Завершающую ноту в авторскую рукопись партитуры композитор вписал весной 1876г. , ничуть не подозревая, что этой музыке суждена невиданная слава и популярность. Объяснить сколько-нибудь внятно причины ее магической власти над человеческими душами и сознанием едва ли можно. Допускаю, что кто-то из читателей слегка поморщится: «Ну вот, опять про этого страдальца?!». Тем не менее приходится признать, что всеми знаемая в подробностях и нюансах музыка Чайковского обладает совершенно особым даром эмоционального и психологического воздействия на слушателя, проникая в потаённые глубины самых черствых сердец, обезоруживая их, волнуя, утешая и восхищая.
Но вернемся к мировой премьере «Лебединого озера». Она состоялась в Москве в 1877г. на сцене Большого театра. По отзывам современников прошла с успехом,хоть и «не блестящим». Но главное случилось: Москва первой увидела, услышала и опробовала на своей сцене «Лебединое озеро». Дальнейшая его судьба складывалась по-разному. Не безмятежно, но драматически. Балет не сразу утвердился в репертуаре, однако манил неразгаданными до конца секретами в музыке, сюжете, образах сценических героев и необъяснимой отзывчивостью на жизнь и время.
Безоговорочное признание пришло годы спустя. Его обеспечили два хореографа — блистательный Мариус Петипа и его скромный помощник Лев Иванов. Первый — сильно обрусевший француз, второй — несколько офранцузившийся русский. В результате этого содружества родился совершенно русский балет, с русской музыкой и русской хореографией. (Хотя основой либретто послужили немецкие сказки о девушках, обращённых злым волшебником в лебедей .) Определение «русский балет» для «Лебединого озера» придумал Федор Лопухов, ленинградский балетмейстер, антагонист Петипа, тот самый, что в предвоенной Народной опере Днепропетровска поставил балет «Коппелию». Все последующие хореографы ХХ века так или иначе опирались на историческую постановку Петипа — Иванова. Доныне она является классическим образцом того «Лебединого озера», что известно каждому зрителю, в том числе днепропетровскому. Не забудем, что первым балетным спектаклем во вновь открытом в 1974 г. оперном театре было «Лебединое озеро». Ставила его заслуженная артистка России Л. Воскресенская, а консультировала постановку педагог из балетного Дома Петипа - Т. Васильева. Без малого 40 лет это репертуарное название не сходит с афиш. Как никакое другое, любимо и востребовано по обе стороны сценического занавеса. Рационального объяснения этому факту, пока не найдено. Летят годы, меняются поколения зрителей, приходят новые балетные исполнители, а «Лебединое озеро» не перестает собирать зал.
Каким будет «юбилейное подношение» к знаменательной дате? Мы намерены начать его с сюрприза: впервые в нашем театре за дирижерский пульт станет Тарас Куценко. Фамилия в музыкальных кругах известная. Выпускник Московской консерватории по специальности «Исполнительское искусство - труба», лауреат Международных конкурсов, - Тарас учился оперно- симфоническому дирижированию в Москве у профессора Л. Николаева и в Харьковском университете искусств у заслуженного деятеля искусств Украины, профессора В. Куценко. Девятого марта младший Куценко представит свою интерпретацию вечной истории любви с ее драматическим поиском Абсолюта, мечтами, надеждами, искушениями и заблуждениями юности. Не будем гадать, в какую форму он облечет ее. Будет ли эта поэтическая легенда о чудесах колдовского озера или фантастическое сказание о судьбе зачарованной принцессы, а может драма, исполненная земных человеческих чувств, - все примется с интересом. Ведь сказки тем и хороши, что в сказочной форме раскрывают высокие обобщающие мысли. А в «Лебедином озере», как вы помните, утверждает себя идея любви, которая, какие бы с ней ни приключались беды и несчастья, - была, есть и будет всесильна.
Заслуживает доверия публики исполнительский состав. Гордую и трогательную королеву лебедей и таинственного ее двойника — танцует Светлана Лисняк. Ей выпала счастливая возможность воплотить на сцене резко контрастные образы Одетты и Одиллии. Обе балетные партии требуют незаурядного технического и актерского мастерства. Принц— Сергей Скворцов, танцовщик, пользующийся сегодня повышенным вниманием зрителей. Для Светы и Сережи это третий по счету спектакль. Не упустите шанс их увидеть. Партию Шута исполнит лауреат премии фонда В. Писарева — Сергей Бадалов. Злой гений Ротбарт - незаменимый Юрий Войников. Прелестное трио друзей принца составят Мария Лоленко, Анна Хоменко, Дмитрий Омельченко. Приятные впечатления обещает и встреча с кордебалетом, самым молодым и обаятельным коллективом в Украине.
Автор: Наталия Иващенко, фото Н. Кошелева
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |