В начале июля на городских заправках повысилась стоимость бензина и дизтоплива. Причина – возвращение к довоенным налоговым ставкам.
Очевидно, что рост цен на горючее станет своеобразным индикатором роста цен на все. Подорожает ли проезд в общественном транспорте? Насколько увеличится стоимость товаров и услуг? Какие ценовые сюрпризы ждут днепрян осенью?
В начале полномасштабного военного вторжения в Украину враг яростно стремился создать в нашей стране топливный коллапс. Массированные вражеские атаки были направлены на нефтехранилища. В марте 2022-го были нанесены ракетные удары по нефтебазам во Львове, в Днепропетровской, Волынской, Ровенской областях. А нефтебазу в Крячках Киевской области агрессор обстрелял дважды – 12 и 27 марта. Тогда же оккупанты нанесли удар по нефтеперерабатывающему заводу — Кременчугский НПЗ, который был основным производителем горючего в стране.
В Украине возник острый дефицит горючего, который ощутили не только промышленные предприятия, но и обычные граждане. Днепряне помнят километровые очереди на маршрутки в конце весны – начале лета 2022 года.
Положение усугублялось также тем, что до начала полномасштабного вторжения значительная часть топлива поступала в Украину из России и Беларуси. Последняя, например, обеспечивала порядка половины всего бензина на отечественном рынке. Понятно, что возникла острая необходимость экстренно переориентировать импорт топлива на Европу.
И тогда Верховная Рада подержала инициативу Кабмина о дополнительных налоговых стимулах: нулевой ставке акциза на бензин, дизель и газ и снижении НДС почти в три раза — с 20 до 7 процентов.
Но, спустя год, глава финансового комитета ВР Даниил Гетманцев признал это решение ошибочным. И в июле 2023-го всё вернулось на круги своя.
— Я считаю, что понижение этих ставок было огромной ошибкой, — отмечал он в интервью «РБК-Украина». — Это совершенно никак не повлияло на цену топлива. Это лишь повлияло на заработок трейдеров.
Анонсированное в мае повышение налоговых ставок, разумеется, не осталось незамеченным. Некоторые АЗС увеличили расценки еще в июне, а с начала июля на всех днепровских заправках цена бензина и дизтоплива подскочила на несколько гривен.
Как только подорожало горючее, в Днепре сразу же заговорили о возможном повышении стоимости проезда в городском транспорте. Причем заговорили как-то буднично, как о чем-то совершенно неизбежном. Бензин ведь подорожал, и не сегодня так завтра транспортные тарифы обязательно поднимут.
Но городская власть народного пессимизма не разделяет, и в ближайшее время повышать стоимость проезда не планирует.
— С начала июля на многих заправках Днепра цена на топливо выросла на 3-5 гривен, — рассказывает Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского горсовета. — И в дальнейшем она будет немного расти. Ожидается, что цена за литр горючего в зависимости от сети заправочных составит 48-54 гривен. Это не повлияет на стоимость проезда по городу. Увеличение цены топлива примерно на 10% — это рост себестоимости перевозок на 5%. Но это не настолько существенное повышение, чтобы поднимать цену проезда в общественном транспорте. То есть именно из-за данного текущего увеличения цены на бензин не планируем рассматривать вопрос об увеличении стоимости проезда.
По мнению чиновника, в обозримом будущем для водителей стоимость горючего вырастет в среднем на 10-15 гривен. Но обычным пассажирам общественного транспорта существенных перемен ожидать не стоит.
Пассажирам пока волноваться не стоит: цены на проезд не изменятся. Это подтверждают не только представители транспортного департамента, но и сами перевозчики.
— Наше предприятие не планирует поднимать стоимость проезда на автобусах, — констатирует Евгений Герасименко, генеральный директор ООО «Технополис». – На сегодня это вопрос не рассматривается вообще.
При этом перевозчики признают, что им повезло меньше, чем пассажирам. Себестоимость перевозок пусть и не существенно, но выросла.
— Конечно, увеличение стоимости топлива приведет к подорожанию перевозок, — утверждает Андрей Руссавский, директор ООО «Автотрансервис».- Но это скажется только на перевозчике. Для пассажиров ничего не поменяется. Приведет ли это к росту цен вообще? Думаю, что да. Ведь топливо тянет за собою все. Это составляющая экономики любой сферы деятельности.
Ключевое слово в общении с экспертами — «пока». Действительно, сегодня и сейчас ситуация с общественным транспортом более-менее благополучная. Но только пока. Сам факт повышения цены топлива – повод напомнить о проблемах транспортников вообще. Одна из острейших – кадровый голод.
— Сегодня дефицит кадров городского общественного транспорта составляет около 40%, — отмечает Михаил Тонконогий, председатель профсоюза автомобилистов и автоперевозчиков Днепра. — Это рекордный показатель по отрасли за много лет. Почему он образовался? Водители маршруток получают, допустим, 20 тысяч гривен за 15 рабочих смен. Вроде бы и неплохо! Но водители бензовозов или рефрижераторов зарабатывают по 50 тысяч. Разница ощутима! Вот многие маршрутчики и уходят.
По словам профсоюзного лидера транспортников, перевозчики докатывают машины «до ручки». Нет денег на ремонт, на закупку запчастей.
— Сломалась, к примеру, коробка передач, которая на большом автобусе стоит 2-3 тысячи евро, — поясняет он. — Ее не ремонтируют, а переставляют с другой машины. Таким образом, за полтора года войны «трупные ряды» перевозчиков пополнились. Так что осенью вполне можно ожидать повышения стоимости проезда в городских маршрутках на 1-2 гривны.
То есть дальнейшее подорожание топлива может обнажить «тонкие места» транспортников. А как известно, где тонко, там и рвется. И тогда уже повышения транспортных тарифов не избежать.
Впрочем, повышение цены на горючее скажется не только на транспортниках. Оно повлияет на малый и средний бизнес, сферу услуг и вообще на всех нас – конечных потребителей.
На одной из днепровских заправок верхнюю позицию на электронном табло занял не 95-й бензин, а кофе. Владельцы АЗС продемонстрировали, что литр элитного бензина обойдется водителю дешевле двух чашек кофе. Все это так. Но цены эти связаны между собой, как нитка с иголкой. Для того, чтобы кофе имелось в наличии его же надо привезти, используя тот же подорожавший бензин. Образно говоря, в каждой чашке ароматного бодрящего напитка есть своя капля топлива.
Разумеется, привезти нужно не только кофе, а множество самых разных товаров. Логистическая составляющая есть везде. Потому эксперты утверждают, что вместе с бензином и дизтопливом подорожает практически все!
— Скорее всего, это приведет к тому, что подорожают все товары, которые перевозят, — говорит экономический эксперт Виктор Жих в интервью «Дніпро ТV». – А перевозят практически все, в первую очередь, автомобильным транспортом. Начиная с муки, хлеба и заканчивая чем угодно.
Последствия роста цен на горючее днепровские предприниматели ощутили уже сегодня.
— Как и весь украинский бизнес мы перешли на альтернативные источники энергии, — рассказывает Дмитрий Бражник, владелец небольшого днепровского кафе – То есть у нас есть генератор. Работает он на бензине. При цене на топливо 45-46 гривен за литр это одна сумма, но, если стоимость бензина перевалит за 50 гривен, ситуация изменится. На нашем микроуровне разница существенная.
Увеличения стоимости горючего отнюдь не единственная беда днепровских предпринимателей. Просто топливо – нерв отечественной экономики, который в очередной раз сигнализирует о болевых точках нашего бизнеса. А точек таких предостаточно. Ведь возвращение к довоенным налоговым ставкам больно ударит также по среднему и среднему бизнесу. По мнению предпринимателей, попытка таким образом пополнить бюджет ни к чему хорошему не приведет.
— Власть щипает тех, у кого нечего отщипнуть, — считает Наталья Эшонкулова, глава общественной организации по защите прав предпринимателей «Укры». — Напомню о печально известном законопроекте №8401, который возвращает к довоенному налогообложению. Мы просим отменить проверки расчетных кассовых операций, которые губительны для представителей малого и среднего бизнеса. Предприниматели вынуждены поднимать цены, но доходы людей, как правило, не позволяют платить больше. Замкнутый круг. Печально, что у нас нет эффективной коммуникации с властью. Власть делает что-то свое. Хочет найти какие-то рычаги, чтобы побольше взять с малого бизнеса, но наши проблемы не учитывает. А в конечном итоге, наши проблемы – это и проблемы потребителей.
Пока ценовой скачок на топливо, товары и услуги не настолько ошеломляющий. Но сейчас лето. Знойный июль, в котором, как правило, мало что происходит в экономике. Другое дело, осень. Ведь именно осенью считают не только цыплят, но и сверяют ценники. Что ждать днепрянам от осени-2023?
По мнению экономического эксперта Михаила Крапивко, осенние цены в большей степени будут зависеть не от налоговых инициатив законодательной власти, а от ЗСУ.
— Очень многое будет зависеть от ситуации на фронте, — утверждает эксперт. — Если будет ощутимый прогресс и удастся дойти хотя бы до Крыма, это может сдержать инфляцию, даст позитив экономике, затормозит бизнес-эмиграцию, удержит курс национальной валюты.
Михаил Крапивко предположил, что осенью цены поднимутся. В худшем случае они вырастут на 30-40 процентов, а в лучшем — лишь на 10 процентов.
Автор: Александр Разумний.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Помнится маршрутки начинались с дырявых подзаборных RaF-иков, тогда уже извозчики плакали, какие они несчастные, постепенно эти "убыточные" (читай - убогие) сменили те RaF-ики и "Нюськи" на Mercedes-Benz Sprinter и все так же плачут... Кассовые аппараты в каждую машину, извозчику минимальную зарплату и ему станет по фиг - сколько то топливо, масло, запчасти стоят, сколько льготников онО везет, будет все прекрасно. И никто не уволится, а если и уволится, на его место придут другие, которые, благодаря политики нынешней власти, будут за тарелку супа (без мяса) баранку крутить. Ответить | С цитатой
Это всё равно, что спросить меня, если я голоден, буду ли я есть?
Другое дело, что проезд должен был стоить 4 грн., а не 15.
Относительно 4 грн. подорожание неизбежно.
Далее делайте выводы сами. Ответить | С цитатой
Когда топливо дешевело - проезд подешевел? А сейчас когда подорожало немного визг пошел про подорожание проезда. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1