…Может ли так быть, что с вашей улицы мусор не вывозили шесть лет, но в итоге за все это время выставили огромный долг за эти якобы услуги? В такой ситуации оказались десятки семей, проживающие в Днепропетровске, в частном секторе, на склоне Аптекарской балки за ул. Рабочей.
Жителям улиц Тимирязева, Измайловской, Крошки, Чиркова, Байрона, Арбатской, Крутой начали приходить извещения о долге за вывоз бытовых отходов в 360-450 гривен. Возмущенные надуманными, по их мнению, долгами горожане позвали журналиста «Днепра вечернего» на митинг протеста.
«Мусоровозов мы шесть лет не видели!»
К моменту моего приезда вся улица Тимирязева была заполнена людьми, бурлящими от эмоций. Торопясь высказать наболевшее, перебивая друг друга и горячась, жители этого района Инна Байкова-Новикова, Ольга Губенко, Надежда Гончарова, Алла Резниченко, Ростислав Высочанский, Юрий Демуш, Ольга Стацевич и многие другие рассказывают мне следующее:
- С неделю назад нам начали приходить платежки, в которых сообщается, что мы должны за вывоз бытовых отходов от 360 до 451 (в зависимости от состава семьи) гривны «Гринко-Днепр», которое эти долги переадресовало некоей, очевидно – коллекторской, фирме. Мы до предела возмущены этой ситуацией! Мало того, что нам не за что платить – за все это время ни один мусоровоз не заезжал на наши улицы. Но, главное, практически никто из нас не заключал каких-либо договоров, на основании которых могли бы требовать долг.
В ходе бурного общения выясняется: «гринковских» представителей здешние жители видели всего раз, пять лет назад, когда эта компания получила право обслуживать этот район. Представители «Гринко» предлагали каждому заключить договор на вывоз бытовых отходов. Но инициативная группа жильцов поставила ультиматум: сначала вывезите огромную свалку – потом заключим договора.
- Свалку никто не вывез, на том наши отношения с «Гринко» и закончились, - вспоминают жители. - Договора (среди которых было лишь несколько подписанных) потом собрал квартальный, и куда их дел – не знаем… Куда мы девали отходы? То, что может сгореть – сжигали, пищевые отходы – закапывали в питательные ямы. Ну, а прочее относили к мусорным бакам за три квартала… Нас тоже эта ситуация не устраивает. Мы готовы заключать договора и оплачивать вывоз мусора. Но так поступать, когда от нас отходы не вывозили, а потом такой долг навесили – это произвол. Не будем мы платить этот долг!
Места, куда сносит мусор частный сектор, долго искать не пришлось. Действительно, на границе частного сектора и многоквартирных домов – четыре мусорных бака. В разгар дня, спустя 5-6 часов после их опорожнения, баки уже заполнены «под завязку». А рядом громоздится куча «негабартиных отходов»: строительного мусора, пластиковых бутылок, пакетов, бумаги, картона. Житель соседнего дома по ул. Театральной Сергей Владимирович, заметив наш интерес к зловонной картине, зло сплевывает:
- Это же невозможно – несут к нам и несут свой мусор со всего частного сектора! К пяти вечера каждый день баки уже переполнены. А то, что рядом с баками, «гринковцы» убирать не хотят.
Квартальный – всему голова
В частном секторе решение большинства жилищных вопросов зависит от председателя квартального комитета. И на упомянутом митинге люди с ностальгией вспоминали: «Вот когда у нас квартальной была Нина Сергеевна – никаких проблем с мусором не было: и платили все, и вывозили его исправно!». Иду знакомиться к Нине Сергеевне Ермоловой – она по-прежнему проживает на ул. Тимирязева. Не утаивая, рассказывает о том, как ей удалось наладить мусорную проблему в 2001-2005 годах:
- Когда меня выбрали квартальной, на улице тоже полно было мусора. Пошла я в Красногвардейский райсовет, оттуда меня переадресовали в «Экологию». Там предложили: жильцы закупают целлофановые пакеты для мусора, а машина раз-два в неделю вывозит отходы. Сначала серьезно пришлось потрудиться: дежурила я у места сбора пакетов, чтобы их бродячие собаки не разрывали. Да и «халявщиков», норовивших подбросить свои отходы к оплаченным пакетам, поначалу хватало. А потом все пошло как по маслу.
Мусорная идиллия закончилась, когда срок полномочий Нины Сергеевны истек. Ей преемник, говорят, был не таким инициативным, да и обслуживал уже не одну, а сразу десять улиц. «Тимирязевцы» даже не вспомнили, как его зовут. С тех пор сменилось несколько квартальных. Нынешнюю тоже отыскали с трудом – хотя и живет она в квартале от места сходки недовольных жильцов.
- А я мусором не занимаюсь – справки выдаю, - признается новая квартальная Юлия Александрова. – Об этих квитанциях с долгами знаю – мне тоже такая бумажка пришла. Платить не собираюсь – а за что платить?! Хотя вообще-то с мусором что-то решать надо. Вот (кивает в сторону) есть заброшенный участок. Пусть «Гринко» оборудует там площадку, поставит баки, заключит с людьми договора – тогда все наладится.
Подобную инертность квартальных (уверен, что в такой позиции Юлия далеко не одинока) понять и оправдать никак нельзя. Бытовые отходы – это объективная реальность: в частном секторе невозможно жить, не производя мусор. И сколько бы жильцы мусор ни сжигали и ни закапывали, какая-то часть его все равно не подлежит утилизации на дачном участке. И ее в любом случае жители частного сектора будут куда-то нести, подбрасывать, создавая неудобство другим жильцам. Решить же эту проблему может именно квартальный. Без такой координирующей силы жители всегда будут рассуждать примерно так: «А Мыкола не заключал никаких договоров и не платит – а чего я обязан?!». И именно с квартальными должны активно работать компании, вывозящие бытовые отходы. Объяснять людям, что без вывоза мусора никак нельзя. Заключать договора и исправно вывозить отходы из тех баков, которые установлены специально для данных улиц. В общем, работать активно и прозрачно, а не выставлять долги «задним числом».
Город утопает в мусорном плену
Если вы еще думаете, что подобная ситуация – единична, исключительна, то глубоко заблуждаетесь! Две трети территории Днепропетровска заняты частным сектором. И в каждом из районов – свои точки кипения и зловония. Жалобы на безобразия с мусором в частном секторе поступают в «Днепр вечерний» почти каждый день. Вот лишь несколько последних обращений.
- Живу в Ленинском районе в Сухачевке, - возмущается Зинаида Крутогрудова. – На наших улицах Доблестной, Нарвской мусор вообще не вывозят лет десять! То, что не пойдет на удобрение, люди жгут (тогда весь район задыхается от этой вонищи!) или несут в ближайшую посадку. Когда-то у нас был чудесный лесопарк, а сейчас на его месте огромнейшая помойка.
- У нас мусор забирает «Гринко» - берет только отходы в своих пакетах, которые стоят по 3 гривны, - сообщает Светлана Любимченко, проживающая на улице Воспоминаний на Игрени. – Я, например, пакетов наперед на 30 гривен покупаю. Продукты в стеклянной таре стараюсь не приобретать, органику пускаю на компост, а бумагу аккуратно сжигаю. Так же поступает и большинство соседей – квартальные смогли наладить этот процесс. Хотя было бы удобней, если бы «Гринко» поставило нормальные мусорные баки. Они забирают пакеты раз в неделю, и приходится их сторожить, чтобы собаки отходы не разрыли. А еще мусорщики словно в упор не замечают огромную свалку на ул. Рощинской рядом с церковью – она неделями гниет и воняет!
В еще более удручающей ситуации оказываются жители высотных домов, рядом с которыми расположен частный сектор. В баки под высотками (как и в уже описанной ситуации) из частного сектора несут и несут груды отходов!
- У нас давно зреет обида на жителей частного сектора! – делится наболевшим жительница Амур-Нижнеднепровского района Светлана Ильченко. – Нас, жильцов многоквартирных домов, с ними сталкивают лбами. Квартальные в частном секторе никакой работы не проводят, люди договора на вывоз мусора не заключают и несут его в наши баки горой. Да если бы просто несли – порой ночью к нам отходы везут машинами! И мы оказываемся заложниками этой безобразной ситуации – вынуждены «любоваться» переполненными баками и горами гниющих отходов у них, отравляемся зловонием, уворачиваемся от расплодившихся у баков собак и крыс. Зачем нам весь этот ужас?! Почему детские, спортивные площадки в нашем районе завалены всякой дрянью, свалки – у завода Коминтерн, в конце каждой улицы?! Обслуживающая же нас «Экология» негабаритный мусор вывозит раз в три-четыре месяца. Мы неоднократно писали в АНД райсовет с просьбой решить вопрос, наладить работу с квартальными. А в итоге мы платим за частный сектор и, пардон, сидим в дерьме!
Законны ли долги без договоров?
Конечно, в этой ситуации невозможно обойтись без выяснения позиции компании, вывозящей бытовые отходы. Законно ли они поступили, поставив «на счетчик» людей, не заключавших договоров с «Гринко-Днепр»? Юрист этого предприятия (к которой меня из дирекции переадресовали для получения комментария) Наталья Кохан в этом абсолютно уверена:
- Согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах» жители обслуживаемого района были обязаны заключить с нами договора. И если это кто-то не успел или не захотел сделать – это не освобождает жителей от оплаты за вывозимый мусор. Ведь бытовые отходы они все равно куда-то выносили. Скорее всего, подбрасывали в контейнеры на соседних улицах, за что, кстати, предусмотрена административная ответственность… Над заключением договоров мы работаем постоянно. Но на целый город у нас для этого – всего 10 специалистов, дойти до каждого жильца они не в состоянии. Инициативу должны проявлять жители и квартальные, с которыми мы планируем усилить работу. Тем более, что скоро предстоит заключение новых договоров по итогам прошедшего недавно тендера… Что же до данной ситуации, то, действительно, извещения о долгах (право истребовать которые мы переуступили ООО «Купер Прайс») поступили людям как имеющим с нами подписанные договора, так и не имеющим. Для рассылки платежек мы использовали единую базу клиентов, формируемую ЖЭКами и райсоветами. То есть, платежки получил каждый жилец, поскольку все они производили бытовые отходы и обязаны были заключить с нами договора…
Такая позиция ОДНОСТОРОННЕЙ ответственности вообще характерна для наших коммунальщиков. Они порой предоставляют услуги, как могут, за которые требуют обязательной оплаты со стороны жильцов. И «забывают», что тот же закон обязывает и коммунальщиков (в данном случае – «Гринко-Днепр») провести разъяснительную работу, заключить договора и, главное, оказывать услуги регулярно и в полном объеме. Предполагать, что шесть лет компания все равно вывозила мусор, поскольку жильцы не могли его не выбрасывать, - это, мягко говоря, сомнительная позиция. И люди резонно возмущаются: почему мы должны платить за услуги, которых в упор ПЯТЬ ЛЕТ не видели?!
Безусловно, решать проблему с вывозом и оплатой бытовых отходов в частном секторе надо. Да и упомянутые участники конфликта на это готовы – согласны заключать договора и оплачивать их при регулярном вывозе мусора. Вот только что делать с уже полученными платежками? Не разумней ли компании эти долги списать ради перспективы нормального сотрудничества с этими жильцами в будущем?..
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
К нам «Гринко» не имеет никакого отношения(обслуживают другие), но не смотря на это каждый месяц вымогает деньги. Что делать? Ответить | С цитатой
Короче, при минимальном желании этот вопрос вполне решаем НЕ В УЩЕРБ ЖИТЕЛЕЙ.
По такой схеме производится (безконфликтно!) вывоз мусора с садоводческих товариществ.
Куличенко, поработай для избирателей головой! Ответить | С цитатой
Чтоб не возникали претензии, она несколько лет назад написала соответствующее заявление и с ней никто никогда не заключал никаких договоров.
И вдруг "Гринко-Днепр" "обрадовал её уведомлением о громадном долге...
Благо, что у неё сохранился дубликат "того" заявления с визой о приёме.
Может попадётся судья с совестью и разумом... Ответить | С цитатой
А кто вам доктор, что у вас всего 10 специалистов? Возмите больше, если это нужно для хорошей организации работы! Или нужно получить максимум доходов при минимуме расходов и работы? Чего проще - запустили программу, наклепали платежек, разослали - и собираем деньги. Ответить | С цитатой
Юрист Наталья Кохан обдолбилась чем-то?
Интересно, как называется документ, согласно которому жилец ОБЯЗАН заключить договор с ЕЁ ФИРМОЙ. Ответить | С цитатой