает в доме, готовит еду, постоянно общается со своими друзьями. Никогда не скажет никому грубого слова, всегда поможет советом.
— А если ей что-то не нравится или что-то не так, она просто молчит, — говорит Вера Ивановна Белимова-младшая. — И ты можешь ей что хочешь говорить, а она, молча, развернется и пойдет в магазин или в сад.
После войны прошло много лет. Веру Ивановну часто приглашают в школы с просьбой рассказать о Великой Отечественной войне.
— Я с удовольствием делюсь воспоминаниями о прожитых годах, — говорит ветеран. — Война настолько меня закалила, что все прочие проблемы и неудачи, по сравнению с пережитым на фронте, — ничто. Когда закончилась война, я как бы заново родилась. И эта жизнь совсем другая, в отличие от той, что была в страшные годы войны.
Автор: Юлия Базя
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |