"Школа офлайн" - комплексная политика Министерства образования и науки Украины, которая реализуется в сотрудничестве с профильным вице-премьер-министром Михаилом Федоровым. Ее цель — вернуть детей к безопасному очному обучению, а там, где это невозможно, — создать условия для качественного и эффективного дистанционного образования.
«Наша миссия в трансформации образования – построить систему, способную формировать профессиональных и счастливых людей для новой инновационной экономики. Граждан, способных оградить себя и свой дом от любых угроз. Украина понесла значительные образовательные потери, и ключевая предпосылка для повышения качества образования — доступ детей к безопасному очному обучению. Именно поэтому мы внедряем комплексную политику «Школа офлайн», цель которой – вернуть примерно 300 000 учеников за школьные парты», — отмечает Михаил Федоров, вице-премьер-министр по инновациям, развитию образования, науки и технологий — министр цифровой трансформации.
За последние 4 года украинская система образования понесла значительные потери. COVID-19 и полномасштабная война отразились на динамике и достижениях учащихся. Как следствие, украинские дети отстают от сверстников из других стран на 1,5–2,5 года обучения. Об этом свидетельствует исследование PISA-2022.
«Внедрение дистанционного формата обучения во время пандемии и его продолжение после начала полномасштабной войны были вынужденными и очень важными шагами, которые помогли нам сохранить систему образования. В то же время, дистанционное образование — одна из причин появления и углубления образовательных потерь у наших детей. Так что такой формат не может быть долгосрочной стратегией для государства. Сегодня есть разные категории учеников с разными потребностями, как: дети на временно оккупированных территориях или дети за рубежом. Наша задача: предложить индивидуальный подход для каждого ребенка — прежде всего, качественное образование, которое отвечает потребностям и условиям, в которых находятся ученики», — отметил Оксен Лесной, министр образования и науки Украины.
Сейчас почти 1 млн детей учится онлайн: около 600 тысяч в Украине, еще почти 400 тысяч за рубежом. Дистанционное обучение — один из самых больших вызовов для государства. Дистанционное образование не позволяет детям социализироваться и развивать мягкие навыки. Во время обесточиваний ученики не могут учиться или совсем не имеют нужных для уроков гаджетов. Также один из важнейших аспектов – безопасность. Невозможно проконтролировать, чтобы все дети, которые учатся онлайн дома, спускались в укрытие во время воздушных тревог.
Именно поэтому внедряют комплексную политику «Школа офлайн», которая предоставит доступ к безопасному очному образованию, а также позволит повысить качество дистанционного обучения, если выход офлайн невозможен.
«Школа офлайн» содержит ряд политик, при разработке которых мы проводили встречи в областях, громадах, с педагогами и партнерами. Часть регионов уже приступила к реализации политик, и мы ожидаем постепенную имплементацию уже с нового учебного года. Со своей стороны будем поддерживать всех участников образовательного процесса на этом пути», — отметила Надежда Кузьмичева, проектная менеджер «Школы офлайн».
При формировании политики учли условия каждого ребенка — перемещенных в результате военных действий; тех, кто находится на временно оккупированных территориях; за границей; тех, кто имеет/не имеет доступа к очному или смешанному образованию. Также большее внимание уделяется учителям, чтобы они могли сосредоточиться на работе с учениками одной категории без двойной нагрузки.
Политика «Школы офлайн» содержит пять основных компонентов, учитывающих специфику каждой категории учащихся и учителей.
Инфраструктурные решения: укрытие + автобусы + девайсы
Укрытие. В этом году государство выделяет субвенцию 2,5 млрд грн на строительство укрытий в прифронтовых областях. Средства распределяются через систему DREAM: каждая громада может подать заявку на платформе, чтобы получить средства на укрытие. В настоящее время 57 проектов уже получили финансирование. Однако потребности значительно больше, ведь нужно построить еще 165 укрытий в 8 прифронтовых и приграничных областях.
Автобусы. Там, где по причинам безопасности невозможно построить укрытие, громады будут закупать автобусы, чтобы подвозить детей в безопасные места для обучения. Правительство уже выделило 1 млрд грн на эти нужды.
Девайсы. Отдельная задача – девайсы для учащихся и учителей, которые не могут вернуться к очной учебе. Их потребность определят в начале учебного года.
Детальнее — на инфографике.
Обучение по месту нахождения ребенка
Дети, которые были вынуждены изменить место жительства из-за действий страны-агрессора, могут учиться в школе по месту пребывания. Это возможность социализироваться и интегрироваться в новую громаду. Если школа по месту жительства не имеет укрытия или свободных мест, то дети могут продолжить учиться дистанционно в своей школе.
Детальнее — на инфографике.
Просмотр сети дистанционных школ
Сейчас дистанционно учатся разные категории учащихся, которые отличаются по потребностям и учебным программам. В частности, дети за границей учатся по двойной программе, дети на временно оккупированных территориях — без постоянного доступа в интернет, дети на прифронтовых территориях — без доступа к очному образованию. Поэтому учитель не всегда может обращать внимание на каждого ученика и применять неформальные подходы на уроках.
Чтобы создать более комфортные условия для учащихся и учителей, меняется сеть дистанционных школ. Теперь минимальная наполняемость — 20 учеников в классе. Наличие как минимум одного класса для всех лет обучения: с 1 до 9 или с 5 до 11 класса (или с 8 до 11 для лицеев).
Детальнее — на инфографике.
Обучение детей на временно оккупированных территориях
Для детей, находящихся на временно оккупированных территориях, вводятся новые форматы обучения. В частности, индивидуальный план обучения (педагогический патронаж) или дальнейшее обучение в дистанционном классе своей школы, если ситуация с безопасностью дает возможность посещать занятия. Или вместе с учителем перейти в другой класс, если их школа временно прекращает работу. Для этого родители должны написать заявление.
Детальнее — на инфографике.
Дети за границей
Дети за границей учатся в местных школах и часто совмещают это с учебой в родном украинском заведении. Соответственно получают двойную нагрузку. Чтобы избежать этого, внедряется украиноведческий компонент. Это сокращенная образовательная программа, позволяющая уменьшить обучающую нагрузку на учащихся. Дети смогут очно учиться в стране пребывания и одновременно дистанционно учить украиноведческие предметы. В частности, украинский язык и литературу, историю Украины, защиту Украины, географию. Кроме того, предметы из иностранных школ будут перезачислять.
Детальнее — на инфографике.
Кадровый резерв. Педагог будет получать среднюю зарплату и проходить обучение, чтобы впоследствии вернуться к преподаванию в школе.
Переход в другое учебное заведение при наличии вакансий.
Детальнее — на инфографике.
Узнать больше о проекте «Школа офлайн» можете на сайте и в вайбер-канале.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |