|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает эксклюзивный цикл путешествий в ауру старого города.
Мы уже рассказывали об архитектурном декоре старого Екатеринослава – амурах, женских головах, сатирах, львах, птицах и других существах. Рассказывали о балконах, башнях, часах старого города. Рассказывали даже о лестницах, арках и дворах…
А сегодня мы расскажем о колоннах . Это один древнейших архитектурных элементов, известный уже более пяти тысяч лет. Колонны нашего города – какие они?
Что интересного могут рассказать колонны в архитектуре Днепра? Какие колонны старейшие в нашем городе? Какие существуют особенности в оформлении колонн? Что означает понятие «ордер»? Какие колонны любили архитекторы старого Екатеринослава, а какие предпочитали в советский период? Какие самые большие колонны в архитектуре нашего города?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Колонны, как архитектурный элемент, известны еще со времен Древнего Вавилона и Древнего Египта, - рассказывает Максим Кавун. - Колонна делится на три главных составляющих – база, ствол и капитель. Капитель – это венчающая часть колонны, и она как раз имеет несколько разновидностей по деталям архитектурного оформления.
Различают три основных порядка оформления колонн. Они называются «ордер» и получили названия по областям Древней Греции, откуда они, собственно, и происходят, - Дория, Иония и Коринф. Соответственно, различаются дорический, ионический и коринфский ордера.
Дорический ордер – в нем ствол колонны выделен желобками (так называемые каннелюры), а капитель простая, аналогичная базе колонны. Ионический ордер : его отличие - капитель с двумя завитками. Наконец, коринфский ордер – самый роскошный. В нем капитель колонны выделяется растительным декором – несколько листов, отходящих от ствола. Нередко в композицию капители коринфского ордера вплетаются цветы и другие элементы символического плана (даже гербы).
Существует еще один ордер – тосканский – получивший название от одной из исторических областей Древнего Рима, а затем Италии. Это самый скромный ордер, в котором база и капитель колонны практически идентичны.
В архитектуре XIX - XX веков, особенно в эпоху распространения эклектики, широко употреблялись смешанные формы ордеров . Архитекторы смешивали различные признаки в соответствии со своим творческим подходом и желаниями заказчика.
Не стал исключением и Екатеринослав-Днепропетровск, где можно найти как классические формы ордеров, так и смешанные.
Первые колонны в истории города появились в 1787-1789 годах , когда на склоне Соборной горы появился Потемкинский дворец – шедевр архитектуры классицизма. Архитектор Иван Старов, приглашенный князем Г.А. Потемкиным из Петербурга, создал вариант Таврического дворца, который до этого построил для князя в столице империи.
В Потемкинском дворце впервые в архитектуре Екатеринослава были употреблены колонны. Главный фасад украсил портик из шести колонн тосканского ордера . Только тот портик очень отличался от нынешнего: колонны были высотой в один этаж, а не в два этажа, как сейчас, и поддерживали балкон (ныне он не существует).
Но главной изюминкой дворца следует признать не портик главного фасада. Дворец украсили боковые колоннады, в каждой из которых по 10 колонн тосканского ордера, и по бокам в каждой колоннаде еще 2 полуколонны.
В советское время после войны дворец был капитально реконструирован. Портики главного и паркового фасадов украсили по 6 огромных колонн коринфского ордера – намного более пышного, чем тосканский. Интересно, что в капители коринфского ордера здесь вплели изображения музыкальных инструментов – как символ нового предназначения Дворца культуры студентов.
Одними из старейших колонн в Екатеринославе являются колонны дворца Струковых (улица Вернадского, 33). В здании - четыре колонны по фасаду, поддерживающие балкон. История эта интересна и поучительна. Струковы были самой известной дворянской фамилией Екатеринославщины. Поочередно отец, сын и внук Струковы занимали должность «губернского предводителя дворянства».
И вот в 1840-х годах, когда был восстановлен из руин Потемкинский дворец (после смерти князя он пребывал в запустении), Струковы решили возвести себе роскошный дворец на Новодворянской улице. За образец была взята архитектура Потемкинского дворца. Только вместо шести колонн главного портика были выполнены четыре. Дворец Струковых стал как бы уменьшенным вариантом Потемкинского дворца.
Сегодня архитектура дворца Струковых, и особенно его колонны напоминают нам о том, как первоначально выглядел Потемкинский дворец до его разрушения в 1943 году.
Ранний Екатеринослав не мог похвастаться изысканной архитектурой. Город был в основном деревянным, и каменных зданий насчитывалось только несколько десятков. Тем не менее, в 1825 году город украсило очень необычное здание. Это был каменный корпус суконной фабрики , располагавшейся к западу от основной застройки Екатеринослава (сейчас это район железнодорожного вокзала).
Автором проекта корпуса значится в документах некто Дмитрий Торопов , работавший архитектором на фабрике. Однако, скорее всего, он использовал типовой проект из альбома проектов, разработанных знаменитым архитектором ампира Василием Стасовым. Ампир – это поздний вариант классицизма, когда декор практически исчезает, а формы становятся более монументальными и крупными.
И вот на окраине Екатеринослава выросло здание с 10-ю (!) колоннами по фасаду. Внушительный корпус хорошо сохранился до наших дней, в советское время здесь располагался хлебозавод № 1. Несколько лет здание пустовало и начало разрушаться. А сейчас, слава Богу, началась реконструкция этого памятника архитектуры. Предполагается, что он станет составной частью комплекса «Кубометр-2» и в нем разместится супермаркет.
Колонны в здании суконной фабрики наполовину имеют каннелюры – бороздки. Таким образом, их можно назвать дорическими. Такое здание XIX века в 10 колонн по фасаду не имеет аналогов на юго-востоке Украины . Только в Одессе существует здание с 10-ю колоннами, это корпус больницы.
В архитектуре периода «золотого века» Екатеринослава (1880-1910-х годов) использовались многие варианты колонн. Архитекторы активно использовали ионический ордер (так называемые в народе «две завитушки»). Ионический ордер добавляет монументальности зданию, но он не столь вычурный, как коринфский ордер.
Первое здание, где употреблен ионический ордер в Екатеринославе, это кафедральный Преображенский собор , построенный в 1830-1835 годах по проекту Андреяна Захарова – автора петербургского Адмиралтейства. Здание с трех сторон украшают шестиколонные портики ионического ордера. Правда, барабан купола оформлен колоннами другого ордера – коринфского.
Исторический музей (старый корпус), построенный по проекту Георгия Панафутина в 1904-1905 годах, отличает главный вход, выполненный в виде ниши. Нишу оформляют две колонны ионического ордера.
Гостиница «Астория» - овеянное легендами здание, построенное в 1913 году. В его архитектуре смешаны неоклассицизм, модерн и даже «украинский модерн». Но в оформлении колонн употреблен ионический ордер.
Практически все здания выдающегося архитектора Александра Красносельского (1877-1944) отличаются своими внушительными колоннами. Архитектор работал в основном в стиле неоклассицизм, где активно используются колонны. В ранних работах он отдавал предпочтение ионическому ордеру: особняк по улице Крутогорная, 12, пансион по ул. Грушевского, 11. Эти здания построены в 1912 и в 1915 годах.
А вот в доходном доме с аптекой Прицкера (проспект Нигояна, 4), построенном в 1916 году, Красносельский уже использует коринфский ордер.
В дальнейшем в зданиях советской эпохи архитектор чередует оба ордера: ионический ордер (2-й корпус ДНУ, реконструкция 1939 г., проспект Яворницкого, 36), жилой дом на ул. Святослава Храброго, 22. Зато здание театра драмы и комедии, реконструированное им в 1941 году, он украсил рядами колонн вычурного коринфского ордера.
Любили в нашем городе и неброский тосканский ордер. Он придает зданию монументальность, лишает композицию фасада дробности, вычурности. Еще до революции архитекторы активно использовали тосканский ордер.
В 1914-1924 годах было реконструировано главное здание Горного института (ныне «Днепровская политехника»). Само здание было построено в 1899-1901 годах по проекту архитектора Алексея Бекетова. Однако при реконструкции здание одели в неоклассические формы архитекторы братья Бернардацци. Появился внушительный шестиколонный портик главного фасада. Колонны здесь тосканского ордера.
После Второй Мировой войны, в 1951 году, было построено здание Горного техникума (ул. Вернадского, 2). Ныне это Университет таможенного дела и финансов. Здание построено на очень ответственном месте – на половине подъема на главный городской холм. Архитектор Лев Ветвицкий решил здесь важную задачу. Он создал монументальное здание, которое «держит» этот участок проспекта. Он оформил каждый фасад четырьмя сдвоенными колоннами тосканского ордера. Это и придало зданию запоминающийся монументальный образ.
Тот же архитектор Лев Ветвицкий в 1949 году создал другой шедевр – колоннаду входа в парк имени Т.Г. Шевченко . Колоннада интересна сама по себе – полукруглой формы, с мощными боковыми частями и двумя рядами колоннады.
Колонны в этой колоннаде очень даже непростые: ствол дорического ордера (расчерчен бороздками), а капители – коринфского ордера, с листочками и цветами. За счет сочетания двух ордеров удалось добиться вычурности и сочности силуэта колоннады.
Главный вход в парк своим декором словно приглашает нас в буйство зелени. Архитектура перекликается с реальной природой. Колоннада и растительность парка гармонично соединяются и дополняют друг друга.
Внушительными колоннами отличается и здание железнодорожного вокзала, построенное в 1951 году по проекту Алексея Душкина . Кроме нашего города, знаменитый архитектор прославился своими вокзалами в Сочи и Симферополе.
Наш вокзал тоже занимает достойное место в ряду вокзалов бывшего СССР. Огромное здание с двумя башнями декорировано колоннами коринфского ордера . Только главный вход оформлен более скромно – несколько колонн тосканского ордера . Но в целом здание вышло оригинальным: сочетание монументальности и вычурности, за счет использования именно коринфского ордера.
Вокзал, несмотря на свою красоту, сослужил плохую службу своему автору. В 1955 году вышло знаменитое Постановление «Об устранении излишеств» в архитектуре, которое подвело черту под эпохой «сталинского ампира». Отдельного упоминания в документе удостоился и архитектор Душкин, которому вменили в вину чрезмерное использование бюджетных средств и «необоснованное» увеличение площадей, в частности, в здании вокзала в Днепропетровске. Архитектор был лишен важных постов, хотя и не был репрессирован.
После Второй Мировой войны архитекторы, восстанавливавшие Днепропетровск, активно использовали коринфский ордер. Здания «сталинского ампира» (в просторечии «сталинки»), как раз предпочитали оформлять как раз колоннами коринфского ордера.
Первое место по масштабу колонн занимает главный корпус ДИИТа (ныне ДНУЖТ имени В.А. Лазаряна) по проспекту Гагарина. Здание было построено в 1954-1955 годах, причем архитекторов консультировал классик советской архитекторы Игорь Жолтовский .
Поэтому немудрено, что корпус ДИИТа получился образцом послевоенной архитектуры. Огромные колонны с коринфскими капителями заметны на несколько километров. К сожалению, в последние годы от капителей отпадают некоторые «листочки», по полметра каждый, создавая угрозу прохожим…
После «сталинок» 1950-х годов колонны ушли в прошлое как один из основных архитектурных элементов. Однако время от времени архитекторы все-таки вспоминают о колоннах.
Характерный современный пример - в оформлении торговых центров по обе стороны железнодорожного вокзала (2000-е годы), были использованы колонны. Капители этих колонн напоминают… архитектуру Древнего Египта. Вот так в архитектуре нашего города появился совершенно новый момент в оформлении колонн.
Сегодня колонны можно чаще встретить в оформлении частных особняков в «усадебном стиле», нежели в архитектуре общественных зданий. Архитекторы сейчас отдают предпочтение монументальным коробкам из стекла и бетона. Колонны на фасадах этих зданий не предусмотрены, они там и не были бы уместны.
***
Мы рассказали только о самых заметных колоннах в архитектуре Днепра. Колонны как архитектурный элемент ассоциируются, прежде всего, с классической архитектурой. Они символизируют монументальность и устойчивость.
Как видим, за два века в архитектуре нашего города были и колонны, и колоннады всех основных четырех архитектурных ордеров. Время покажет, увидим ли мы новые колонны в архитектуре Днепра», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |