Будущий актер родился в 1841 году в семье булочника в небольшом французском городке. Наверное, Бенуа-Констану совсем не хотелось проводить все время у печи и выпекать сдобу. В свободные минуты он с упоением наблюдал уличные представления бродячих комедиантов, его буквально завораживало лицедейство. А когда артисты позвали его принять участие в одном из спектаклей, счастью юноши не было предела. Более того, у паренька проявились недюжинные комедийные способности. От его гримас, походки, умения имитировать чужие голоса зрители ухахатывались. С тех пор Бенуа-Констан мечтал только об одном - стать актером.
Семья Кокленов, по всей видимости, была не в восторге от выбора сына. То ли дело – пекарня: при любых социально-политических изменениях она прокормит и хозяина, и его семью. А лицедейство? Но душа Бенуа-Констана рвалась в Париж. В 1859 году он поступил в драматическую школу при Парижской консерватории. Вчерашний булочник стал учеником знаменитого актера театра “Комеди Франсез” Фредерика-Жана Ренье. А в 1860 году студент дебютировал на сцене прославленного театра в роли умного и хитрого слуги Гро Рене в комедии “Любовная досада” Мольера. С тех пор Бенуа-Констан Коклен стал лучшим сценическим слугой. С 1864 по 1886 годы Бенуа-Констан блистал в “Комеди Франсез”. Его талант раскрылся в полную силу.
Но работа в одном театре, по мнению актера, сковывала его творческие возможности. Оставив труппу театра “Комеди Франсез”, он начал гастролировать по всему миру. Благо, французский язык пребывал тогда в большой моде, и спрос на парижского актера буквально “бежал” впереди него. Используя выездной вариант спектаклей с нехитрыми декорациями и реквизитом, французские гастролеры возили по миру комедии Мольера, Бомарше, Реньяра, Лесажа, Мариво, Ростана.
Зимой 1889 года Бенуа-Констан Коклен впервые приехал в Екатеринослав. В это время актеру исполнилось 48 лет. Он был неотразим в роли Фигаро в комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше. И это несмотря на специфическую внешность. Коклен был маленького роста, коренастый. Но он виртуозно владел “искусством представления”. И екатеринославская публика боготворила француза. Попасть на спектакли с участием бывшего булочника считалось обязательным в культурных домах Екатеринослава. А уж если он наносил визит в чей-то дом, то это становилось событием. Надо ли говорить о том, что пекари со всей округи съезжались для того, чтобы хотя бы один раз увидеть на сцене собрата по ремеслу.
В нашем городе с французской звездой произошел такой случай. Осенью 1892 года Бенуа-Констан Коклен привез а Екатеринослав еще один свой коронный спектакль – “Сирано де Бержерак” Ростана. Один из критиков писал, что в этой роли “Коклен покорял зрителей коренастой фигурой, заносчивой посадкой головы, вздернутым кверху знаменитым носом трубой, хулиганством в движениях, находчивостью Гавроша в речи…”. Длинный нос делался из искусственного материала и клеился на лицо. Но прямо перед одним из спектаклей кто-то украл из гримерки нос героя. Кто и зачем это сделал – неизвестно. За кулисами возник переполох, ибо второго сценического носа у гастролера не оказалось. В итоге спектакль был сорван. Публика неистовствовала от возмущения и требовала вернуть деньги. И только на следующий день, сделав новый длинный нос для Сирано де Бержерака, Коклен вышел на сцену. И это был его триумф.
Автор: Андрей Тулянцев, кандидат искусствоведения
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |