|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает раскрывать малоизвестные страницы истории архитектуры нашего города.
Мы часто рассказываем о жизни известных архитекторов, об истории известных сооружений.
А 24 октября исполняется 235 лет со дня утверждения первого генерального плана застройки нашего города. Это хороший повод вспомнить о том, как начиналась планировка города, какие факторы влияли на этот процесс больше двух веков назад.
Как появился на свет первый генплан? Кто был архитектором первого генерального плана? Какие идеи расположения и застройки предлагал первый генплан? Какими были его плюсы и минусы? Что из задуманного удалось осуществить, а что нет, и почему?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
Первым градостроителем Екатеринослава должен считаться Клод Геруа. Ведь именно он в 1786 году первым «начертал» генеральный план строительства города. План утвердила императрица Екатерина II, но он, к сожалению, остался во многом нереализованным. Академик из Франции, Геруа не стал первым зодчим Екатеринослава. Он вошел в историю нашего города скорее как «архитектор-неудачник».
Биография Геруа до сих пор не исследована и является чуть ли не сплошной загадкой для историков архитектуры. Даже фамилию архитектора пишут по-разному – Геруа, Героа, Леруа, Эруа, Эруэн. На наш взгляд, здесь нет ошибки. Скорее всего, речь идет о разных вариантах написания одной французской фамилии – L'Herois.
Что же мы знаем о Клоде Геруа? Несколько строк, переписанных из одной книги в другую... Клод Геруа прибыл в Российскую империю в первой половине 1770-х гг. из Франции, где в то время уже был признанным архитектором. В 1759 году получил звание академика Французской Академии.
В России Геруа приняли весьма любезно. В 1776 году его удостоили звания академика Академии художеств – за проект «Госпиталь на Невском берегу». Также известно, что Геруа выполнял заказы родовитой знати в Москве и Санкт-Петербурге. К сожалению, дальнейшая информация обрывается. Неизвестны основные работы архитектора, даты и места его рождения и смерти.
Как всегда, если нет документов, на помощь приходят воспоминания. Не самый надежный исторический источник, но все же…
Интереснейшее упоминание находим вдруг в воспоминаниях Франсиско де Миранды. Это авантюрист и политический деятель Латинской Америки, один из основателей государства Венесуэла, который почти год провел в Российской империи. Миранда посетил Юг страны, где долго общался именно с князем Потемкиным.
В книге «Путешествие по Российской империи» он сделал запись под 1787 г.:
«8 января. Вечером князь [Потемкин] сделал мне любезность, рассказав о проектах и перспективах развития города Екатеринослава, разработанных французским архитектором господином Эруэном. Объем строительных работ огромен, и они спланированы с древнеримской щедростью и архитектурным вкусом».
Судя по всему, «Эруэн» - это человек, известный сейчас как Клод Геруа или Эруа…
Планировочные работы по формированию Екатеринослава на Днепре начались в середине 1780-х годов. Указ Екатерины II от 22 января 1784 года определил «Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности по правой стороне реки Днепра у Кайдака». Работы по проектированию города начались сразу после этого указа, а, возможно, и еще раньше.
Указом от 13 августа 1785 года Екатерина II приказала разработать «план строения» Екатеринослава, и затем представить на ее личное рассмотрение для утверждения.
Г. А. Потемкин 6 октября 1786 года лично подал императрице на утверждение специально написанную им инструкцию - «Начертание города Екатеринослава». В документе были определены основные параметры развития города и перечислены его главные сооружения:
«Храм великолепный… посвященный Преображению Господню… Судилище наподобие древних базилик... Лавки полукружием на подобие пропилей или преддверия Афинского с биржею и театром по средине. Палаты Государския, где жить и генерал губернатору… Архиепископия… Дом Губернаторской; вице-губернаторской, дом дворянской и аптека…».
Потемкин стремился привлечь к реализации своих идей лучшие архитектурные силы. Именно эти объекты и постарался «начертать» на своем генплане Клод Геруа, приглашенный, видимо, самым Потемкиным.
Судя по тексту «Начертания», вместе с ним на утверждение императрице был представлен и чертеж первого генплана, выполненного Геруа. Первый генеральный план Екатеринослава Екатерина II утвердила 13 (24) октября 1786 года. План в точности соответствовал идеям и тексту потемкинского «Начертания».
Интересно отметить, что именно генплан Геруа 1786 года задал основные градостроительные тенденции развития нашего города. Планировка выполнена в стиле классицизм и довольно проста – это сетка прямоугольных кварталов.
Для основной городской застройки выбрана пологая вершина огромного холма в излучине Днепра (современная Соборная гора). Здесь намечена главная городская площадь с Преображенским собором и административными и общественными сооружениями, – прототип будущей Соборной площади.
Перечень зданий на центральной площади полностью повторяет список, приведенный в потемкинском «Начертании». Площадь в плане – огромный прямоугольник размерами около 235 на 530 метров. От этой площади расходились все улицы Екатеринослава.
Клод Геруа разработал и первый проект екатеринославского Преображенского собора. Он должен был быть построен по образцу и по плану римского храма «San Paolo fuori le mura», то есть святого Павла за городскими стенами – старейшей христианской базилики, основанной в IV веке н. э. императором Константином.
Первые проекты Екатеринославского собора – главный и боковой фасады, план – хранятся в Российском военно-историческом архиве в Москве. Проект интерьера собора выполнил итальянский художник Моретти. Храм в проекте Геруа представлял из себя грандиозную базилику с пятью нефами. Кроме массивного купола, венчающего здание, украшением собора должны были служить портики - восьмиколонный портик коринфского ордера на главном фасаде и шестиколонные портики на боковых фасадах.
На плане Геруа представлена система строго прямоугольных кварталов с площадью в центре. Кварталы не доходят до кромки холма. На северо-восточном склоне холма запроектирована резиденция наместника края с садом (построена чуть позже несколько в другом месте). Обширный Монастырский остров у холма назван в плане «Сад публичный».
Главная улица Екатеринослава размещена в центре холма и проходит по его главной линии - с северо-востока на юго-запад (линия современной ул. Писаржевского параллельно проспекту Гагарина). Таким образом, развитие города планировалось в южном направлении, путем освоения свободных площадей главного холма. Вопросы связи холма и низменной части оставлены на плане без внимания.
На генеральном плане Клода Геруа застройка города занимает лишь вершину холма – Соборной горы. Геруа оставил без внимания районы в низменной, приднепровской части. Хотя, возможно, на плане, утвержденном императрицей, изображена только первая очередь строительства? На этот вопрос пока нет ответа. Однако план Геруа был руководящим документом для строительства Екатеринослава четыре года, с 1786 по 1790 гг.
До сих пор не найдены другие чертежи Екатеринослава, выполненные Геруа. Неизвестно, существовали ли они вообще. Сохранились только чертежи собора, которые приписываются французскому академику. Несмотря на это, в историографии существует устойчивое утверждение о якобы гигантских размеры строительства города: 20 верст в длину, 15 верст в ширину, площадь в 300 кв. верст, от Днепра до реки Суры (то есть больше, чем территория современного мегаполиса). На чем основано такое устойчивое утверждение, не совсем ясно. По крайней мере, его не подтверждают картографические источники, и среди них первый генплан 1786 года. Возможно, источником появилось стереотипное представление о Г.А. Потемкине как о гигантомане, каким его изображали в историографии конца XVIII-XIX веков.
Кварталы слободы Половицы у Днепра в генплане Геруа проигнорированы, и показаны в виде хаотично расположенных участков без намеков на перспективу дальнейшей застройки. Возможно, это объяснялось довольно частыми наводнениями.
План Геруа уже был утвержден семь месяцев, когда 9 (20) мая 1787 года был официально основан Екатеринослав на Днепре. После указа от 22 января 1784 года, только в 1786 году начались подготовительные работы на месте строительства Екатеринослава – под горой, в слободе Половице заготавливали строительный материал.
Официальная церемония основания Екатеринослава на Днепре произошла 9 мая 1787 года, во время южного путешествия императрицы Екатерины II. На вершине днепровского холма был положен первый камень в фундамент Преображенского собора, а вместе с ним и всего города. Второй камень положил император «Священной Римской империи германской нации» Иосиф II Габсбург, который сопровождал Екатерину II в путешествии, третий – генерал-губернатор Г.А. Потемкин. Городской сайт подробно освещал загадки основания Екатеринослава.
Первые камни были положены в фундамент собора, который сооружался именно по проекту Геруа. А что же дальше? По первому проекту успели лишь начать строительство собора: устроили фундамент и начали возводить стены высотой до 4-х метров.
Уже 5 июля 1787 года была образована «Экспедиция для строения губернского города Екатеринослава» и началось собственно строительство города по заготовленным сметам. Однако очередная русско-турецкая война, начавшаяся летом 1787 года, существенно скорректировала планы Потемкина относительно Екатеринослава. Внимание теперь было полностью приковано к причерноморской полосе, где тогда развернулись военные действия.
Заключение в 1791 году Ясского мирного договора, навсегда лишило степную полосу, где расположился новый Екатеринослав, бывшего геополитического значения. Причерноморская зона понемногу становилась центром хозяйственной и экономической активности. Туда же вкладывались основные средства.
Последние годы жизни, до 1791 года, князь Г.А. Потемкин, как мог, поддерживал и стимулировал строительство Екатеринослава. Отказа от инициативы по строительству Екатеринослава на Соборной горе с Преображенским собором и комплексом зданий административно-культурного назначения не могло быть, пока был жив Потемкин. Ведь именно он и выдвинул целостную идею нового города и делал массу усилий, чтобы ее реализовать, пользуясь особыми полномочиями.
В то же время роль негативных факторов (сокращение субсидий в связи с финансированием военных действий, неблагоприятные природные условия местности и другие причины) заставила Потемкина все же пересмотреть часть своих инициатив, что привело к трансформациям градостроительной программы.
Уже через несколько лет после потемкинского «Начертания» произошла эволюция архитектурно-планировочного решения Екатеринослава. Она была вызвана воздействием объективных факторов развития города. Потемкин отказался от услуг Клода Геруа и пригласил к проектированию Екатеринослава своего любимого архитектора – Ивана Старова. О нем подробно рассказывал Городской сайт.
Князь нашел другого архитектора, который спланировал город в несколько более реалистичных масштабах. Екатеринославский наместник Василий Нечуй-Коховский докладывал в 1792 году Екатерине II, что уже в 1788 году Г.А. Потемкин приказал «выписать», то есть пригласить из Петербурга архитектора Старова, чтобы сделать новый план города и соборной церкви.
Иван Старов несколько раз побывал в Екатеринославе, в результате чего появились несколько вариантов генерального плана развития города. Последний из них был утвержден Екатериной II 23 февраля 1792 года.
Иван Старов сохранил в своем генплане огромный собор, нагорный центр. Однако он еще и добавил застройку районов в низменной части, возле Днепра. Именно генплан Старова оказал самое большое влияние на формирование архитектурно-градостроительного облика Екатеринослава. Но генплан 1792 года также предусматривал гигантские объемы строительства.
Сравнивая генпланы Екатеринослава Клода Геруа 1786 года и генплан Ивана Старова 1792 года, можно наглядно убедиться, что центральная композиционная идея (в виде размещения центра города на Соборной горе) идентично воплощена в них. В то же время, исходя прежде всего из экономических соображений, Иван Старов предусмотрел новое направление территориального развития города – на северо-запад вдоль берега Днепра.
Два генплана в то же время существенно отличаются вопросом о наличии в городе сооружений военно-оборонного значения. Ведь на генплане Геруа город со всех сторон, кроме Днепра, окружен системой валов с бастионами. Это был своеобразный атавизм традиции военного градостроительства, в условиях постоянных боевых действий в крае. Вспомним, что Екатеринослав на реке Кильчени строился с 1776 до 1783 года именно как город-крепость.
Вместо этого Иван Старов в своем генплане 1792 года предлагает строить регулярный «открытый» город, окруженный уже не земляными валами и бастионами, а зелеными бульварами.
Отношение к первому генплану Екатеринослава 1786 года работы Клода Геруа со стороны как архитектурной, так и историко-краеведческой историографии – гипертрофированно критическое. Стереотипным стало мнение, что план 1786 года, выполненный по образцам западноевропейских городов, недостаточно учитывал специфику ландшафта (безводный холм), национальную специфику в планировании и функциональных особенностях городов (отсутствует традиционные для той эпохи рыночная, соборная, сенная и другие площади). Наконец, недостатком плана признают, что проектные предложения ограничились только центральной частью холма, не затрагивая соседние, уже частично освоены зоны (например, слобода Половица).
Принято считать, что проект Геруа был отклонен из-за невнимания к природным условиям местности; между тем, это неверно. Оба генплана – и Геруа, и Старова, отличаются только планировочным решением нагорной части. Старов позаимствовал идею Геруа о размещении общегородского центра на высоком холме, и впоследствии только трансформировал ее.
Итак, решающим фактором отклонения проекта Геруа, на наш взгляд, стала не градостроительная концепция, а только масштабность размеров города и отдельных сооружений, непосредственно отвечавшая идеям потемкинской «Начертания». Изменения стратегической ситуации заставили Потемкина отказаться от чрезмерных размеров застройки Екатеринослава и от локализации ее исключительно на труднодоступном тогда холме, и все это воплотил Иван Старов на своем генплане.
Отказ от реализации генплана Геруа 1786 года принято объяснять прежде всего планировочными недостатками. По нашему мнению, прав выдающийся искусствовед В. И. Тимофеенко, который считал, что «проекты К. Геруа не реализовались по вполне объективным причинам», прежде всего из-за недостаточного финансирования и трудностей с водоснабжением. Главный «планировочный недостаток», приписываемый генплану Геруа – акцент на застройку нагорной части – неизменно присутствует в дальнейших проектных предложениях и заложен в основу следующего генерального плана Екатеринослава 1792 года, выполненного уже Иваном Старовым.
Почему же все-таки был отклонен первый генплан Клода Геруа, который полностью следовал «духу и букве» потемкинской инструкции - «Начертания»? Неужели только из-за недостаточного финансирования?
Эта загадка остается до конца не решенной и по сей день.
Интересно отметить, что семья архитектора Клода Геруа осталась в Российской империи, и в дальнейшем прославилась не на архитектурном, а на военном поприще. Сын архитектора, Александр Клавдиевич Геруа, участвовал в Отечественной войне 1812 года, стал генерал-адъютантом, членом Военного совета. Прославился во время восстания декабристов (1825 г.) – взял под охрану Зимний дворец и императора Николая I. Два правнука архитектора тоже стали известными генералами.
Первый генплан Екатеринослава, детище французского академика, постигла трагическая судьба. И все-таки Потемкин и Геруа оказались провидцами, ведь заложенные ими главные принципы застройки города все же были реализованы – классическая планировка, величественный центр на Соборной горе и масштабная Соборная площадь», - завершает Максим Кавун.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |