Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 15 ноября 2024
23:17

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Космический пионер Украины

Космический пионер Украины
В разгар "холодной войны" Вячеслав Ковтуненко начинал покорение мирного космоса.

Сегодня вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что Днепропетровск – космическая столица Украины.

Но мало кто знает о том, что программы освоения космоса в КБ «Южном» и «Южмаше» родились в первую очередь благодаря энтузиазму уникального ученого, конструктора, творца – Вячеслава Михайловича Ковтуненко.

Перекуем космические мечи на орала

Это он более полувека назад начал в составе команды Михаила Янгеля «перековывать» ракетные «мечи» на космические «орала», он был создателем не только первого украинского спутника ДС-2, но и идеи создания на базе боевых ракет космических носителей, которые вывели на орбиту более четырехсот спутников. Заданный Ковтуненко вектор развития помог «Южному» и «Южмашу» сформироваться и стать мировым центром развития космонавтики.

О космическом пионере Днепропетровска и всей Украины мы вспоминаем вместе с его коллегами и учениками Сергеем Кавелиным, бывшим заместителем главного конструктора по разработке спутников «Южного», нынче – главным специалистом этого КБ, и Игорем Ханиным, много лет работающим в ракетной отрасли, сейчас он – профессор ДНУ.

Вячеслав Ковтуненко родился 31 августа 1921 года в Энгельсе Саратовской области. Блестяще окончив среднюю школу, поступил в авиационный институт. Война перечеркнула все планы – в двадцать лет он ушел на фронт, в боях под Москвой получил тяжелое ранение, вернулся с войны инвалидом. Но с мечтой о покорении неба не расстался – закончив Ленинградский университет, был направлен в ракетный НИИ-88, в отдел Сергея Королева.

- Путь Вячеслава Ковтуненко в ракетостроении и космонавтике был непрост, - по сути, это была непрекращающаяся борьба за новые идеи, проекты, технологии, - вспоминают Кавелин и Ханин. – За шесть лет работы под началом Королева перед ним открылись широкие перспективы, но неожиданно для всех Ковтуненко в 1953 году переехал в Днепропетровск, где затевалось новое дело. Деловые и организаторские качества Ковтуненко импонировали Михаилу Янгелю, и уже в конце 53-го Вячеслав был назначен руководителем проектного отдела. Разработанные в нашем КБ боевые стратегические ракеты Р-12, Р-14, Р-16 стали на боевое дежурство. Но, создавая стратегическое оружие, Ковтуненко мечтал не воевать, а познавать мир, в котором мы живем. Он смотрел на двести лет вперед и говорил: «Ракеты – это устройства не для уничтожения врагов, а для познания Вселенной». Его желание подкреплялось уверенностью: боевая ракета – это практически готовый космический корабль, транспорт будущего.

За новаторство порой получал по шапке

Именно на базе боевой ракеты Р-12 было создано первое космическое детище «Южного» - космический носитель 63С1, который и вывел на орбиту наш первый спутник ДС-2, полувековой юбилей которого недавно освещала «Вечерка». Под руководством Ковтуненко его разработкой с 1959 года занимались совместно с другими проектантами Кавелин и Ханин. Относительная простота, надежность, удобство в эксплуатации носителя 63С1, получившего название «Космос», позволили осуществлять уже массовый запуск космических аппаратов. После первых успешных стартов на янгелевское КБ хлынул поток заказов на запуск спутников для нужд науки, отраслевых министерств. И с 1965 года при «Южном» было создано отдельное КБ-3 по разработке космических аппаратов, систем и комплексов. Ковтуненко ликовал: его космическое направление, которое до этого на оборонном КБ и заводе зачастую воспринимали как «пасынка», нужно людям, стране, оно открывает совершенно новые горизонты развития! Но реалии производства пытались остудить его космические мечты. Его разработки еще более совершенного носителя «Космос-2», спутников «Метеор», «Пчела», «Стрела» передали другим предприятиям. Мол, нечего заигрываться: основная задача КБ – создание боевых ракетных комплексов.

- Получая по шапке за новаторские идеи, Вячеслав Михайлович не терял силы духа и всю свою энергию направлял на реализацию новых идей, - вспоминают Сергей Кавелин и Игорь Ханин. – Востребованность космической тематики породила и объективные проблемы: как в сжатые сроки организовать выпуск большого количества космических аппаратов разных типов? Именно Ковтуненко предложил уникальную идею унификации платформ космических аппаратов, когда для производства разных по задачам спутников используется единый корпус, общая схема управления бортовой аппаратурой, единая система энергопитания. Это позволило впервые в мировой практике организовать на «Южмаше» серийный выпуск спутников. За десятилетие на базе трех унифицированных платформ было создано и выведено на орбиту более сорока научных спутников тридцати наименований.

Инициатор международного освоения космоса

За заслуги в разработке боевой ракетной и космической техники Вячеслав Ковтуненко был удостоен звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, стал доктором наук и профессором. Занимаясь космическими исследованиями Земли, Солнца, Вселенной, Ковтуненко понимал: это работа не одного КБ и даже не одной страны – это вопрос всего человечества. Космос должен не разъединять, а объединять людей. Именно по инициативе Ковтуненко в 1966 году при Академии наук СССР был создан Совет по международному космическому сотрудничеству – «Интеркосмос», генеральным директором которого и стал наш конструктор. В серии «Интеркосмос» 22 спутника были разработаны, изготовлены и запущены днепропетровцами, международное сотрудничество расширялось с каждым годом, среди наших партнеров были французы, шведы, индийцы. В рамках «Интеркосмоса» человечество делало революционные шаги в познании нашей Вселенной.

Тем удивительнее сегодня воспринимается тот факт, что в зените своей славы как создателя международной космической программы, конструктора целого поколения совершенных спутников Вячеслав Михайлович в 1977 году покинул «Южное» и «Южмаш». Это было безусловное повышение: он возглавил знаменитое подмосковное НПО имени Лавочкина. Доставка посадочных аппаратов на Венеру и исследование ядра кометы Галлея, экспедиции к Марсу и его спутнику Фобосу, исследования Солнца и Вселенной, так и не реализованный из-за развала Союза проект создания специализированного космического завода в Калуге, выращивание кристаллов и смелые медицинские эксперименты в космосе – все эти прогремевшие на весь мир программы были реализованы «лавочкинцами» в 1977-95 годах именно под руководством Вячеслава Ковтуненко. Его не стало в 1995 после долгой и мучительной болезни…

- В нашей памяти Вячеслав Михайлович остался самым интеллигентным человеком в мире, великим тружеником и мыслителем, - вспоминают Ханин и Кавелин. – Мы восхищались фундаментальностью его знаний и последовательностью действий. При разработке любого вопроса он призывал подумать, что мы хотим создать, для чего, а потом уже – каким образом… Невыполнимых задач для него не существовало.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Ракетчик  (12.08.12 00:44): Автор похож , очень похож , на педофила .
Нужно проверить .
Ответить | С цитатой
Орбитовец  (12.04.12 09:31): ...Ну умеет Гара примазаться к чужой славе...
... то он лучший дружбан Кучмы... то сподвижник Ковтуненко...
...бездарь амбициозная...
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
mn&bnm  (12.04.12 09:20): В Лавочкина он ушёл не в 1977, а позже.
ДСы и АУОСы классные аппараты. Особенно Аркад-3
Ответить | С цитатой
есть чем гордится  (12.04.12 07:48): Это Вам не вышиванки и не шаровары. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  У Дніпрі виходять на лінію перші сім трамвайних вагонів з Лейпцига (30)

•  На Соборній площі у Дніпрі водії кидають авто на смузі для автобусів та велосипедистів: машини забирає евакуатор (13)

•  Чи всі мешканці забезпечені теплопостачанням? (11)

•  Якщо уряд забере у Дніпра 3,3 млрд грн, місто втратить можливість відновлювати будинки і школи після обстрілів рф (10)

•  На житловому масиві Перемога демонтують відомий ринок «Кодак» (8)

•  Це був найбільший палац спорту СРСР: Чому Метеор перетворюється на руїни (6)

•  Ярослава Магучих отримала новий паспорт (6)

•  У відкладах Каховського водосховища виявили небезпечні пестициди та канцерогени (6)

•  У Кам’янському посадовиця коледжу брала по 1000 доларів зі вступників (5)

•  Колекціонують сміття та нападають на сусідів: у Дніпрі мати з сином тримають у страху весь під’їзд (5)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте