Виктория Миролюбова в своем выступлении подчеркнула, что в последнее время уделяется большое внимание повышению эффективности службы приема и обработки информации граждан о правонарушениях и преступлениях, более известной в народе, как телефон «102». «Вопрос о необходимости наличия психолога в этой службе действительно поднимался. Но, по моему мнению, его надо обсуждать с очень многих сторон и смотреть, насколько они там необходимы, в первую очередь, с экономической точки зрения.
Основная функция оператора службы «102» - прием информации от граждан, выяснение, что именно случилось и максимально быстрая ее передача в райотдел милиции, ближайший к месту происшествия. Люди, звонящие по этому телефону, преследуют одну цель — сообщить о беде, случившейся с ними или их близкими в расчете на максимально быстрое прибытие сотрудников милиции.
Когда проходило в сентябре этого года, в течение недели, изучение работы службы «102», то по результатам нахождения непосредственно с операторами в дежурной части Днепропетровского горуправления или РО милиции в районах был сделан вывод: не было ни одного звонка, где позвонившему гражданину нужна была бы психологическая помощь. Возможно, время от времени может позвонить человек, находящийся в тяжелом эмоциональном состоянии и нуждающийся в срочной психологической помощи. Но такие звонки будут поступать очень редко. А потому и не надо граждан ориентировать на то, что по телефону «102» им будут оказывать психологическую помощь. «102» - это «горячий телефон» милиции, а задача милиции — быстрое реагирование на совершение правонарушений или преступлений.
Кроме того, на службу «102» очень большая нагрузка. В сутки на эту линию поступает примерно 1500 звонков. А технические условия пока не позволяют принимать и обслуживать абсолютно все эти звонки. Реально, из-за нехватки выделенных телефонных линий и недостатка в штате операторов, обрабатывается в сутки от 150 до 200 звонков. То есть, грубо говоря дозванивается только каждый десятый человек.
Если ввести должность психолога, то, во-первых ему надо будет платить зарплату, во-вторых, дежурить он должен круглосуточно, и, следовательно, работать «сутки через трое». А в-третьих, круглосуточно психолог сидеть возле телефона не может физически, значит, в каждой смене их должно быть, как минимум два. И в-четвертых, для психолога нужно организовывать отдельную телефонную линию, запараллеленную с общей линией «102». отдельный компьютер и так далее. И все это — деньги, и деньги не маленькие. Сейчас в Днепропетровске в штате милиции 9 психологов и еще 24 — по всей остальной области, и перекрыть нами эти вопросы не удастся, поскольку у каждого из нас есть еще и своя работа с персоналом из числа милиционеров. А себя выделенные психологи, из-за низкой их востребованности, не оправдают. И через некоторое, причем весьма короткое время, они начнут выполнять работу дополнительного оператора.
В то же время в Днепропетровске есть масса социальных служб, в штате которых находятся психологи — консультанты, задача которых как раз и состоит в том, чтобы выслушивать психологические проблемы горожан и давать им по телефону бесплатные советы.
Мы, как психологи МВД, можем провести обучающие занятия и тренинги с операторами службы «102», чтобы операторы, если такие звонки начнут поступать, знали, что им делать, если позвонивший человек находится в тяжелом психологическом состоянии», - считает Виктория Миролюбова. А вот Наталия Валедова категорически не согласна с такой точкой зрения на эту проблему. «Психологов на этой службе иметь просто необходимо. Если весь вопрос упирается в технические и финансовые проблемы, то уж кому-кому, но не такой махине, как МВД, говорить, что нет технических и финансовых возможностей такое сделать.
Оператору действительно сложно дифференцировать психологическое состояние позвонившего, да и задачи перед ним такие не стоят. А я, как психолог с большим стажем, не верю, что люди, звонящие на «102», находятся в абсолютно стабильном психологическом состоянии. На такой телефон звонят, когда действительно случается беда.
Естественно, звонящий человек находится в стрессовом состоянии. И только профессионал может и должен степень тяжести эмоционального состояния звонящего человека. И если оператор только заподозрил, что у человека не все в порядке с эмоциональном состоянием, он обязан тут же переключать линию на психолога, а сам уже в это время передавать информацию и месте и характере правонарушения или преступления в райотдел по территориальному подчинению.
Человек, попавший в столкновение в криминалом по отношению к нему или его близким, в обязательном порядке находится в остром стрессе и зачастую не в состоянии быстро и четко изложить, что с ним произошло. А если он еще и, не дай Бог, ранен, так тем более из-за боли он будет путано все объяснять. И оператор, не будучи психологом сам, просто может не понять, насколько жизненно опасна ситуация, в которую попал гражданин.
И я уверена, что как в интересах обычных граждан Украины, так и в интересах милиции потратить деньги и завести такую службу в МВД. Ведь речь не идет о «телефоне доверия», речь не идет о том, чтобы успокаивать кого-то, а речь идет о том, что кто-то сможет сам справиться с эмоциональным стрессом, а кто-то — и нет. И пока доедет милиция он может просто получить инфаркт, инсульт и даже умереть. Вот о чем речь идет-то!
Ой, не думаю я, что технически так уж сложно такую службу организовать. Вопрос денег? Проблема на самом деле настолько актуальна, что деньги на ее решение найти можно. Тем более, что в Днепропетровске психологов, в том числе и безработных, много», - уверена Наталия Валедова.
На вопрос репортера ИА «РИЦ» - «Сейчас Виктория и Наталия описали ситуацию, когда в милицию звонят потерпевшие. Но ведь есть еще масса случаев с ложными «минированиями» вокзалов, детских садиков и так далее. Вот весной этого года в Днепродзержинске полтора месяца ловили подростка, «минировавшего» свой техникум. И поймали аж после его четвертого звонка. А не проще ли было бы сразу их переключать на психологов, и пока психолог заговаривает такому «минеру» зубы, засекать, откуда он звонит?» - был получен ответ: «Однозначно проще! Но пока на это в МВД денег нет».
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |