Как Кабмин за бензином следил
Продажа нефтепродуктов в Украине всегда была достаточно хлопотным делом. Однако последние инициативы правительства и вовсе пошатнули позиции продавцов топлива. Все началось со слов премьер-министра Николая Азарова, который отметил низкое качество бензина на отечественных заправках.
"Большие претензии у наших потребителей, к примеру, к качеству нефтепродуктов. Все, кто сталкивался с этой сферой, говорят о том, что на наших заправках можно заправиться некачественным бензином", - сказал премьер на встрече с общественными объединениями, которые работают в сфере защиты прав потребителей, 15 марта.
И действительно, несоответствие отечественного топлива европейским стандартам не раз становилось предметом обсуждения, в частности – в украинской прессе. "Сейчас в правительстве рассматривается вопрос, например, изменения технических условий", - пригрозил 15 марта премьер. И в тот же день указом министерства экономического развития и торговли аннулировали действие ряда технических условий, выданных территориальными органами ГП "Укрметртестстандарт". Примечательно, что перечень техусловий, действие которых прекращается, попали не только те, которые отвечают старым стандартам качества нефтепродуктов ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные" и ДСТУ 3868-99 "Топливо дизельное", но и техусловия на выпуск бензина и дизтоплива улучшенного качества или так называемые фирменные бензины, отвечающие новым стандартам качества ДСТУ 4839:2007 "Бензины автомобильные повышенного качества" и ДСТУ 4840:2007 "Топливо дизельное повышенного качества". Это приведет к тому, что на АЗС пропадут многие "фирменные" бензины достаточно высокого качества.
Изготовители бензина назвали данное требование правительства неразумным. В пресс-службе "Лукойла" сообщили, что при аннулировании ТУ на брендированные виды топлива министерство не приняло во внимание тот факт, что они производятся на базе автомобильных топлив экологического класса "Евро-4" и "Евро-5" с использованием высококачественных моющих присадок. Такие присадки позволяют уменьшить расход топлива, увеличить срок службы двигателя, повысить мощность и управляемость автомобиля, а также снизить вредные выбросы в атмосферу. Кроме того, трейдеры и производители обращают внимание на то, что в список попали не все фирменные бензины. В перечень аннулированных ТУ не попали некоторые известные марки, реализуемые в крупных сетях. В частности, Perfekt ("Параллель"), V-Power (Shell), Nano (SOCAR) и ряд других. В результате цены на бензин начали расти. И это при том, что целью всех мероприятий, если верить пресс-службе Кабмина, было как раз таки снижение цен на бензин. "Глава правительства считает необходимым разработать алгоритм нивелирования колебаний цен на нефть, демонстрирующих периодическое повышение и понижение", - говорилось в сообщении пресс-службы 14 марта.
Нефтетрейдеры попытались отбить для себя рынок. Они обратились к Кабмину с просьбой отменить повышение акцизных ставок, которое произошло в январе. Тогда вступили в силу новые ставки акцизных сборов на топливо. Их проиндексировали на 8,9%, что привело к повышению акциза на бензин со 182 евро за тонну до 198 евро за тонну. Но правительство идти на уступки отказалось. Результат – некоторые нефтеперерабатывающие заводы остановились. В частности, речь идет о Лисичанском НПЗ. "Вследствие убыточности нефтепереработки, поставки сырья на ЛИНИК с 1 марта приостановлены, и на заводе начался внеплановый ремонт. С середины марта мы начали переводить персонал в режим четырехдневной рабочей недели. Последняя из действовавших установок в нефтеперерабатывающей цепочке — установка гидроочистки дизтоплива — остановится вечером 15 марта", - сказал в первой половине месяца ZN.UA президент и главный управляющий директор "TNК-BP Коммерс" Дидье Казимиро. "Факт остается фактом: ЛИНИК, самый молодой и технически оснащенный НПЗ в Украине, остановился на внеплановый ремонт на неопределенный срок", — резюмировал Казимиро. Его компания переключается на торговлю импортным топливом. А на рынке заговорили уже о нехватке бензина в Украине.
Кто заплатит за бензин?
После акций Кабмина, направленных на урегулирование топливной, в Украине начала расти цена на топливо. В ближайшее время ситуация вряд ли исправится. Причина – резкое сокращение и даже прогнозируемый дефицит бензина. "Из-за высокой зависимости от импорта украинские розничные сети чрезвычайно чувствительны к повышению стоимости нефтепродуктов в мире. На украинском рынке практически остановилась переработка, а, следовательно, нет и запасов нефтепродуктов", - говорит в комментарии "КоммерсантЪ-Украина" исполнительный директор "ТНК-ВР Коммерс" Владимир Жмак.
После того, как обозначился рост цен на топливо, в правительстве попытались спешно исправить ситуацию. 21 марта Азаров поручил профильному министру Юрию Бойко заняться снижением цен на бензин. Речь идет, в частности, и о снижении акцизов. Кроме того, по словам Азарова, правительство планировало обеспечить импорт в Украину около 1 миллиона тонн нефти для отечественных НПЗ. Эти меры ударили бы по бюджету, но они необходимы для того, чтобы повысить рентабельность переработки нефти на отечественных НПЗ в условиях повышения мировых цен на нефть. Азаров подчеркнул – правительство пойдет на снижение акцизов в период "аномально высокой" цены на нефть. Но на том же заседании правительства, перед которым Азаров и рассказал о снижении акцизов на нефть, это решение так и не было принято. "Было принято решение искать какие-то другие варианты", - пояснил журналистам заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха. Что же касается закупки нефти, то тут Макуха более оптимистичен. "Это более реально", - отметил замминистра.
Сами производители топлива поясняют: одними акцизными сборами, а точнее – их понижением, проблему не решить. "Проблема намного глубже. Государство может рассчитывать на стабильный рынок - как с точки зрения наполнения, так и с точки зрения цен - только при наличии производства в стране", - говорит Жмак.
Впрочем, рост цен на бензин неизбежен. И для этого есть ряд причин. "В цене бензина 50% приходится на нефтяную составляющую. Поэтому если, например, поднимается цена на нефть - спекулятивно или любым образом - на 2%, то это значит, что через месяц в Украине поднимется цена на бензин и дизельное топливо на 1%. Если поднимается на 4%, то у нас - на 2%. Вот в феврале поднялись цены среднем на 8%. Это означает в течение марта поднятие цен на бензин на 4%. Мы сейчас наблюдаем те процессы, которые обусловлены спекуляциями на мировых биржах", - пояснял в эфире "Первого национального" аместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. По его словам, что-либо противопоставить спекуляциям на биржах Украина не может.
Другие эксперты отмечают – рост цен на бензин в условиях, когда на носу военная операция против Ирана, а такие страны, как США и Великобритания уже задумываются об использовании стратегических запасов нефти, целиком закономерен. Более того, странным является тот факт, что на ряде заправок цены не растут. "Почти 20-процентное повышение цен на нефть с начала текущего года не прошло незамеченным ни в одном уголке цивилизованного мира. Специалистов же больше занимает другой ракурс происходящего — почему у половины украинского рынка цена не растет? Вроде бы и новые месторождения в стране не открыли, да и бензин из воздуха еще делать не научились. В чем же секрет?", - удивляется директор консалтинговой фирмы А-95 Сергей Куюн.
Причина такой "стабильности" цен – работа мини-НПЗ, продукция которых зачастую оставляет желать лучшего. Но как загрузить крупные отечественные НПЗ работой, при этом, не нанеся урона бюджету и не залезая в карман рядовым украинцам? Ответ не так уж сложен – улучшить бизнес-климат в Украине и найти поставщиков топлива. Однако даже в таких условиях следует приготовиться к росту цен на украинских заправках.
Автор: Борис Рудь
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Не хотели Юлю-получите Тягнибока!!!
Вот пусть они у него попробуют тушек найти. Уж кто-кто,а Тягнибок им устроит кузькину мать. Мало не покажется. Мало того,именно он и его сила,не позволят Чечетову руками в ВР дирижировать. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Хлопаю стоя! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1