Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 26 ноября 2024
00:12

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

В Днепре представили «Хроники чумного года»

|«« «« »» »»|

Сегодня в Днепропетровском художественном музее открывается выставка известнейшего художника Александра Ройтбурда, посвященная осмыслению нынешнего, безумно-карантинного года.

Городской сайт уже сообщал о подготовке этой выставки, которая будет работать со 2 по 25 октября. И, на мой взгляд, в этом году данное событие станет одним из самых ярких в культурной жизни Днепра!

Вчера, накануне открытия, ограниченная из-за карантина группа журналистов смогла увидеть картины экспозиции и пообщаться с ее автором, которого искусствоведы называют самым успешным, эпатажным и дорогим из современных украинских живописцев. Также посмотреть на «предпремьерный показ» пришли известнейшие представители культурной сферы Днепра Григорий Гельфер (руководитель проекта «Культурная столица») и Евгений Гендин.

Выставку Александра Ройтбурда «Хроники чумного года» еще до ее открытия специалисты называли «эпатажем и провокацией».

- Мы долго ждали открытия этой выставки, которая до Днепра с огромным успехом экспонировалась во Львове и Луцке, - рассказала директор Художественного музея Татьяна Шапаренко. – Автор привез к нам 37 работ, в основном созданных на карантине. Это портреты, натюрморты и образы – то, что видел мастер, сидя на самоизоляции.
Эта выставка – не напрямую о событиях нынешнего безумного года, и в то же время – о «коронавирусном безумии», поразившем весь мир. Фантазия очень известного и популярного живописца-современника Александра Ройтбурда переносит нас в эпоху средневековья, при этом мастер избирает для картин порой ну очень провокационные сюжеты и придает им узнаваемые черты происходящего в нашем времени!

Наша справка. Александр Ройтбурд – признанный мэтр современной украинской живописи, как определяют искусствоведы – выдающаяся фигура в направлениях «контемпорари» и «трансавангард». В Одессе он и родился в 1961 году, в 1983 году окончил художественно-графический факультет Одесского пединститута. Участник и автор более 100 выставок. Сооснователь ассоциации «Новое искусство» (Одесса). Его считают самым дорогим современным украинским художником. Имеет многолетний опыт куратора самых смелых художественных проектов. Работы художника сберегаются во множестве музеев и частных коллекциях Украины, США, стран Европы.

Александр Ройтбурд вошел в историю украинского современного искусства еще в конце 80-х годов ХХ века как лидер среды «новой волны» в искусстве. Взяв за лейтмотив своего творчества становление в Украине гражданского общества, художник очень часто провоцирует, иронизирует и даже жестоко издевается, но не для эпатажа, а чтобы добиться отклика от зрителя, разбудить мысль. И ему это, безусловно, удается...

Сюжет большинства картин «Хроник чумного года» воспевает красоту женского тела и переосмысливает его сквозь призму психоделических сломов «коронавирусной эпохи». Обилие обнаженных мотивов на данном этапе творчества дало еще больше поводов критикам судить о Ройтбурде как эпатажном художнике.

Сам художник с определением его как эпатажного художника не согласен:

- Секс, эротика – это часть нашей жизни, - справедливо считает он. – Почему для художника эта тема должна быть табу? Из моих 2 тысяч картин лишь около 15 посвящены этой теме, и в реальной жизни эротика занимает намного больше места, чем ей посвящено места в моем творчестве.
Мне же кажется, что лейтмотивом обращения мастера к «фантасмагорическому ню» стал классический тезис «Красота спасет мир!». Именно в этой, неприкрытой и в то же время изувеченной странным временем красоте художник ищет выход, спасение из охватившего весь мир безумия.

Об этом времени Александр Анатольевич говорит:

- Сейчас мы в некотором смысле переживаем эпоху Средневековья. В мире вспыхивают бунты, власть возвращается к силовым методам решения конфликтов, просветительство отступает перед мракобесием. Уничтожается иерархия знаний и социального устройства, основы цивилизации, которые казались незыблемыми последние 200-300 лет…
Со Средневековыми мотивами перекликается сюжет многих работ нового цикла. Пожалуй, самая драматичная из них – картина «Умер», представляющая обнаженного мужчину в средневековой чумной маске. Неужели таким видит художник ковидный финал нашего мира?..

- Нет, это не мое видение финала карантина, - отвечает мастер. – С одной стороны, это картина-реквием, с другой – буффонада… Ирония предостерегает от слепого следования догмам. Не надо сверхсерьезно воспринимать все, что нам навязывают. Ко всем вещам надо относиться философски.
Философский взгляд на жизнь и творчество был присущ Александру Ройтбурду с первых шагов становления как художника. Он с тонким юмором рассказал о том, как долго его отец не воспринимал всерьез занятие Александра живописью. И однажды к молодому художнику (который творил на 13 квадратных метрах комнаты в родительской квартире) пришел уже признанный мэтр одесской живописи. Взглянув на работы Саши, тот молвил:
«Через два месяца твою картину купит Одесский художественный музей, еще через два о тебе напишут в журнале».
Пророчество абсолютно сбылось! Именно через два месяца первую работу 26-летнего Александра приобрел музей, а вскоре о нем появилась статья во всесоюзном журнале «Художественное творчество». Вскоре картина «Сидящий пророк» принесла ему награду на художественном конкурсе в Москве и тоже была приобретена Одесским художественным музеем – за 500 рублей. С этого и начинался долгий путь Ройтбурда к высотам художественного Олимпа…

На вопрос о том, что на этом, почти полувековом пути, он хотел бы поменять, Ройтбурд с присущим ему юмором ответил:

- Да, пожалуй, ничего. Может быть, только мой «донжуанский список» мог быть подлиннее… Я счастливый человек. Во многом превзошел свои детские и юношеские мечты. У меня есть признание, место в этом обществе. Но в целом к себе отношусь критически, мне всегда есть чем быть недовольным.
У мастера уже несколько лет есть предновогодняя традиция. Накануне этого праздника он создает свой очередной автопортрет, в котором отражается прожитый год. Такой автопортрет был завершен и 31 декабря прошлого года, за который живописец создал около 70 работ. На этой работе (которая также вошла в новую выставку) мастер представлен в образе Пьеро и… без рук.

Вот такой он – загадочный и противоречивый Александр Ройтбурд.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Читайте также:


Линна  (07.10.20 11:10): Чего-то в супе не хватает... Ответить | С цитатой
11111  (02.10.20 12:55): А художник точно известнейший? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
110
лет отелю «Астория»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте