|«« | «« | »» | »»| |
В 2011 году исполнилось 180 лет со дня рождения Николая Ге, которого называют «явлением мирового масштаба». Пройти мимо этого события Днепропетровский художественный музей не мог, ведь его собрание работ этого художника по количеству экспонатов занимает 2 место в Украине (первое принадлежит киевскому Русскому музею). По случаю годовщины живописца в ДХМ была открыта выставка «Семейные/Музейные ценности».
Это название автор выставки, ведущий научный сотрудник ДХМ Игорь Труш объясняет спецификой коллекции: «В нашем музее хранятся не те полотна Ге, которые целенаправленно собирал тот или иной коллекционер, а произведения и предметы, которые находились в имении екатеринославского помещика Магденко, родственника художника по линии его жены. Эти картины, в частности, женские портреты - давайте представим, пофантазируем – висели в некой комнате и не просто радовали глаз, а напоминали о конкретных людях, которые населяли этот дом. На нашей выставке представлены письма художника, которые, возможно, хранились в какой-то шкатулке. Мы выставили даже некролог художника из газеты «Новое время» - решили его показать, поскольку он тоже находился в семейном архиве его родственников. То есть все эти раритеты некогда были семейными, а теперь являются музейными ценностями».
Более года Игорь Труш занимался изучением музейного собрания картин Николая Ге и архивных материалов, связанных с этим мастером. Накопленным багажом знаний он не мог не поделиться с посетителями музея.
В первой части лекции Игорь Борисович рассказал о том, как в студенте математического факультета сначала Киевского, а затем Петербургского университета живопись, которой он увлекался с детства, в конце концов победила математику – увидев картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», которой восторгалась вся столица, Ге оставил университет и поступил в Академию художеств.
В год её окончания 25-летний художник получил большую золотую медаль и право в течение 6 лет стажироваться за казённый счёт в Италии. Для отчётов перед Академией художеств Ге трудился над картинами на исторические сюжеты, а для души писал итальянские пейзажи. Некоторые из этих работ, а также наброски к картинам того периода ныне экспонируются в Днепропетровском художественном музее.
Вернувшись в Россию, Ге вошел в число соучредителей Товарищества передвижных художественных выставок, тем самым реализуя свою мечту приобщить к искусству простой народ.
После 40 лет Николай Николаевич стал всё чаще задаваться вопросом: а тем ли делом он занят? Слава мастера исторической живописи, которую принесла ему картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», не удовлетворяла его. Поэтому Ге решил покинуть столицу и живопись и в 1876 году поселился в Черниговской губернии на хуторе Ивановское, где стал заниматься огородом, садом, научился класть печи.
Однако искусство не могло отпустить столь талантливого человека. В последние два десятилетия своей жизни Ге создавал полотна, руководствуясь убеждением, что «дар художника дан не для пустяков и удовольствия, а для того, чтобы открывать в человеке, что в нём дорого, но что заслоняет пошлость жизни».
О том, какие работы Николай Ге написал в свой украинский период творчества, Игорь Борисович Труш расскажет в один из последних дней работы выставки «Семейные/Музейные ценности», в воскресенье 18 декабря. Начало лекции – в 15.00.
Автор: Наталия Рекуненко, фото Владимира Золотарёва.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А лекция, к слову, была превосходной. То, что рассказал Игорь Борисович, в книгах не прочитаешь, ведь он делился результатами собственных изысканий Ответить | С цитатой