Удар, еще удар…
30 июня 1908 года Земля подверглась внезапному удару из космоса. По оценкам ученых, мощность воздушного взрыва соответствовала эквиваленту 500—2000 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Просто счастье, что Тунгусский метеорит угодил на территорию сибирской тайги, а не скажем куда-нибудь в центр густонаселенной Европы.
Куда меньше повезло динозаврам. По одной из гипотез, 65 миллионов лет назад столкновение Земли с неизвестным космическим телом было настолько мощным, что повлекло глобальные климатические изменения, погубившие доисторических чудовищ.
О реальности угрозы со стороны небесных тел, чьи орбиты пересекаются с земной, свидетельствуют многочисленные «шрамы» на поверхности нашей планеты. Ученые предполагают, что некоторые морские заливы, по сути, являются «астероидными» кратерами. Где гарантия, что не сегодня, так завтра еще один подобный залив не возникнет на месте Марселя, Нью-Йорка или, скажем, Одессы? Что же необходимо делать, чтобы этого не произошло, или, по крайней мере, последствия космической атаки были минимальными?
С чего начать, и что делать
— Прежде всего, осознать, что с надвигающимся на землю космическим телом мы можем столкнуться не только на киноэкране, но и в реальной жизни, — говорит Владимир Присняков. — Второе. Как можно раньше оценить свои шансы противостоять опасности, используя имеющиеся технологии. И наконец, уже сейчас разрабатывать новые технологии, способные эти шансы повысить.
Именно эти задачи ставит перед собой вновь образованная группа МАА. Более конкретно в ее функции входит обнаружение угрожающих объектов с помощью наземных и космических обсерваторий; создание миссии перехвата; разработка прогноза поведения людей в случае сообщения о космической опасности; изучение экологических последствий столкновения и возможности их пассивной нейтрализации; международная координация в рамках проблемы и т. д. Каковы же наши перспективы отражения космической атаки имеющимися у человечества средствами?
Миссия невыполнима?
— Близкие к нулевым, — утверждает академик Присняков. — Достаточно вспомнить тот факт, что для выведения из строя американской космической станции «Спейслаб» и советской «Мир» были выбраны самые опасные сценарии — свободное падение с разрушением в плотных слоях атмосферы. Никто даже не пытался взорвать эти ничтожно малые по космическим меркам объекты на орбите. Была предпринята лишь корректировка орбиты «Мира» с тем, чтобы станция рухнула в океан. Что же тогда говорить об астрономических телах, чья масса может достигать десятков и сотен тысяч тонн? Остается только порадоваться, что, по оценкам астрономов, в ближайшее время серьезная опасность из космоса нам не грозит. Тем не менее, по расчетам ученых 13 апреля 2029 г астероид 2004MN4 пройдет от Земли на расстоянии всего 30000 км, что ниже орбит геостационарных спутников (36000 км). Имея поперечник 320 м такой «камешек» вполне может «расчистить» на Земле территорию размером с Техас.
Каковы же надежды на появление в ближайшем будущем эффективных технологий перехвата? По мнению Приснякова — это довольно реально.
Героизм проявят роботы
— Не стоит полагать, что ядерный взрыв — единственное средство предотвратить столкновение.
Недавно проведенный американцами эксперимент по взрыву ядра кометы Templ-1 (июль 2005 г.) подтвердил наличие под твердой коркой ледяного ядра. Вполне реален вариант, когда к телу, имеющему такое ядро, пристраивается лазерная установка, растапливающая лед. При этом образуется струя пара, создающая реактивную тягу, с помощью которой корректируется орбита незваного гостя. Таким же образом кометное ядро можно закрутить и увести с опасной орбиты за счет создаваемого гироскопического эффекта. Миссию сборки лазерного двигателя, и управления им можно будет возложить на команду роботов. Так что героическая гибель киногероя Брюса Уиллиса в финале «Армагеддона» вовсе не обязательна.
Возможно, конечно и применение ядерного заряда с целью фрагментации астероида, но повторимся, при серьезной проработке проблемы можно найти куда более оригинальные решения. Конечно, это пока идеи, фантазии, но 75 лет назад тяга первых ракетных двигателей измерялась долями килограммов, а сейчас — выросла в миллионы раз.
Силой земного оружия
— Кстати, «первой ласточкой космической контратаки» можно назвать американский аппарат с достаточно мощным зарядом, совсем недавно направленный НАСА в ядро кометы Templ-1. Об этом уникальном эксперименте американских ученых БиБиСи сообщила 4 июля. В результате взрыва произошел выброс кометного вещества, позволивший с Земли определить его спектральный состав. Хотя целью и не было отклонение, либо уничтожение кометы, миссия продемонстрировала саму возможность воздействия на чужое космическое тело «силой земного оружия». Это было первое в истории человечества активное влияние на неземную природу в столь больших масштабах.
Кстати, почти сразу после сообщения об американском эксперименте, компания НТВ проинформировала о том, что в московский суд поступил иск от специалистки в области астрологии по фамилии Бай против… НАСА. Якобы те своим вмешательством нарушили право человечества на небесную гармонию, или что-то в этом роде. Сумма претензии составляла 8 млрд. долларов, но о результатах разбирательства информация отсутствует.
— По моему, это просто позор для космической державы России, что такие иски принимаются судами, — заявил Владимир Присняков.
Предупреждает Дэн Браун
Наконец существует и еще один аспект. Проблема космической опасности — 100%-й аргумент в пользу космических исследований вообще, развития космических технологий. С другой стороны это потенциальный повод для спекуляций, психологической обработки налогоплательщиков. Кстати, очень хорошо такую ситуацию описывает Дэн Браун в своем захватывающем бестселлере «Точка обмана», посвященном именно падениям метеоритов (правда, опасных не с точки зрения механического воздействия, а скорее биологического). Математическим моделированием такой информационной обработки людей посвящена работа академика Приснякова совместно с его женой Людмилой — действительным членом Международной академии Проблем человека в авиации и космонавтике, профессором психологии. Их результаты в 2005 году были с интересом были восприняты на Конгрессе COSPAR в Париже на специальной сессии «Общественое понимание космических наук».
Это еще раз свидетельствует о том, что, по крайней мере, научная общественность приходит к осознанию реальности космической угрозы. А время у человечества пока есть.
Как это было
15 февраля в районе Челябинска на высоте около 20 км (по разным оценкам 15–25 км) произошел взрыв метеоритного тела размером до 17 м в поперечнике и массой до 100 т. Его скорость при входе в атмосферу Земли оценивается в 18 км/с, а энергия взрыва — от 200 до 500 т в тротиловом эквиваленте. Количество пострадавших — около 1,5 тыс. человек; материальный ущерб — от 400 млн. до 1 млрд. рублей. По мнению специалистов, это самая мощная космическая атака с 1908 г, года произошло падение знаменитого Тунгуского метеорита.
Из биографии
Владимир Федорович Присняков — ученый в области ракетно-космических двигателей и энергетических установок, академик Национальной академии наук Украины (1990), заслуженный деятель науки УССР. Родился 18 июня 1937 года на Днепропетровщине. Закончил с отличием физтех Днепропетровского университет по специальности «двигатели летательных аппаратов». С 1972 г. он работает проректором Днепропетровского университета по учебной работе. В 1986 г Приснякова назначают ректором Днепропетровского государственного университета. Два срока он был членом президиума Международной академии астронавтики (МАА), председателем международного комитета по ракетных двигателей и вице-председателем энергетического комитета Международной астронавтической федерации (МАФ). Удостоен медали Ф. Малина Международной астронавтической федерации – «За выдающийся вклад в космическое образование». В мае 2002 г. он получил Международную медаль Французской ассоциации аэронавтики и авиации – «Признание высокого уровня научного вклада в мировое ракетное двигателестроения». Умер 28 ноября 2009 года.
Автор: Игорь Гусаров
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
О мертвых - либо хорошо, либо ничего. Значит, ничего. Потому что хорошего сказать о нем - нечего. Ответить | С цитатой