Она – человек известный в нашем городе. Ей приходится частенько выступать перед многодетными и приемными родителями. И то, о чем Валентина Никифоровна рассказывает, вызывает и восторг, и удивление, а иногда и недоумение.
Валентина Ионова – мама-педагог семейного детского дома. Имея своих пятерых, вполне осознанно взялась за воспитание сирот. В то время, 22 года назад, семейные детские дома только начинали открываться, и никто не мог предвидеть, каким будет продолжение. Предстояла творческая работа, в основе которой была любовь к детям. Тогда ей предложили проэкспериментировать, как вольются в семью дети-сироты подросткового возраста. Их было восьмеро. Оказалось, что и в таком возрасте дети могут адаптироваться в семье. Более того, подросткам семейное воспитание так же необходимо, как и малышам.
Потом дети стали прибывать один за другим. И самое большое их число в семье Ионовых было 17!
Опыт первопроходца особенно важен и ценен. Сегодня Валентина Никифоровна убеждена, что самое лучшее число детей в семье – пятеро. И не потому, что маме чрезмерно трудно, когда их много - не так комфортно и детям.
За эти 22 года мама Валя поняла очень много, и на некоторые вопросы ее взгляд изменился очень даже существенно. Спустя годы пришла к ней осознанная ответственность, тогда как вначале были эмоции, жалость к детям и естественное женское желание всем помочь.
Сегодня Валентина Никифоровна может подвести первые итоги. Она первая сделала то, чего от нее никто не требовал: более десятка детей возвратила их родным мамам, восстановив тем самым душевное равновесие своих приемных детей и подарив счастье материнства женщинам, которых лишили материнских прав.
Она поняла: несмотря на то, что дети называют ее мамой, они всегда помнят и тоскуют о кровных матерях. Никогда ни об одной женщине не сказала плохого слова, более того, очень уважает тех, кто ради своего ребенка смог перестроиться и начать новую жизнь. А для детей мать никогда не бывает плохой.
- Успешно то, что делаем не для себя, а для детей, - убеждена Валентина Ионова.
То, что она сделала, - подвиг. Обласкать и обогреть чужих детей, воспитать в них чувство собственного достоинства, научить мечтать и идти к заветной цели – иначе не назовешь. Сколько она спала, когда их было у нее 17? Ложилась, когда темнело в глазах. А уже к 7 утра для них должен был быть готов завтрак. Затем дети уходили в школу, а Валентина Никифоровна мыла посуду, начинала готовить обед и убирать.
Может, кто-то с ней не согласится, но никаких дежурств, как в армии, она не признает. Сама всегда мыла посуду и убирала.
- Это надо для меня. Я знаю, что мои тарелки не в мыле, и что они такие чистые, какими должны быть. Да и качество уборки не будет таким, как надо, если доверить ее ребенку.
Спорный вопрос? Но жизнь подсказывает, что не в тарелках дело. Все воспитанники Валентины Ионовой получили профессии, все работают и ведут нормальный образ жизни, обслуживая себя в быту. Как оказалось, то, что требуется, они выполняют, хотя мама Валя их и не заставляла это делать дома.
- Все дети такие разные. По-разному относятся к труду, по-разному взрослеют, и даже в разное время, - рассказывает Валентина Никифоровна.
А говорить с ней – одно удовольствие. Ее бесценный опыт воспитания сирот, конечно же, надо изучать и распространять. А для этого просто необходимо, чтобы Валентина Никифоровна изложила его на бумаге. И это был бы замечательный интересный научный труд. Ведь каждый шаг, и месяц, и год, и двадцать были важным экспериментом, в результате которого изменилась и она сама, став терпимее и пластичней в мыслях и поступках. Ее признание необходимости глубокого индивидуального подхода к каждому ребенку как бы и не ново. Вроде бы это всем известно и понятно, но Валентина Ионова понимает это не теоретически, а как-то по особому реально. Ведь через ее сердце прошли абсолютно разные дети. Воспитывала она, например, мальчика Женю, который категорически не хотел работать. «Бомжом буду, а работать не буду», - говорил он. Потом заметили, как охотно он штопал девочкам колготки, шил кошельки и накидки. И этот труд доставлял ему удовольствие. Значит, ей, маме, надо распознать в каждом ребенке его способности. Иногда это сложно, ведь у детей разный уровень интеллекта. Как-то определила одного мальчишку в ПТУ учиться на каменщика, думала, что это временное обучение, Ну, научится для себя строительному ремеслу, а потом подберут что-то более интересное. И тут мастер училища рассказал, как виртуозно воспитанник Валентины Никифоровны кладет кирпичи. Это, оказывается, его дело.
Сейчас детей у Ионовой осталось семеро, а в июле ее дом и вовсе опустел: дети отдыхают в лагере, а мама консервирует компоты и овощи. Детдомовцы приходят в семью Валентины Никифоровны, там учатся жить, набираются ума-разума и уходят. Десять получили высшее образование. И мать рада, что всем ее детям хочется построить свои семьи благополучными, хочется доказать обществу, что они ни в чем не уступают домашним детям.
Есть возраст паспортный, а есть физиологический. И с этой проблемой тоже столкнулась Валентина Никифоровна. Даже если в семье есть ровесники, все равно они разные, и запросы, потребности у них разные. И это надо учитывать, считаться с этим.
А для себя процесс воспитания Валентина Ионова определила так: отработка негатива. Воспитывать - значит отсекать то плохое, что есть в характере, душе и мыслях ребенка. Превращать его в доброе, хорошее и светлое.
Но как? Словами этого не рассказать. Надо просто любить и терпеть, вместе страдать, и тогда спустя годы из ершистого и все отрицающего подростка проклюнется душевный человек.
Валентина Ионова – мастер будить души. А это - самое ценное мастерство.
Автор: Людмила Пашук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Низкий Вам поклон! Ответить | С цитатой