Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 23 декабря 2024
14:35

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Новый глава Укргосреестра: 80% сделок будут начинаться и заканчиваться у нотариусов

Новый глава Укргосреестра: 80% сделок будут начинаться и заканчиваться у нотариусов
Дмитрий Ворона – о причинах своего назначения, борьбе с БТИ и новых сроках регистрации прав собственности на недвижимость
С 1 января 2013 года одной длительной и неприятной процедурой в жизни многих украинцев должно было стать меньше. Власть обещала: оформить права собственности на недвижимость можно будет быстро и недорого. Для этого прежних неэффективных регистраторов – бюро технической инвентаризации (БТИ) – от процесса решили отстранить, а их функции передать Государственной регистрационной службе (Укргосреестр) и нотариусам.

Но в январе реформа забуксовала. Служба оказалась неготовой к новым полномочиям. Люди неделями простаивали в очередях, а нотариусы отказались работать по новым правилам. За это в конце января должностью поплатился прежний глава Укргосреестра Леонид Ефименко, а три недели спустя его место занял Дмитрий Ворона, ранее занимавший пост замминистра юстиции. В интервью Forbes он рассказал, кому обязан назначением и как будет исправлять ошибки предшественника.

– В Укргосреестр вы пришли с должности замминистра юстиции, это повышение?

– Не скажу, что повышение. Правильнее будет сказать – новый вызов.

– От кого узнали о назначении?

– До этого у меня были собеседования со всеми должностными лицами, которые принимали такое решение.

– Думаю, нашим читателям знакомы их фамилии. Кто эти должностные лица?

– Я уже ответил на вопрос.

– Вашим прямым начальником остается министр юстиции Александр Лавринович. Некоторые, как вы сказали – «должностные лица», утверждают, что назначением вы обязаны в том числе дружбе с его сыном – Максимом Лавриновичем. Это так?

– В Министерстве юстиции я работаю относительно недавно. Это первое. Второе – да, я знаком с сыном министра, но не более того. С Александром Владимировичем Лавриновичем я знаком давно. Еще с того времени, когда начинал работать в Министерстве охраны окружающей среды. Люди склонны создавать разные мифы, но причина моего назначения – другая. Последние три недели я полностью курировал запуск и занимался решением и устранением всех болевых мест, которые возникли в процессе внедрения новой системы регистрации прав на недвижимость.

Движение сопротивления

– Реформа в этой сфере провалилась. Подтверждение тому – увольнение вашего предшественника Леонида Ефименко.

– Я бы не говорил так категорично. У бывшего главы ведомства были серьезные проблемы со здоровьем – это основная причина его увольнения. А заявления и слова руководителей некоторых ведомств в СМИ прозвучали из-за незнания ситуации. То же могу сказать и о реформе. Она не провалилась. Система, которую мы реализовываем, одна из лучших в Европе. Просто в некоторых городах мы столкнулись с тем, что наши оппоненты или те люди, которые потеряли возможность неформально решать вопросы, связанные с регистрацией собственности, начали пиар-акцию по дискредитации нововведений. Они поняли, что теряют ресурсы, на которых зарабатывали серьезные деньги.

– Сколько сегодня в среднем составляет оборот теневого рынка услуг по регистрации прав собственности на недвижимость в Украине?

– По разным оценкам, это около 150-200 млн гривен в год. С введением новой системы этот рынок исчез. В попытке его вернуть и была развернута стратегия по провалу реформы. В обществе начали разжигать истерию, что гражданам нужно получить технические паспорта на свою недвижимость в связи с тем, что бюро технической инвентаризации теряют свои функции. На самом деле текущая техническая инвентаризация с 2013 года отменена вообще. Но истерия уже началась. Поэтому, когда в Государственную регистрационную службу пошел наплыв людей, которые не смогли решить свои вопросы в БТИ за последние три месяца прошлого года, мы не сумели удовлетворить все заявки в срок. Но на самом деле изменения произошли, и в лучшую сторону.

– Вы имеете в виду сокращение сроков регистрации?

– И не только. Раньше процедура оформления недвижимости могла занимать несколько месяцев. Нужно было идти в БТИ, после чего ждать техника, который бы провел инвентаризацию вашего имущества, потом идти за техпаспортом и выпиской из реестра. Сейчас все оптимизировано. Зарегистрировать недвижимость можно максимум за две недели в ГРС. Если же собственность была ранее внесена в реестр, у любого нотариуса при совершении сделки – за несколько часов. При этом цена услуги – идентична.

– Не совсем. Появились новые статьи расходов: внесение изменений или исправление ошибки в Госреестре стоит 51 гривну. А предоставление информации из него – 120 гривен.

– Но теперь нет необходимости платить как минимум 400 гривен за изготовление техпаспорта на недвижимость. Его упразднили. А сборы за пользование реестром – меньше тех сумм, которые приходилось платить раньше. Получается существенная экономия средств.

Переходной период

– Допустим, было определенное сопротивление на местах, тем не менее, ваша служба не смогла обслужить всех желающих. Были проблемы у нотариусов. Почему?

– Давайте по порядку. Нотариусы – тоже люди. Многие из них консервативны и не хотели сначала выходить из своей зоны комфорта. А с введением новой системы регистрации прав на недвижимость в их работе, можно сказать, наступила новая эра. Грубо говоря, мы заставили их больше работать. Раньше нотариус просто оформлял сделку, а сейчас за те же деньги он должен подтвердить право собственности отчуждателя и зарегистрировать его на нового собственника. Еще и ответственность нотариусов стала выше, вплоть до уголовной, ведь они теперь – полноценные регистраторы по сделкам, которые оформляют. В результате, вместо того чтобы тратить время и ходить по разным инстанциям, теперь 80% сделок будут начинаться и заканчиваться у нотариусов. На все будет уходить 3-4 часа.

– Но не все нотариусы до сих пор могут регистрировать права. Вам об этом известно?

– Да. По моим подсчетам, сегодня только 1% из 7500 нотариусов не могут этого делать. Все получили ключи для работы с реестром бесплатно. Почему некоторые до сих пор не подключены к реестру, нужно спрашивать у них.

– Существует и другая причина – нотариусы просто отказывались вносить данные в реестр. Тогда некоторые чиновники предлагали лишать таких нотариусов свидетельств. Вы готовы пойти на этот шаг?

– Существуют общие правила, когда может быть остановлено либо аннулировано действие свидетельства нотариуса. Если он действует не по закону, это касается не только правил регистрации имущества, мы можем принимать меры. В министерстве я также курировал департамент нотариата, и с нового года не получил ни одной обоснованной жалобы.

Были другие ситуации – когда нотариусы отказывались регистрировать сделку, потому что не имели права этого делать. Согласно закону, он может регистрировать только сделку, которая совершается сегодня, а многие граждане, в силу непонимания, приходили с требованием зарегистрировать прошлогодние сделки. Происходило это, опять же, из-за трудностей регистрации в прошлом году в БТИ. Нотариусы вынуждены были направлять всех в регистрационную службу. Потом из-за этого тоже возникали очереди. И то – только в городах-миллионниках.

В порядке очереди

– В январе-феврале работа службы была заблокирована в Киеве, Донецке, Харькове и Симферополе из-за огромных очередей. Сотрудники не справлялись с наплывом людей. Одной из причин называли недостаток помещений. Этот вопрос решен?

– Знаете, почему проблемы с очередями возникли именно в этих городах? Потому что здесь было наибольшее сопротивление лоббистских групп. Вопрос с помещениями мы решаем. Сегодня у БТИ нет 2/3 функций, которые у них были раньше. Большинство сотрудников были уволены. Почему нельзя регистрационную службу разместить в бывшие помещения БТИ? Кабинетом министров принято распоряжение, которым государственные администрации обязаны принять необходимые меры.

В «проблемных» городах мы уже разобрались. Я встречался с местными властями Донецка, в результате вопрос помещения решен. В Харькове – с губернатором, вопрос будет снят в ближайшее время. По руководителю регистрационной службы Крыма решаем вопрос о соответствии занимаемой должности. Думаю, ситуация стабилизируется, когда люди начнут обращаться не только в службу, но и к нотариусам. Пока нотариусы рассматривают только 15% заявок. Наибольшей проблемой остается Киев, но уже есть конструктив и в столице.

– Как вы решаете вопросы с БТИ, которые должны передать вам всю свою информацию для внесения в новый реестр?

– Мы над этой проблемой бьемся уже три года. Сегодня в стране работает 380 БТИ. Каждое из них подчиняется мэру своего города, и заставить БТИ передать нам в службу все архивы с информацией о регистрации прав на недвижимость не может даже Кабинет министров. Поэтому мы пошли другим путем. Сейчас мы ставим вопрос, а откуда у БТИ возникла уверенность в том, что у них есть право собственности на эти архивы?

– Еще одно ведомство, которое теперь зависит от информации из нового реестра – Министерство доходов и сборов. С помощью вашего реестра оно сможет администрировать новый налог на недвижимость. МДС вас не торопит?

– Нерешенных вопросов с государственными органами у нас нет. С разными структурами мы работаем по-разному. И они получают от нас информацию в течение одного-двух дней. С центральным аппаратом министерства один формат, с налоговой милицией – другой. Но просто так никто не может получить доступ к персональным данным, которые есть в реестре.

– На должности замминистра юстиции вы заявляли, что время оформления права собственности на недвижимость можно сократить с 14 дней до одного-двух. Вы по-прежнему так думаете?

– Я от своих слов не отказываюсь. Здесь просто есть небольшая поправка. Регистрация права собственности на квартиру может занимать и несколько часов. А если это завод или предприятие в 100 000 квадратных метров с цехами и опасными объектами, никаких обещаний по срокам давать не могу. Сейчас средний срок обработки заявления – не больше пяти дней. Для нас это результат.

Gorod.dp.ua на Facebook.


вася  (28.02.13 12:51): не очень понятно как проверить законность планировки помещения, которое я покупаю. Раньше БТИ было гарантом того, что не было незаконных и опасных перепланировок (например разрушение несущих конструкций). Кто-то знает как сейчас это будет работать? Я полностью согласен, что БТИ - гнездо коррупции, и то что готовить документы на квартиру в течение одного-двух месяцев - это ненормально. Но вопрос с планировками вообще непонятен. Может кто-то пояснить? Ответить | С цитатой
Пакращання  (28.02.13 10:08): "Система, которую мы реализовываем, одна из лучших в Европе". Бедная Европа! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
111  (26.02.13 09:36): Внедрение любой реформы - это процесс непростой и небыстрый. Делать выводы о ее эффективности можно только после того, как новая система начнет слаженно работать. А то, что БТИ умышленно саботирует данную реформу, - это на самом деле правда. Сами недавно столкнулись. Весь январь выясняли, кто должен давать справки об отсутсвии недвижимости (БТИ всё спихивало на регистрационную службу, которая таких справок не дает). При этом, со стороны БТИ всячески делался акцент на ненужную реформу. Наконец-то в феврале выяснилось, что эти справки даёт БТИ. Однако, если в конце прошлого года справка стоила около 100 грн за одного человека (делали за 5 дней), то в этом году взяли почти 400 (срок выдачи - до 3-х недель)!!! Видимо, из-за отсутсвия ранее имевшихся полномочий, нужно зарабатывать любыми методами. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя возвращать функции по регистрации в БТИ!!! Такую коррумпированную структуру еще нужно поискать. Ответить | С цитатой
Юст  (26.02.13 08:51): Раньше надо было на сделку тратить четыре месяца подготовки: только три месяца-ждать техника из БТИ. Несколько раз туда ходить. Потом встреча у нотариуса. И снова - его величество БТИ. Теперь эти операции(!) можно сделать за один день у нотариуса. И народ снова жалуется. Ребята, давайте жить цивилизованно! Ответить | С цитатой
Влад  (25.02.13 21:27): идите на комсомольскую 56, и зарегестрируете за месяц!!! видимо вы не туда ходите) Ответить | С цитатой
Belka  (25.02.13 17:25): Настолько все плохо. не могу с середины декабря оформить на себя квартиру. БТИ документы с 12 декабря уже не принимают, нотариусы вообще в шоке ничего не оформляют...а гос. нотариусы говорят что буду оформлять собственность если у них оформлять сделку...Но что делать тем кто оформил у частного нотариуса...Я в шоке...у меня сейчас день приема записан на 11 АПРЕЛЯ (записалась в середине февраля, раньше уже документы не принимают)!!! Не могу прописаться и прописать своего ребенка!!! А они говорят что все классно, выходили бы из своих кабинетов и иногда мозги включали перед тем как реформу делать...хоть бы БТИ оставили на первое время. нет слов... Ответить | С цитатой
SvS  (25.02.13 13:25): В начале февраля был в регистрационной службе на Комсомольской. Запись по очереди была на конец месяца. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
19
млрд. гривен бюджет Днепра на 2025 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте