|«« | «« | »» | »»| |
Известнейший днепровский архитектор, краевед, писатель рассказал в эксклюзивном интервью Городскому сайту о своей судьбе, проблемах развития нашего города и возможности сохранения в нем исторической памяти.
Об Александре Харлане, его исследованиях древних районов и объектов нашего города, о написанных им книгах Городской сайт рассказывал неоднократно. Уже с десяток лет он выступает одним из самых заметных защитников исторического облика Днепра – хотя бы того немногого, что от этого облика сохранилось…
К сожалению, с каждым годом от исторической памяти и объектов Днепра остается все меньше.
Красноречивый пример тому – снесение год назад старых зданий и уничтожение культурного слоя на месте древнего казацкого поселения Половица ради постройки нового ТРЦ в районе улицы Коцюбинского.
Александр Харлан был одним из первых специалистов, кто забил тревогу по поводу происходящего. Но, как чаще всего и происходит в нашем городе, на возмущение общественности застройщики отреагировали… стоическим молчанием и продолжением работ.
Если такими темпами в Днепре будут уничтожаться старые объекты и историческая память, скоро они останутся только в книгах – в том числе, и нашего сегодняшнего собеседника…
Перейдем же непосредственно к беседе…
- Архитектор. Историк. Исследователь истории нашего края. Писатель… А как бы вы определили свою жизненную и социальную ипостась в настоящий момент?
- Прежде всего – исследователь украинской архитектуры и градостроительства. Данное понятие включает в себя и архитектора, и историка архитектуры, и писателя, и художника, и краеведа. К тому же, я еще коллекционер и, соответственно, меценат. Все, что сейчас мной исследуется, в силу сложившихся обстоятельств было забыто или утрачено. Даже то, что люди создавали совсем недавно, по идеологическим, политическим, культурным и историческим событиям и причинам, может быть не услышано.
Изучая большое количество информации, анализируя время возникновение и этапы существования населенных пунктов нашей страны, невольно становишься свидетелем интереснейших процессов становления нашей культуры. Поэтому на сегодня главной задачей является – донести свои открытия как можно большему количеству людей. Открытие должно быть понятным всем! Поэтому делиться всем собранным и изученным – это на сегодня важно!
- Все-таки по профессиональной специализации вы, в первую очередь, - архитектор. Что предопределило выбор этой профессии в молодости? Расскажите, пожалуйста, подробней о ней (где родились, семья, чем продиктован выбор профессии и так далее).
- Профессиональная специализация – это творчество. Каждый творческий человек пробует себя в разных техниках, постоянно совершенствует свое умение воспринимать и передавать, выплескивать и созерцать.
В какой-то момент мне стало понятно, что рисование и живопись – это главное призвание, но после окончания школы следует дальше учиться и повышать навыки. Из высших учебных заведений области, где при поступлении был экзамен по рисунку (к тому же на первых курсах еще и преподавали рисование, причем в очень интересной и необычной манере), существовал только один такой! Где было черчение и история? Только в Днепропетровском инженерно-строительном институте, на архитектурном факультете.
Молодость прошла в Верхнеднепровском районе. Родился я в поселке городского типа Днепровское, который расположен на живописных берегах Камянского водохранилища. Родители мои работали на Верхнеднепровском крахмало-паточном комбинате, всячески поддерживали мои творческие стремления. Благодаря им, стечению обстоятельств и желанию учиться чему-то новому, на моем творческом пути появлялись очень интересные творческие люди. Это вообще отдельная история…
Так или иначе, но благодаря тому, что именно в строительном институте на тот момент была довольно сильная творческая атмосфера, постепенно творчество в моем понимании приобретало многогранную форму.
Во-первых, мой любимый рисунок, здесь трактовался совсем по-другому. Несмотря на упорное противодействие к восприятию и подаче (уже на первом курсе я рисовал довольно пристойно и имел по этому поводу личное мнение), мне приходилось работать в новом русле, стремится понять и осилить новые поставленные задачи.
Во-вторых, начертательная геометрия, которую в выше преподавали уникальные исследователи и мастера своего дела, переворачивала сознание и не оставляла равнодушными никого.
В-третьих, потрясающие результаты архитектурного проектирования, выплеснутые на бумагу, на подрамник, созданные под руководством легендарных личностей, говорили не только о сложности выбранного пути, но и об уникальности профессии, ее неповторимости и глубине.
- Желание стать архитектором подразумевает стремление воплотить некие грандиозные проекты. О каких проектах мечталось в юности?
- Архитектор всегда стремиться создать. Его второе имя созидатель. Особенность профессии не дает покоя на разных этапах творческой биографии ее носителю, - смеется Александр. - Будь то грандиозные или ежедневные проекты…
В юности, посещая различные большие города, я задавался все время следующими вопросами. Что заставляет людей создавать такие грандиозные и неповторимые объекты живописи, архитектуры, градостроительные комплексы? Какие образцы использовали мастера при строительстве своих творений? Откуда черпали вдохновение? Почему в одних местах довольно уникальных и живописных существует обыденность, а другие становятся объектом созерцания и подражания на целые эпохи благодаря профессиональной огранке, подчеркиванию определенных черт и достоинств?
Даже мечтая о создании каких-то крупных объектов архитектуры или творческих проектов, я не мог и подумать, что, исследуя и проектируя, постепенно приближался к грандиозным проектам в своем стремлении постичь историю возникновения и развития многочисленных поселений нашей страны и, конечно же, малой Родины!
- Кого можете назвать своим главным учителем зодчества?
- Мой главный учитель – упорство и желание познать.
Что касается личностей, которые встречались на моем пути, то их было довольно много. Если говорить о процессе влияния на понимание профессии и осознания правильности выбора, то хочется вспомнить Евгения Яшунского, Валентина Ежова и Владимира Тимофеенка . С ними мне доводилось общаться. Это были настоящие профессионалы! Из тех, кого я никогда не встречал, но прекрасно знаком с их работами и считаю их своими учителями в мире науки и творчества, упомяну Георгия Малакова, Григория Логвина и Стефана Таранушенка.
- Какие проекты разрабатывали во время учебы, что стало темой дипломной работы?
- Во время учебы все шло по программе. Темой дипломной работы был ландшафтный парк.
- Как сложился жизненный и профессиональный путь в архитектуре после окончания ДИСИ?
- После поступления в ДИСИ я спустя время окончил уже ПГАСА, - смеется Александр Харлан. – Это было время перемен и перестройки. Снова вернулся на малую Родину. Ушел в украинскую армию после кратковременной работы инженером-дизайнером на промышленном предприятии. Только к концу 1990-х вернулся в Днепр, поработав в Камянском. Потом была целая вереница проектных фирм. Были различные новые объекты - жилые, общественные. И все это происходило на фоне исторической застройки.
Неподдельный интерес к истории существовал с детства. Творчество и история всегда рука об руку шли рядом через долгие годы в жизни. Чем больше задавался целью узнать, тем больше становилось вопросов. Чем больше изучал материал, тем яснее виделась картина прошлого, - неповторимого, глубокого, яркого и самобытного. Опыт разных эпох постоянно совершенствовался, накапливался и представал в виде зодчества. С характерными для каждого исторического периода чертами и особенностями. В подобных объектах отражалась не только архитектурная мысль, но и память места, которая приобретала в определенных местах своеобразный уникальный облик. И только катастрофы и исторические стрессы нивелировали эту неповторимость.
Изучая историю, я понимал, что места, в которых мы родились и проживаем, тоже когда-то были очень интересными. Но, катаклизмы, политика и идеология выкорчевали напрочь большинство жемчужин человеческого гения. Более того, образовавшаяся пустота способствовала деградации среды и качественному изменению понимания прекрасного в новых поколениях. Это хорошо заметно по нашим современным городам. Советский период и его «достижения» как черные дыры зияют в теле наших населенных пунктов.
- Архитектор – специалист, созидающий новое на месте старого… Как же так получилось, что архитектор Александр Харлан в наше время основной миссией видит не строительство нового, а защиту того, что уцелело от старого города?
- Попав в большее количество городов и сел области и страны в целом, вы с трудом найдете качественную человечную среду. Даже то существующее, что ассоциируется с человечностью и красотой, окажется далеко не характерным для недавно прошедшей эпохи. Но оно сохранилось лишь фрагментами и находиться в очень ужасающем состоянии. Ушедшая советская эпоха научила не любить место, связанное с более ранним периодом. Можно даже сказать, эта эпоха научила ненавидеть все, что было связано с дореволюционным переворотом 1917 года.
Эта нелюбовь возникла не на пустом месте. Оказывается, после присоединения к Российской империи земель бывшего Запорожья точно также искоренялось любое упоминание о былой славе и достижениях архитектуры. Как результат – миф, что в наших местах было «Дикое поле».
Когда изучаешь и осознаешь всю глобальность потерь былых эпох, возникает понимание самого процесса архитектурного мышления, его особенностей в разных формах и исторических периодах. Становиться ясно, что процесс разрушения – это неуважение к своим коллегам, которые творили и созидали много лет назад. Такое отношение к своим предшественникам порождает подобное отношение и у будущих архитекторов к современным работникам архитектурного цеха. Казалось бы, созданные совсем недавно визитные карточки города, со временем плавно погружаются в современную среду диссонирующих новостроек и безвкусицы. Так что миссия защиты, - а лучше сказать, изучения истории архитектуры, развития строительного дела в разные века и градостроительного анализа в сложившейся ситуации, - выглядит довольно актуальной и современной.
- Когда вы для себя открыли, что наш город – это не просто сплетение современных кварталов, но и большой пласт истории в них и под ними?
- Глядя на старинные здания, любой человек осознает – это красиво! Степень проработки деталей на фасадах, масштаб и метроритмика, соразмерность человеку, форма и многое другое не просто умиляет, а доносит до нас эстетику и видение людей из прошлого. Их привычки, их ощущения, их способ мышления и достижения.
Оказывается, масштаб исторических следов бывает различным. Если при этом вспомнить не только кварталы, а и то, что их разъединяет или, наоборот, – то, что их соединяет. Конечно, дороги! Эти направления уникальны, они также доносят нам различную информацию. Умение ее читать приходить лишь с опытом.
- И как развивалось это желание глубже исследовать остатки старого Екатеринослава и древних поселений на его месте?
- Развитие желания исследовать также очень многогранно. Это результат творческих и научных сплетений. Большую роль в этом сыграла любовь к коллекционированию. Предметы старины бывают различными. И вот моя первая в городе кирпичная коллекция со старинными клеймами – это также часть хобби.
- Многие считают, что Днепр (в отличие от Львова, Киева и так далее) не обладает настолько глубокой и ценной историей и архитектурой, чтобы их необходимо было сохранять и тщательно исследовать. А что об этом думаете вы?
- То, что я думаю о сохранении и исследовании исторической памяти, я говорил выше. Если мы не будем изучать роль и достижения предшественников, наши молодые коллеги будут снова строить в «Диком поле».
- О снесении кварталов древней Половицы в районе ул. Коцюбинского вы сообщили одним из первых… Это варварство можно было остановить? Каким образом?
- Снесение исторических зданий на Коцюбинского – это не первое варварство, нивелирующее память места. С 1645 года, начиная от Нового Кодака, идет Половица-Екатеринослав-Днепропетровск-Днепр - видите, как много названий, как много времени?!
И что от этой исторической цепи и связи времен осталось? Торгово-развлекательные центры? Серые небоскребы?
Как правило, это - результат действий людей, не понимающих всей ценности и достижений строительной мысли былых эпох. Люди, совсем далекие от творчества и архитектурной мысли, не интересующиеся историей края и города, привлекая на свою сторону представителей архитектурного цеха, «создают» в центре города большую ярмарку. Это варварство можно остановить волевым способом. Главное – понимание и желание.
- Можете хотя бы предположить, сколько артефактов прошлого погибло из-за подобных действий застройщиков?
- Если представить, сколько всего построено на кварталах былой Половицы, проанализировать и нанести на карту направления существующих сетей под землей, во время строительства которых был уничтожен археологический культурный слой, то получиться довольно страшная картина. Как доказательство – официальной датой основания города до сих пор считается 1776 год, - усмехается собеседник. - Мы с вами продолжаем жить в искусственно созданном информационном поле, более того - клочки еще чудом уцелевшей истории уничтожаем, даже не обращая на это внимания. Так ведь «Дикое поле» было!..
Пока в головах не закончиться это дикое поле, пока не проснется интерес и уважение к своим коллегам, своим предшественникам, своей истории, - до тех пор не будет прекращена «базарная страсть» в самом центре нашего города!
- Что может заставить инвесторов и застройщиков в Днепре бережно относиться с «освоению» таких исторических кварталов?
- Инвесторов и застройщиков в Днепре и в других городах бережно относиться к исторической застройке может заставит только выгода. Можно создавать уникальные археологические и исторические точки притяжения для туристов, но это длительный процесс изучения, анализа и исследования. Каждый из пострадавших кварталов длительный период стоял в запустении, времени для исследований было предостаточно, но желания как не было, так и нет…
Очень поучительный пример произошел в Киеве во время строительства торгово-развлекательного центра в низинной части вблизи Днепра, когда обнаружили под землей остатки деревянных построек и мостовых древнего города. Отстаивать даже обнаруженные артефакты очень непросто, а не то что говорить об изучении места вероятного их места расположения…
- Почему в реальности в Днепре не работает общемировая модель обследования исторических ареалов в случае их застройки?
- Кризис в стране и в головах диктует свои правила. Выгода на всех уровнях и ничего лишнего. Легче ничего не найти, чем вкладывать в поиски неизвестного. Согласны?
- К сожалению для всех нас, согласен… Вас не удивляет поразительная активность застройщиков в год пандемии? Почему она, на ваш взгляд, настолько высока?
- Активность застройщиков удивляет. Может, это совпадение, поскольку проектирование и строительство - процесс не такой быстрый. Когда проектировались все проходящие сейчас, во время пандемии стройки, никто еще и не догадывался о пандемии.
- Играет ли роль в этой активности застройщиков снижение контроля за их работой со стороны государства и местной власти? По большому счету, каждый строит, что пожелает сам… Чем обернется нынешняя ситуация в перспективе?
- Снижение контроля за работой застройщиков тоже началось еще до пандемии. Я все же надеюсь на активизацию контроля. Сейчас, после большого перерыва, при Днепровском городском совете создано управление по вопросам охраны культурного наследия. Хочется верить, что все наладиться. Ведь все, что происходит сейчас, имеет длинные временные корни.
- Как вы относитесь к обретающим все большую историко-идеологическую базу идеям значительно увеличить возраст города Днепр, ведя его историю от разных древних поселений на территории города?
- К передатировке времени рождения нашего города я в целом отношусь положительно... Но, как говорится, здесь не все так просто. К сожалению, в последние годы «усердие» желающих сделать наш город намного старше настораживает. Передергивание из одной утопии (в рамках которой годом рождения нашего города задан 1776-м) в другую (сразу на 252 года старше – 1524-й) – это уж слишком!
Я противник датировки рождения города, приуроченной к случайно найденной товарной пломбе, привезенной из Прибалтики. Я сторонник даты 1645 год! Об этом я написал в свежей, изданной в 2020 году Областной библиотекой книжке «Новый Кодак: предтеча Днепра». Именной Новый Кодак, на мой взгляд, – главный претендент на передатирование нашего города!
- Цикл ваших книг о поселениях запорожского казачества – это желание тоже «переписать историю»? Или все-таки – стремление донести историческую правду без подобной ревизионистской подоплеки?
- Книга о Новом Кодаке - это уже третий выпуск цикла «Казацкие поселения на территории Днепра». Главная цель этих исследований - популяризация нашего исторического наследия и знакомство с самыми древними уголками современного мегаполиса!
- Как зародилась идея такого цикла книг?
- Прежде всего, накопился громадный информационный потенциал. К тому же, исследования древних поселений – это тема, которой я профессионально занимаюсь очень давно.
Решение изучать территорию Днепра не пришла сиюминутно. Это результат многолетней работы. Популяризация – миссия современных исследователей культурного наследия. На многочисленных экскурсиях и лекциях я пытаюсь познакомить жителей города и студентов с особенностями архитектурно-градостроительных этапов, зародившихся в казацкое время. Я предложил краеведческому и редакционному отделам Областной библиотеки поработать над созданием этого цикла. И вот теперь готовятся 4-й и 5-й выпуски, посвященные нашим двум Каменкам.
- В различных книгах и издания история таких поселений в той или иной степени была отражена… Насколько сложно было подобрать уникальный материал?
- Дело в том, что я пишу о достигнутых результатах исследований. Подобной информации нигде ранее не печаталось. Для этого нужно было собрать большую часть известных на сегодня материалов, что занимает большую часть времени.
- Расскажите чуть подробней о написании каждой из трех уже родившихся книг – о Таромском, Половице, Новом Кодаке…
- Особенность каждого населенного пункта рассмотрена под разными углами. В каждой книге уделяется внимание планировочной структуре, отдельным не сохранившимся и сохранившимся памятникам, месту локализации самых древних кварталов. Большое внимание уделено топонимике каждого изученного поселения. Все работы иллюстрированы авторскими работами, сделанными специально для изданий. Каждый населенный пункт нанесен на общую схему современного города. В конечном итоге, после изучения всех известных казацких слобод и крепостей, будет понятна полная мозаика создания структуры Днепра.
- Что - в планах этой серии книг?
- В планах - выпуски по Лоцманской Каменке, Каменке Левобережной, Мануйловке и других древним поселениям на территории современного города Днепр.
- Подобная тема сейчас интересна многим горожанам… Есть ли возможность издавать книги большим тиражом и продавать через магазины, туристический центр Днепра?
- Тема действительно очень интересна горожанам. Но п ока возможности издавать эти книги большими тиражами нет. Но многие постоянно спрашивают о возможности приобретения выпущенных книг.
- Как желающим можно приобрести эти книги?
- Можно обратиться в краеведческий и редакционный отделы Областной библиотеки и уточнить вопрос о возможности приобретения. Тираж очень ограниченный.
- Простите за меркантильный вопрос – а есть ли перспектива не только моральной, но и материальной выгоды от этих изданий для их автора? Ведь это парадоксально – не получать заслуженного вознаграждения за подобные исследования…
- Я надеюсь, что подобной перспективы нет, - улыбается Александр. - Поскольку все, что связано с исследованиями нашего города, вот уже много лет – просто энтузиазм.
- Вернемся в ПГАСА, в котором вы преподаете… Чему вы учите своих студентов – строить новое или сохранять старое?
- В ПГАСА я учу исследовать и анализировать существующее, чтобы создавать будущее с уважением к исторической среде
- Можно ли эти две миссии органично совместить в нашей реальности?
- Эти две миссии органично совмещают во всей Европе!
- Полагаю, уровень доходов преподавателя ПГАСА и исследователя истории нашего города несопоставим с доходами востребованных и модных архитекторов… Не было желания свернуть на путь прагматичной разработки коммерческих проектов?
- Мы все занимаемся тем, что нам нравиться.
- Вас удовлетворяет, как именно развивается город Днепр?
- Развитие Днепра – это очень громко сказано... Да, он меняется. Время диктует свои условия. Сейчас главное - сохранить хотя бы то, что есть!
- Как на это развитие влияет и может повлиять КОВИДная эпоха?
- КОВИД? На развитие Днепра? Вирус однозначно повлияет на людей... Что из этого получится? В каком направлении человечество повернет? Но и это, как было давно сказано, пройдет!
- Ваше отношение к мировой пандемии… Это – итог нелепой случайности, мировой заговор или что-то еще?
- Пандемия – это печальное испытание.
- Пандемия уже изменила мир… Когда и чем, на ваш взгляд, она завершится (если завершится вообще)?
- Пандемия меняет мир вокруг нас. Думаю, она завершится - для выздоровевших.
- Каким вы мечтаете видеть наш город через 10, 20 лет?
- Хотелось бы видеть наш город историческим, с большим количеством музеев, без транспортных заторов.
- О чем загадаете в Новогоднюю ночь?
- В Новогоднюю ночь пожелаю всем друзьям и знакомым здоровья. Думаю, сейчас это актуальнее всего.
Интервью с Александром Харланом о древней Половице можно посмотреть в следующем сюжете «Днипро ТВ»
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Что касается ул Коцюбинского, то там 100лет или даже более был торговый лабаз еврейский - после реконструкции он там и остался.
Новостройки города - это торжество пенобетона. Ответить | С цитатой
Кстати, что такое "дореволюционный переворот 1917 года"? Очередное эпохальное открытие какого-нибудь вятровича? Ответить | С цитатой