Рано утром 25 октября на лодках и плотах начали переправляться на правый берег. Был сильный туман. Командование придумало еще использовать дымовые шашки, чтобы прикрыть наступление. Но немцы заметили и ударили из пушек и пулеметов. В воздух летели бревна и люди. Вода краснела от крови. И все же переправиться удалось сравнительно быстро. Прорвав оборону, двинулись на завод Петровского. Один цех фашисты взорвали, следом — водонапорную башню. Поняли сразу — немцы отступают.
Но фашисты, даже отступая, вели ураганный огонь по нашим бойцам. В одном месте больше суток пришлось отсиживаться в окопе. На секунду Анатолий поднялся во весь рост. Тут его и поймал снайпер. Пронеслась мысль, что его убило. Потом понял, что живой. Поднялся. Пробежал 10 метров и упал. Солдаты оттащили его в посадку, а оттуда он попал в медсанбат и госпиталь, где лечился шесть месяцев.
После госпиталя — снова фронт. Стояли в обороне на реке Днестр. 20 августа 1944 года началась Ясско-Кишиневская операция. Анатолий служил тогда в 93-й Миргородской стрелковой дивизии. В восемь утра началась артподготовка. Войска двинулись в наступление. Анатолий первым со знаменем в руках бросился в атаку. По берегам Днестра рос высокий бурьян. Он перецепился, и в это время его что-то ударило. Он со знаменем упал, но все же поднялся и ринулся вперед. Пробежал какое-то расстояние, и руки опустились. Подползла сестра и сказала: «Все, парень, отвоевался». Снова — медсанбат и госпиталь в Одессе. Об этом случае написано в 4-томнике Великой Отечественной войны, как раненый сержант Старушко со знаменем в руках шел вперед. За эту операцию его представили к правительственной награде, которую он до сих пор не получил.
Только подлечился в госпитале — опять фронт. Был уже 1945 год. Советские войска вели бои на территории Западной Европы. Анатолию Палладиевичу запомнился бой у озера Балатон. Здесь немцам удалось прорвать фронт и вклиниться в тыл его дивизии на 30 километров. Они впервые применили свои танки «Королевские тигры». Бои велись страшные. Много ребят там полегло. Выровнять фронт все же удалось, когда в бой вступили советские танки…
Потом была учеба в Харьковском танковом училище, которое в это время находилось в Ташкенте, служба в Забайкальском военном округе на разных должностях, в Уральском военном округе в 44-й танковой дивизии, служба в Группе советских войск в Германии, в Потсдаме, а потом — в Днепропетровске в 42-й танковой дивизии.
После демобилизации в звании подполковника танковых войск 20 лет проработал в облисполкоме в управлении местной промышленности. Награжден орденом Отечественной войны І степени, двумя медалями «За боевые заслуги» и еще 19 трудовыми и юбилейными наградами.
Вспоминая свой боевой путь, Анатолий Палладиевич сам удивляется, как он все выдержал. Прежде всего, наверное, благодаря той закалке и труду, к которым приучили его отец и мать, потомственные крестьяне. Жили они в селе Петровка Лозовского района Харьковской области на берегу живописной реки Орель.
В школе проявился и талант к живописи. Как-то обратил внимание в книге по истории на рисунок Спартака с копьем и щитом. Учитель спросил, сможет ли он его нарисовать. Мальчик ответил, что сможет. До этого он оформлял стенную школьную газету, писал разные плакаты. Бумаги не было. На обратной стороне обоев он изобразил Спартака. Учителю понравилось. Рисовать Толя учился самостоятельно, даже кисточки делал, обрезав шерсть у кошки.
На фронте выпускал газету с карикатурами на Гитлера, Геббельса, а позже в армии оформлял ленинскую комнату, писал различные плакаты. Увлекся акварелью, маслом. У него неплохо получались пейзажи, портреты, особенно карандашом.
Звонят дети и внуки, приезжают в гости, зовут к себе в Москву и Чехию, где сейчас живут внучка с правнучкой — юной, но талантливой теннисисткой, а он остается дома, где похоронена его мама и жена Надежда Федоровна, с которой прожил 58 лет. Отец Палладий Петрович погиб на фронте в 1942 году.
Сегодня Анатолию Палладиевичу 88 лет, но он полон сил и энергии. Вот только зрение уже подводит. А то бы по-прежнему писал картины. Застыл его мольберт. И только кисточки в вазе напоминают его былое увлечение…
Автор: Светлана Пелых
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
"Первое применение «Тигров II» на Восточном фронте состоялось 13 августа 1944 года в районе Сандомирского плацдарма (в бой шёл 501-й батальон тяжёлых танков[12]), однако, как и в случае с «Тиграми I», начало оказалось неудачным. Советские танкисты ожидали атаку тяжёлых танков противника и подготовили комбинированную танково-артиллерийскую засаду, в которой участвовали, среди прочего, 122-мм пушки А-19 и тяжёлые самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. В ходе боя с 53-й гвардейской танковой бригадой, по немецким данным, было подбито 11 машин, по советским данным 13[32]. За трое суток непрерывных боёв в период с 11 по 13 августа 1944 года в районе местечек Сташув и Шидлув войсками 6-го гвардейского танкового корпуса было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 12 из которых являлись новыми тяжёлыми танками «Тигр II». Ответить | С цитатой
Старые песни о главном.. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1