Аутизм является сложным нейробиологическим отклонением, которое проявляется в течение первых трех лет и обычно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это глубинное расстройство, выраженное в нарушении развития практически всех аспектов психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.
Аутизм встречается во всех расовых, этнических и социальных группах, он в четыре раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек.
Аутизм мешает способности человека общаться и строить отношения с другими людьми.
Наиболее характерными чертами клинической картины раннего детского аутизма являются неадекватность поведения и реакций на эмоции других людей (избегание прикосновений, пронзительный визг при попытке установления контакта, холодность и отстраненность в ответ на ласку, смех в ответ на огорчение и т.д.), своеобразие развития речи или же ее отсутствие, механическое повторение услышанных последних слов или даже фраз, многократное повторение однородных действий (например, навязчивое желание стучать по предметам или следовать по строго определенному маршруту), привязанность к неигровым предметам, их текстуре, запаху, звуку от ударов по ним, времяпрепровождение преимущественно с неодушевленными предметами…
Симптомы могут варьироваться от едва заметных до весьма серьезных. Все эти отклонения характеризуются различными степенями ухудшения в навыках коммуникации и социальных способностях, а также навязчивым поведением. Хотя синдром детского аутизма окончательно формируется к 2,5-3-м годам, тенденции аутистического развития могут быть обнаружены практически с рождения ребенка.
Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
С тоит задуматься над ситуацией, если ребенок :
- не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";
- до 12 месяцев жизни не лепечет;
- до 12 месяцев не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет на прощание и т.п.);
- до 1,5 лет не произносит слов;
- до 2-х лет не произносит спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии);
- не откликается на имя при сохранном слухе;
- обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
- не обращается за помощью;
- не пытается чем-то поделиться;
- использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет;
- если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части речевых или социальных навыков.
Если у Вашего ребенка присутствует один из этих признаков, пожалуйста, обратитесь к педиатру или семейному врачу для консультации. Наличие трех и более признаков - повод для незамедлительного обращения к детскому психиатру.
Согласно результатам последних исследований, когда родители подозревают, что с ребенком что-то не так, они обычно правы. Если вы озабочены развитием вашего ребенка, не ждите: поговорите с врачом о диагностике аутизма.
К сожалению, пока не существует медицинского способа профилактики, обнаружения и лечения аутизма, но ранняя диагностика и незамедлительное поведенческое вмешательство в течение, по крайней мере, двух лет в дошкольном возрасте, может привести к существенным улучшениям коэффициента умственного развития и речевой способности у многих детей с расстройствами аутистического спектра.
В настоящее время наиболее эффективным способом реабилитации детей с РСА считается реализации комплексной программы индивидуальной коррекции аутичных расстройств у ребенка, которая охватывает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию.
Мировая практика терапевтической помощи показала, что по важности лечебных мероприятий главную роль играют коррекционное воспитание и обучение. На сегодня свою состоятельность доказали следующие коррекционные подходы для корректирования нарушений аутичного спектра: прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA), структурированное обучение ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children), сенсорная интеграция, развитие межличностных отношений (Relationship Development Intervention, RDI), метод "Son-Rise", средовой подход (И.Ю.Захарова), нейропсихологический подход, методы альтернативной и поддерживающей коммуникации, разновидности терапий (музыко- и арт-терапия).
Применение же фармакологических средств направлено на коррекцию таких симптомов, как: выраженная агрессивность/аутоагрессия, гиперподвижность, тревожность, страхи, многочисленные стереотипии, расстройства настроения, а также нормализация режима сна-бодрствования, повышение способности к обучению и социальной адаптации ребенка.
Также следует отметить тот факт, что воспитание аутичного ребенка является еще более сложной задачей, чем его обучение. Успех этого процесса во многом обусловлен конструктивностью родительской позиции: способностью родителей принять как данность психофизическое состояние ребенка, их информированности, активного творческого подхода к ситуации взаимодействия с собственным ребенком, обеспечения эффективной коммуникации внутри семьи и пр. Для формирования такой позиции необходима помощь специалистов.
Информированность родителей обеспечивают консультации соответствующих специалистов, приобщение к процессу составление и реализации индивидуальных программ обучения и развития ребенка, самообразование, а также участие в семинарах и тренингах соответствующей направленности. Социальную поддержку оказывают группы взаимоподдержки и родительские клубы.
При этом следует помнить, что ребенку измениться ОДНОМУ очень сложно – проще ВМЕСТЕ, меняться вслед за близкими людьми, за теми, с кем он больше всего проводит времени.
Результатом слаженной комплексной работы родителей детей с РСА и профильных специалистов являются позитивные изменения ребенка в плане его развития и социальной адаптации.
Общественная организация помощи детям с расстройством аутичного спектра «Особое детство»
Gorod`ській дозор | |
Фоторепортажі та галереї | |
Відео | |
Інтерв`ю | |
Блоги | |
Новини компаній | |
Повідомити новину! | |
Погода | |
Архів новин |
Жалко, что я научилась этому методу, когда ребенок стал пятнадцатилетним подростком, есть надежда на улучшение его самочувствия, но в маленьком возрасте такое лечение, наверное, было бы эффективнее. Відповісти | З цитатою | Обговорення: 1