|«« | «« | »» | »»| |
Он специалист и человек, искренне любящий Днепропетровск и тонко чувствующий пульс, ритм развития нашего города. На архитектурно-градостроительных советах Игорь Пидорван – один из самых активных, непримиримых к архитектурной пошлости и безвкусице участников. С одной стороны, он стремится защитить от посягательств очередного стекло-бетонного монстра уголки старого города. С другой стороны, имеет собственный, подкрепленный поистине революционными проектами, взгляд на развитие Днепропетровска в ближайшие не просто годы – десятилетия.
Но нашу беседу мы начали не с будущего (о чем речь – несколько позже), а с относительно недавнего прошлого.
- Игорь Григорьевич, в 2004-2006 именно вы были главным архитектором Днепропетровска. Что из идей того периода удалось реализовать, а с чем не сложилось?
- В тем годы удалось продолжить серьезную разработку Генерального плана Днепропетровска – серьезнейшего документа, определяющего стратегическое развитие города на десятилетия. Приходилось (и небезуспешно) наводить порядок в ГлавАПУ – в том числе, и в смысле дисциплины. Продолжалось осмысление перспектив развития Воронцовки. В вопросе же реализации проектов это было временем настоящего строительного бума в Днепропетровске. Порой непросто было выстраивать взаимоотношения с инвесторами, часть которых считала, что им «можно все». Именно в эти годы вводились в эксплуатацию или активно строились знаменитые «Башни», формировалась впечатляющая панорама главного исторического холма города, Европейская площадь, Екатеринославский бульвар, реконструировались Набережная, центральный проспект Карла Маркса, новый облик приобретало Запорожское шоссе. На базе Днепропетровска часто собирались специалисты сферы зодчества со всей Украины, поражаясь тому, как в нашем городе удавалось гармонично продолжать архитектурно-градостроительные традиции прошлого. Часто в отношении нашего города звучало определение «Столица украинской архитектуры», что вызывало у столичных зодчих определенную ревность… А не до конца удалось воплотить замыслы по реконструкции проспекта Карла Маркса – его нагорной части и зоны от ул.Серова до вокзала. Серьезно брались за реконструкцию морально и физически устаревших «хрущевок», но эта программа как быстро стартовала, так и еще быстрей затормозила. Хотя в силу крайней изношенности этого жилого фонда от этого вопроса в ближайшем будущем все равно не уйти.
- В последнее время в Днепропетровске что ни месяц – то ради строительства очередного торгового или офисного центра сносится очередное старинное здание. Вам не обидно наблюдать за этим процессом постепенного умирания старого города?
- Не просто обидно – очень больно. Да, Днепропетровск не отличается огромным числом памятников архитектуры. Но Днепропетровск обладает характерным, не похожим на другие города, обликом в застройке 18-19 веков. Такими уникальными, удивительно красивыми зданиями в знаменитом «екатеринославском кирпичном стиле» зачастую застроены целые кварталы. Именно эти здания формируют уникальную историческую среду города. Но эти здания, находящиеся в частной собственности, безжалостно не сохраняются. Пути регулирования этого процесса, ответственность надо искать в законодательстве. По закону, инвестор перед началом реконструкции исторического здания должен иметь его паспорт, согласованный проект. Но зачастую при сносе здания ничего этого нет, как нет и эффективной системы надзора и наказания за такое разрушение исторической памяти города. Чтобы решить вопрос статуса здания, заказчики едут в Киев, получая в министерстве необходимые им бумаги. Какие при этом срабатывают механизмы, можно только догадываться… Если же попытки инвестора убрать здание на «законных основаниях» не удались, здание на годы, а то и десятилетия можно оставить в полуразрушенном состоянии, пока оно само не упадет. Как это, например, происходит со знаменитым «Домом Померанцева» на Харьковской, домами на Артема и так далее. Такая ситуация трагична. В ней надо наводить порядок. Но повлиять на тенденцию на местном уровне крайне сложно – нет необходимых рычагов.
- Старое безжалостно сносится. А вот приходящее вместо него новое часто имеет очень спорные, упрощенные формы. Вам так не кажется?
- Сегодня все архитектурные ценности, которым я учился у знаменитых днепропетровских архитекторов Ниринберга, Самодрыги, Яшунского, Петрова, Веснина, Супонина, не востребованы. Этих ценностей вообще нет, архитектура в глазах застройщиков превращается в нечто ненужное и даже вредное. При такой тенденции Днепропетровск ждет типовое, безликое будущее.
- А каким образом этой тенденции пытаетесь противостоять вы?
- Я в этом городе проработал всю жизнь, приобретя серьезный опыт и знание болевых точек города. К сожалению, сегодня все меньше людей в нашей сфере могут сказать «Я знаю»… Считаю, что каждый архитектор может и должен создавать узловые, стратегические проекты развития города. Так появились наши предложения – объемно-планировочный взгляд на то, каким может стать Днепропетровск в перспективе. И не только в ближайшей перспективе, но и лет через 50.
- Вы можете приоткрыть секрет этих перспективных разработок?
- В Днепропетровске есть уникальная возможность создать единый транспортный узел, объединяющий железнодорожные вокзалы для поездов дальнего следования и пригородного сообщения, автобусный, речной вокзалы и вертолетный терминал для быстрой связи с аэропортом. Я рад, что это предложение начинает обретать конкретные перспективы в виде уже рассмотренного градсоветом проекта реконструкции железнодорожного вокзала с постройкой пригородного вокзала и соединяющего их конкорса. По такой же модели мы предлагаем реконструировать существующий автовокзал, а в новом транспортном узле – построить автовокзал для пригородных автобусов. В этом же комплексе, ближе к улице Павлова, - возвести причалы для пассажирских теплоходов, а старый речпорт – использовать для кораблей класса «река-море». Перед нынешним метизным заводом (который может трансформироваться в крупнейший торгово-развлекательный комплекс) предлагается построить вертолетный терминал. Все объекты транспортного узла связываются единой монорельсовой дорогой и травалаторами (механической лентой для пешеходов без ступеней). Этот комплекс может стать единым и очень эффективным порталом для приезжих, к услугам которых – и вся транспортная инфраструктура, и кассы, и гостиница, и торгово-развлекательные комплексы.
- Следующий проект, судя по виду, посвящен знаменитым 28-этажным домам по проспекту Героев?
- Не столько самим домам (автором проекта этих, уникальных для того времени зданий, был знаменитый и, увы, уже покойный Павел Ниринберг), сколько прилегающей территории. Окружающая территория вокруг бульварного кольца – это площадь Победы, которая застраивалась очень хаотично. Площадь сегодня не имеет целостности, хотя имеет огромные перспективы развития с выходом к Набережной и рельефной части улицы Космической, раздельными развязками для транспорта и пешеходов. На этой знаковой в масштабе всего города территории может быть создан уникальный архитектурный ансамбль, который не должен быть похож на массовую застройку, идущую за ним.
- Занимались вы и перспективной застройкой Воронцовки?
- Судьбой этого прибрежного района начинали заниматься еще в 1970-х годах. Для реализации прогрессивного для той эпохи проекта Павла Рафаиловича Ниринберга по созданию жилого района был даже построен завод ЖБК и разработана специальная серия домов №137. Но к сегодняшнему дню даже хорошо, что Воронцовку не успели застроить типовым жильем. Этот район обязан стать левобережной частью единого целостного общегородского центра, расположенного на двух сторонах Днепра, в котором роль центрального проспекта будет играть именно река. Наш концептуальный проект предполагает создание громадного научно-инновационного центра, бизнес-центра для представительства ведущих мировых фирм, арт-центра с новым оперным театром и выставочным комплексом искусств. Предполагает этот проект и строительство на части территории жилья – не только социального, но и вилл для состоятельных горожан. А связь правобережной части города с Воронцовкой предлагается посредством новых транспортных решений – монорельсовой дорогой или канатным метро. Данный проект пока еще находится в активной фазе разработки – я буду готов его продемонстрировать несколько позже.
- Не учитываете ли вы в ваших перспективных проектах территорию, прилегающую к аэропорту?
- Учитываем не только эту перспективу, но и в целом широкие горизонты развития южной части города. Важным событием стало включение в черту города поселка Авиаторское. Убежден, что подобное же будущее ждет и прибрежную часть территории вплоть до поселка Старые Кайдаки и крепости Кодак, которые тоже войдут в состав территории города. Эта огромная зона тоже станет частью города – но что на ней будет? Мы как раз над этим будущим думаем, предлагая разместить там и жилье, и крупнейшие выставочные, торговые, логистические центры. Я убежден, что глобализация, мощное динамичное развитие Днепропетровска произойдет! И к этому будущему надо готовиться уже сейчас.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Тебе мало ТРК-ТРЦ??? ))) И он говорит, что ему больно, когда рушат старый город! Да он бы весь город сделал бы одним ТРЦ, судя по всему, если бы мог!
Такой бред может породить только истинно незалежный мозк!
Даешь ТРЦ им Петровского, ТРК им К. Либкнехта, ТРЦ Коминтерна, ТРК "ЮЖМАШ"! Хай живе Украина!
Какой речпорт? Может сразу КОСМОПОРТ для КОСМОЛЕТОВ, чтобы читланить в Петриковку за росписью?
Хлебни рассола - попустит, дружок...)))
Ни одного корабля, ни кораблика, ни даже лодочки.
Летом один рейс теплохода в неделю !
И при этом говорить о необходимости строительства еще одного речпорта ???!!!
Это квинтэссенция статьи (вернее статейки)
Противно и мерзко...