|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает раскрывать малоизвестные страницы истории Днепра.
23 марта исполнится 90 лет со времени основания одного из старейших в уз ов нашего города – Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (ПГАСА). В канун юбилея мы предлагаем рассказ об истории возникновения строительной академии.
При каких обстоятельствах был основан строительный институт в Днепропетровске? Кто приложил основные усилия для этого? Когда и как появилась идея строительного вуза в Екатеринославе? Почему возникновение строительного вуза заняло более 15-ти лет?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
« Хотя строительная академия ведет свой отсчет с 1930 года, есть все основания считать, что ее истоки намного старше , - рассказывает Максим Кавун. - В 2000-х годах историк и автор книг по истории еврейской общины Александр Быстряков и тогдашний ректор строительной академии Владимир Большаков провели исследование, издали ряд книг, в которых предлагается новая хронология возникновения строительного образования в нашем городе.
Строительное образование появилось еще в Екатеринославе, в начале XX века . Это было связано с промышленным бумом и большими объемами строительства в нашем городе. С 1880-х годов Екатеринослав рос как на дрожжах. После 1884 года, с открытием железной дороги и вокзала, в городе возникли десятки промышленных предприятий. Население города увеличивалось в два раза каждые десять лет! В 1917 году в городе жило 220 тысяч жителей.
Однако высшими учебными заведениями Екатеринослав похвастаться не мог. В 1899 году, благодаря постоянным запросам «снизу», был открыт первый вуз города – Екатеринославское высшее горное училище. С 1912 года это училище стало Горным институтом, сейчас это Национальный технический университет «Днепровская политехника».
Город за тридцать лет увеличил свою территорию в два раза. Активно застраивались как центр, так и окраины. Запрос на появление квалифицированных кадров стимулировал появление учебных заведений строительно-технического профиля.
В 1910 году в Екатеринославе возникли «Екатеринославские технические курсы ( Technikum ) В.Х. Коробочкина». Они располагались на углу улиц Гимнастической (Шмидта) и Романовской (Антоновича). В 1912 года эти курсы были реорганизованы, создано строительное отделение и реорганизовано электромеханическое отделение. Тем, кто окончил строительное отделение, дозволялось выдержать экзамен на специальность техника-строителя при Институте гражданских инженеров в Петербурге.
До 1915 года на курсах Коробочкина училось около 250 человек. Обучение длилось 3.5 года. Сам В.Х. Коробочкин подчеркивал:
«Технические курсы являются учебным заведением, организованным по образцу и программа заграничных техникумов, которые охватывают курс более широкий, нежели средние технические учебные заведения».
В 1917 году решением Временного правительства курсы Коробочкина были преобразованы в «Первые политехнические курсы». Коробочкин планировал перевести их то в Воронеж, то в Харьков.
А затем… Коробочкин исчез. Больше в документах он не упоминается.
С 1913 года, с разрешения Министерства внутренних дел, в Екатеринославе также действовали «Екатеринославские архитектурно-художественные курсы (ул. Харьковская. 11). Курсы имели отделения: архитектурное, чертежное, художественное, и прикладных искусств. Архитектурное отделение было организовано по образцу политехнических курсов, обучение длилось 3 года. Эти курсы просуществовали до 1921 года, когда были реорганизованы в 1-й Екатеринославский рабочий техникум.
События Первой Мировой войны и революции, как ни странно, активно повлияли на процесс становления высшего образования в нашем городе. То, что давно бродило в умах местной интеллигенции, вылилось в проекты и в реальные институции.
В 1915 году в городе встал вопрос о переводе сюда двух университетов, которые оказались в зоне боевых действий. Это были Варшавский и Юрьевский (Дерптский, сейчас Тартуский) университеты. Один находился в Польше, другой в современной Эстонии. Но эти планы не были реализованы.
В 1916 году Городская Дума обсуждала вопросы об открытии в Екатеринославе сразу четырех вузов – университета классического типа, политехнического, транспортного и сельскохозяйственного институтов. В этом же году появился второй вуз города – Высшие женские курсы.
И вот в 1917 году, незадолго до свержения монархии, был основан Екатеринославский политехнический институт . Это было частное учебное заведение! Он официально начал свою работу 31 января 1917 года. Устав этого учебного заведения был подписан министром народного образования Российской империи, графом П.Н. Игнатьевым еще 5 апреля 1916 года. Больше года заняли организационные вопросы.
Политехнический институт создавался с частичным использованием материально-технической базы и при помощи преподавателей Горного Института. Первый набор студентов был объявлен уже в августе 1916 года. В фондах Государственного архива Днепропетровской области сохранились 2661 дело студентов и преподавателей этого вуза.
Вуз активно работал в 1917-1921 годах. В самый активный период революции и гражданской войны. Этот вуз каждый год менял свои названия: в 1918 году он проходит в документах как Екатеринославский еврейский научный институт, в 1919 году – снова Екатеринославский политехнический институт, в 1920 году – Екатеринославский государственный политехнический институт.
Согласно исследованиям, всего в институте в течение 1917-1920 годов обучалось 1170 студентов (среди которых насчитывалось 107 украинских и русских), хотя заявлений было подано наполовину больше (1479 – от евреев, 131 – от украинских и русских).
В 1921 году институт был закрыт советской властью. Он не вписался в тогдашние перипетии реформ образовательной системы.
В 1921 году был создан Екатеринославский вечерний рабочий строительный техникум. Он работал с 1921 по 1930-й годы. Техникум создали на базе инженерного факультета Политехнического института. Поэтому он может считаться частичным правопреемником последнего.
Сначала до 1925 года техникум располагался на ул. Харьковской, 11. С 1925 года техникум переехал в здание на ул. Базарной, 11 (ныне ул. Святослава Храброго – недавно Чкалова). В 1926-1927 учебном году в этом техникуме обучалось 155 студентов, из которых только 5 – женщины. По национальному составу: украинцы – 45 (29%), русские – 55 (35,5%), евреи – 53 (34,2%).
Все студенты техникума имели рабочий стаж, причем по многим специальностям: столяры – 40 человек, слесари – 22 человека, техники-десятники – 22 человека; строители без квалификации – 19; маляры и штукатуры – по 14; еще кровельщики, печники, электромонтеры. Все студенты были в возрасте 20-23 года.
В 1926 году в техникуме работал 21 преподаватель, студентов было 115 человек. Интересно, что с января 1930 года архитектурные дисциплины в техникуме преподавал известный в городе архитектора Александр Красносельский.
10 декабря 1929 года городской и окружной исполкомы г. Днепропетровска направили в Наркомат образования Украинской ССР в Харькове письмо, где настоятельно просили обеспечить подготовку специалистов строительного профиля в нашем городе. Главный мотив – каждый год объемы строительства в регионе увеличивались вдвое! Авторы письма настаивали:
«Для того, щоб не опинитися перед фактом зриву будівництва, що намічено за пятирічним планом, треба вжити всіх заходів для того, щоб негайно реорганізувати Технікум на Інститут, збільшити набір і відкрити денну форму».
И власть ус лышала эту просьбу «снизу». Уже весной следующего года в Днепропетровске появился строительный институт…
23 марта 1930 года Совет Народных Комиссаров Украинской ССР принял постановление об организации Вечернего строительного института на базе вечернего техникума. Именно эту дату принято считать датой основания вуза.
В 1930-м году на базе вечернего рабочего строительного техникума был создан Днепропетровский строительный институт. Такое название вуз носил с 1930 по 1935 годы. Институт входил в состав Наркомата (министерства) тяжелой промышленности и финансировался за его средства. Он готовил инженеров-строителей по двум специальностям: инженер-конструктор строительного производства и инженер промышленного и гражданского строительства.
А 12 июня 1930 года Совнарком УССР принял решение образовать уже на базе уже существующего вечернего строительного института Днепропетровский строительный институт (ДСИ). На стационаре был установлен 4-летний срок обучения. При этом сохранялись вечернее отделение и строительный техникум.
Уже осенью 1930 года были организованы 11 кафедр: математики, строительной механики, строительных дел, геодезии, архитектуры, железобетонных конструкций, графических дисциплин, организации работ, отопления и вентиляции, социально-экономических наук, военная. В 1940 году в институте уже действовали 18 кафедр.
Во время образования института вечерний институт размещался на улице Базарной, 11 (ныне ул. Святослава Храброго). В мае 1930 года быстрыми темпами началось сооружение учебного корпуса на бывшей площади Абрамовича.
В довоенные годы институт сменил пять ректоров, но назывались они директорами. Первым директором был С.И. Миндель, до марта 1931 года. До этого он работал директором вечернего строительного техникума.
Первый набор на курс был успешным. На 220 мест было подано 433 заявления. Зачислены на первый курс были 221 студент. На 2-4 курсах (бывшего техникума) училось 168 студентов. Таким образом, в первый год существования Института в нем училось почти 400 человек.
В 1930 году на 11 кафедрах работало 68 преподавателей, из них – 7 профессоров и 12 доцентов. С 1935 (и по 1994) года вуз назывался ДИСИ – Днепропетровский инженерно-строительный институт. А в 1940 году было уже 79 человек, из них 7 профессоров и 40 доцентов. С апреля 1938 года институт подчинялся уже Наркомату строительства СССР.
Учебный городок вуза возник… на пустом месте. В Екатеринославе на этом месте располагалась площадь Абрамовича. Это было прямоугольное пространство в западной части Соборной горы, в центре которого возвышалась Крестовоздвиженская военная церковь, освященная в 1912 году. Церковь эта, кстати, частично сохранилась во дворе академии – она в перестроенном виде стала частью спортивного комплекса строительной академии.
В 1930 году решением власти эта территория была закреплена за строительным институтом.
Первым был сооружен главный корпус института – так называемый «дом-самолет» в стиле конструктивизм . Четырехэтажное здание, сооруженное на склоне холма, развернуто полукруглым фасадом на северо-запад и напоминает самолет в движении. Этим создается иллюзия динамики.
Очень интересен интерьер, в котором лестницу заменяет внутренний пандус. Эта работа ярко иллюстрирует архитектурные предпочтения и иллюзии начала 1930-х годов.
Архитектор этого здания Генрих Львович Швецко-Винецкий родился в 1901 году в Екатеринославе. Он происходил… из семьи сапожника, тем не менее, получил неплохое образование. Окончил в 1927 г. архитектурный факультет Ленинградского института гражданских инженеров. Вернувшись в родной город, в 1927–1930 гг. работал инженером по школьному строительству, организовал свое проектное бюро, где работали студенты строительного техникума. В открытом в 1930 году инженерно-строительном институте (теперь академия) Швецко-Винецкий создал кафедру архитектуры и с 1934 г. работал там доцентом.
А после войны руководил строительством новых корпусов вуза также выпускник, основатель архитектурного факультета Олег Борисович Петров (1914-1994). Он является основным автором нового «стеклянного» корпуса по улице Чернышевского, нового высотного корпуса, спортивного корпуса с бассейном и комплекса студенческих общежитий по улице Моссаковского (недавно - Клары Цеткин).
Таким образом, даже сооружения строительного института, а ныне академии, были созданы «своими» кадрами – выпускниками и преподавателями. За десятки лет здесь вырос костяк днепропетровской архитектурной школы, известной далеко за пределами Украины.
***
Многие десятилетия большинству днепрян была известна и не требовала расшифровки аббревиатура – ДИСИ.
В 1994 году вузу было дано новое название – Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры (ПГАСА). Такое название он носит и сейчас.
Узнать подробнее об истории строительного вуза нашего города вы можете, посетив Народный музей истории ПГАСА. Здесь находятся уникальные документы, фото и графические материалы. Музей расположен в «старом» корпусе академии, по адресу: улица Чернышевского, 24», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
ну это инормация не для озлобленных по разным причинам Ответить | С цитатой
слава про ДИСИ и его выпускников по всей стране была до него. Ответить | С цитатой
Мне посчастливилось слушать его лекции и даже сдавать ему экзамен! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2