Показать своих питомцев и прикупить понравившихся приехали фанаты-голубятники не только Днепропетровщины, но и соседних областей. Побеседовав с некоторыми из них, понимаешь: вот оно — настоящее увлечение, азарт, а для некоторых и судьба.
Раньше было — без голубятни и двор не двор
Старожилы Павлограда помнят первые послевоенные годы, когда чуть ли не в каждом дворе торчали деревянные «высотки», сбитые из старых ящиков. И каждое утро начиналось с заливистого свиста и хлопанья тысяч крыльев.
— Лучше всякого будильника работало, — вспоминает голубевод Георгий Кныш. — Ведь первый выгон делают сразу после рассвета. И никто, кстати, не жаловался на неудобства: весь город собирался на работу.
Увлекся, говорит, голубями еще лет в пять, когда вместе с отцом забирался на крышу, изучая повадки самых красивых на свете пернатых. Особое чувство к голубям сохранилось на всю жизнь. И когда учился в школе, и когда стал одним из руководителей завода «Павлоградхиммаш». Построил не одну голубятню. Теперь уже на пенсии и может полностью отдаваться своему увлечению. Но очень хочет, чтобы его голубиную романтику разделяли с ним такие же одержимые павлоградцы. Потому и создал городской клуб голубеводов, который впервые заявил о себе в прошлом году на День города необыкновенно красивым зрелищем птичьего полета. И сегодняшняя, такая представительная выставка, его потребовала немалых организаторских усилий.
— Раньше, — говорит Георгий Афанасьевич, — голубей держали исключительно для души. С наступлением рыночной экономики можно было на этом зарабатывать деньги, но лично у меня коммерческий интерес быстро угас. Понимаете, есть разница в том, кто ты — голубевод или голубятник. Голубевод хочет на птицах заработать, а голубятник держит их для души. Но все равно даже самый отъявленный голубевод в душе романтик, а отнюдь не бизнесмен. И остается таким всю жизнь.
Пальцы в рот — да веселый свист…
Мало кто с малых лет и до солидного возраста занимается одним и тем же делом. Но я знаю такого. Это мой бывший одноклассник и в детстве сосед. Игорь Биндасов по части любви к голубям отличается особым постоянством. Особым потому, что его страстное увлечение — это продолжение детства и дань памяти об отце.
Дядя Миша ради голубей способен был на многие безрассудные поступки. Бывало, украдут его голубя или заманят на чужое подворье, а он потом бросается выкупать своего любимца. Для этого у него всегда имелась небольшая заначка. А если денег не было, порой приходилось Михаилу Павловичу и часы свои закладывать.
Для Игоря все началось примерно с шестилетнего возраста в маленьком дворике родительского дома на улице Вторая Набережная.
— Мой отец, — говорит, — был таким азартным голубятником, что на голубей и в бильярд играл, и в карты, и куда бы ни поехал, всегда возвращался с парочкой-другой голубей. Раньше говорили: если голубятник, то обязательно босяк, хулиган. Неправда это. Сколько знаменитостей, уважаемых людей прошло через чердаки, взорванную взмахом крыльев голубиной стаи тишину раннего утра!..
Игорь был хулиган-голубятник. Бывало, до школы обежит всех своих друзей, у кого тоже голубятни, с кем-то поменяется, у кого-то выманит голубя. Птицу в пазуху или в портфель — и бегом в школу. А там наша учительница начальных классов Марья Гордеевна замечает своим зорким глазом суету мальчишки под партой и, позвав школьную техничку, попросит забрать у него голубя, посадить птицу в клетку до конца уроков. Частенько Игорь вообще прогуливал школу — ему не терпелось погонять новичка. Однажды учительница не выдержала и поручила мне сбегать по-соседски к нему домой и сообщить родителям о прогулах их сына. Поручение выполнила, наябедничала. А узнал об этом Игорь от меня самой много лет спустя.
…Сегодня он держит в основном высоколетных голубей николаевской породы. Возьмет птицу в руки, подбросит вверх и, запрокинув голову, долго любуется полетом своих подопечных, почти вертикально взмывающих ввысь, часами кружащих над домом.
Именно из-за уникальности полета николаевские тучерезы и привлекают его больше всего. К сожалению, говорит, эта птица не сохранила своих былых летных качеств — то ли селекционеры не доглядели, то ли их постигла какая иная напасть. Но, кроме николаевской породы, держит бакинских бойных и белых почтовых голубей. Все любимые — узнаваемые «в лицо».
Он готов часами рассказывать об особенностях каждой породы. Вот любимые николаевские тучерезы. Высоко поднимаются, красиво парят в воздухе, но при сильном ветре их, имеющих большой размах крыльев, может унести далеко от дома, так что они иногда теряют ориентир. Другое дело голубь почтовый — сложит крылья и вперед, очень оперативно доберется до дома при любой погоде.
— Сейчас стало модным на выпускных вечерах, на свадьбах выпускать белых голубей, — продолжает Игорь Михайлович. — В таких случаях я всегда даю почтовых. Действительно, этот момент украшает торжество. А мои голуби ручные, не боятся человека и обязательно вернутся.
Однако бывает и по-другому. День, второй на исходе, а голуби не вернулись. Жена Ольга все понимает без слов:
— Что? Не вернулись? Ну не впервой же, прилетят.
Утром чуть свет бежит снова к своим голубям, а там они, любимые, и ты уже готов их расцеловать.
Когда в Павлограде и его окрестностях началось большое жилищное строительство, для голубятников настали трудные времена. Рушились старые дома, а с ними чердаки, голубятни, сарайчики. Но преданные своему занятию люди находили выход — кто передерживал голубей на балконе, кто добивался разрешения на строительство гаража, больше заботясь не о сохранности машины, а о крыше над головой для своих любимцев.
— Меня беспокоит то, что нашу увлеченность некому сегодня передать. Дети, молодежь — все в Интернете. Это хорошо, это прогресс, но в душе-то от сидения за компом — вакуум.
Не то, чтобы он взялся эту ситуацию как-то исправлять, однако свой шаг он сделал, отвезя собственную голубятню на станцию юных натуралистов, пытаясь увлечь детей этим полезным занятием, научить их ухаживать за птицами, изучать повадки. Если видит, что кто-то из ребят серьезно увлекся, он просто отдаст ему пару-две голубей для размножения. Пусть занимаются, нужное дело, полезное.
Теперь уже мало кто помнит, каким образом удалось пригласить на станцию юннатов экс-главу СБУ Леонида Деркача, который в то время избирался от Павлограда народным депутатом. Не случайно он, человек, возглавляющий Всеукраинскую ассоциацию голубеводов, держащий в загородном доме несколько сотен голубей, преимущественно николаевских высоколетных, посетил зеленый островок живой природы в Павлограде, на улице Ленина. Поговорил Леонид Васильевич с руководителем кружка голубеводов Игорем Михайловичем, а вскоре высокий гость прислал для детей подарок — большую красивую голубятню и три пары голубей породы «павлин».
Как голубь возвратился из Полтавы в Павлоград
Голубятником с многолетним опытом был другой павлоградец, Виктор Волокитин. К сожалению, три года тому назад он ушел из жизни. Жене пришлось раздать птиц. А рассказы ее мужа о повадках пернатых из домашней голубиной стаи передаются из уст в уста. Разводил Виктор Иванович только декоративных голубей — дутышей, павлинов, турканов, якобинцев. Эти голуби медлительны, плохо летают, их главный враг — кот. Но на кота тоже находилась управа. В «лице» голубя-полукровки непонятной породы по кличке «эсэсовец». Было за что наказать беднягу таким прозвищем. Коты боялись его как огня. Увидев кота, он камнем падал на него и бил несчастного клювом по голове. Он и его голубка Галя отзывались на свои имена, садились хозяину на плечи, требуя корма. На спор Виктор Иванович завозил «эсэсовца» даже в Полтаву. Возвращался! Дома ждала Галя.
Голубей на выставке можно было купить. Специалисты брали их в руки, расправляли крылья, проверяя, не повреждены ли. Цена на птиц колебалась от ста до тысячи гривен.
Голубеводы говорят, что в толпе друг друга узнают по поднятым вверх головам. А еще говорят: «У кого нет в душе неба, откуда ему знать, что такое голубь?»
Автор: Валентина Кордюкова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |