...Шел 1951-й год, шестой год мира после Победы над фашизмом. Семиклассник Генрих Прудников собрался учиться в специализированной школе Военно-Воздушных Сил, которая находилась в Днепропетровске.
Они жили с мамой вдвоем (отец погиб на фронте еще в начале войны), в семье было безденежно и голодно. Вместо школы Генриху приходилось помогать матери зарабатывать на жизнь. Мама переживала за будущее сына. Как-то однажды, заглянув ему в глаза, сказала: «Сынок, надо идти учиться в спецшколу, иначе не выживем».
Подросток с мамой был согласен – он давно мечтал стать летчиком, а учеба в этой школе приближала мечту. Но пугало одно обстоятельство: он боялся, что не сможет сдать экзамены.
- Отбор в школу был строгим, - вспоминает ныне полковник в отставке, кавалер ордена Красной Звезды Генрих Яковлевич Прудников. - Экзамены оказались для меня настоящей пыткой, и все же каким-то невообразимым образом я их сдал.
Эйфорию развеяли первые уроки. Оказалось, что новоявленный спец (именно так называли всех учащихся специализированной школы) напрочь забыл, а впрочем, и не знал школьную программу. Пришлось догонять на дополнительных занятиях (кстати, в отличие от нынешних – абсолютно бесплатных). И к выпуску все предметы уже знал на “четыре” и “пять”.
Именно с такими знаниями допускали в летные училища Советского Союза. Мечта Генриха исполнилась, когда он поступил в Армавирское летное училище и получил специальность летчика-истребителя.
Дальше было небо, полеты на сверхзвуковых самолетах, помощь дружескому Вьетнаму…
- В 1963-64-м годах нас забросили во Вьетнам, - рассказывает Генрих Яковлевич, - по ускоренному курсу мы обучали вьетнамцев летному делу. Потом и нам пришлось участвовать в военных действиях.
За проявленную храбрость во Вьетнаме Прудников был представлен к высокой награде - ордену Красной Звезды.
В одном из боев американский летчик и Прудников практически одновременно сбили друг друга в районе дельты реки Меконг. Приземлились рядом. Советский летчик как коммунист должен был застрелить американца, но как человек не стал этого делать и даже нашел с ним общий язык. У американцев была хорошо поставлена служба спасения, которая вскоре и взяла на борт не только американца, но и русского летчика. А потом Генриху Яковлевичу пришлось еще добираться до своих по непроходимым джунглям целых три месяца.
- Вскоре после Вьетнама меня комиссовали, - с сожалением вспоминает Генрих Яковлевич, - со сверхзвукового пересадили на обычный самолет, но это было уже совсем не то.
Я привела всего лишь один небольшой эпизод из жизни выпускника специализированной школы ВВС, которая с 1955 года уютно разместилась в стенах нынешней 77-й днепропетровской средней школы Практически каждый выпускник у них герой, и о каждом можно рассказывать часами.
Ежегодно в последнее воскресенье сентября спецы собираются в стенах школы на встречу с юностью. Общаются, делятся воспоминаниями, поют любимые песни. Эти встречи им дороги. Раньше на них собиралась не одна сотня человек, приезжали со всех уголков Украины, Беларуси, Прибалтики, России, Грузии. Сейчас же ряды заметно поредели, и причиной этому не столько закрытые границы, сколько возраст участников...
Многие годы неутомимым организатором встреч спецов был Петр Петрович Нестеренко. Он знал практически всех и поддерживал тесную связь с каждым из выпускников. Будучи хорошим аккордеонистом, музыкальным сопровождением оживлял общение участников, до мелочей продумывал сценарий.
В декабре прошлого года Петра Петровича не стало, но он оставил после себя прекрасный музей, который размещается в трех залах СШ №77, сплоченный, дружный коллектив выпускников.
На нынешней встрече седовласые спецы почтили минутой молчания память товарища. А школьники продемонстрировали фильм, смонтированный из видеозаписей последних встреч, где Петр Петрович весело и бойко играет на аккордеоне, а зал дружно поет любимые песни.
Эти мероприятия давно уже собирают не только выпускников днепропетровской специализированной школы. Пообщаться с юностью приходят выпускники других спецшкол бывшего Советского Союза. Один из таких активных участников, майор в отставке Юрий Григорьевич Пустовойт говорит:
- Я не заканчивал эту спецшколу, но однажды откликнулся на приглашение Петра Петровича встретиться с ветеранами и почувствовал что-то родное и близкое по духу. Эти встречи для меня - как глоток свежего воздуха, они прибавляют здоровья гораздо больше, чем врачи. Сейчас мне 85, и я думаю, что именно благодаря этим встречам я могу прожить до 90 лет. Мы благодарны коллективу 77-й школы, который так бережно хранит наши традиции и радушно принимает нас каждый год.
Автор: Анна Долгаева
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |